Содержание
«Казань начала забывать о Булате Галееве, а он сделал многое…»
Имя Булата Галеева знакомо всем, кто застал 1960–80-е в Казани — белокаменная Спасская башня Кремля с 1967 года горела «малиновым звоном», на Арском поле проходили спектакли «Звук и свет», а в КАИ, консерватории и молодежном центре — концерты светомузыки. Однако после распада СССР деятельность основанного Галеевым новаторского конструкторского бюро, а затем НИИ «Прометей» сошла на нет, и в нулевых о них уже помнили только специалисты.
После смерти Галеева в 2009 году его наследие возрождается силами сотрудников центра «Прометей» — проходят выставки в Москве и за рубежом. В 2019-м руководитель центра, исследователь творчества инженера и художника Анастасия Максимова зарегистрировала фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Галеева, а через год его силами в Казани открылась выставка.
Ее координаторами стали куратор выставочных проектов Третьяковской галереи Кирилл Светляков и основатель открытого архива украинского медиаарта, преподаватель Школы Родченко Янина Пруденко. Через полтора года вариант выставки будет представлен и в Третьяковке, пообещал Светляков.
Выставка расположена в двух залах. Первый разделен на три смысловые зоны: «Галеев и художники», «Галеев и Казань», «Галеев и мир». Там можно увидеть картины, фильмы, афиши, рекламные макеты, приборы для светомузыки и экспериментов с медиаискусством, объекты медиарта. В другом зале разместили архивные материалы «Прометея» — книги, научные статьи, поздние работы.
У истоков «Прометея» стоял художник Константин Васильев. В 1962 году вместе со своими друзьями и соседями по квартире — студентами КАИ Геннадием Прониным и Олегом Шорниковым — он организовал исполнение симфонической «Поэмы огня» («Прометей») Александра Скрябина цветомузыкальным оркестром. Галеев тогда окончил физический факультет пединститута. Узнав о деятельности студентов КАИ, он устроился в институт преподавателем физики и присоединился к их работе. Позже первопроходцы перестали заниматься светомузыкой, а Галеев продолжил развивать это направление.
«О светомузыке тогда мечтали многие, но техника была на низком уровне, а в КАИ — на современном, и Булат Галеев вдохнул в нее жизнь», — вспоминал на открытии выставки Пронин. Главной заслугой ученого он считает использование светомузыки для серьезных целей — она должна была по-новому раскрыть музыку, которая проникает в душу. «Это искусство будущего. Сегодня нет человека такой же мощи, как Галеев, но в будущем его дело станет продвигаться», — уверен Пронин.
Другой важный для «Прометея» художник — Надир Альмеев. Он участвовал в создании фильма «Маленький триптих» (1975), а также делал иллюстрации к книгам Галеева. В одной из них — «Поющая радуга» — Альмеев представил преображенные светом мотивы Казани, а также портреты художников и музыкантов, увлеченных идеей синтеза искусств.
Альмеев назвал Галеева «универсумом пространства и мысли» и напомнил, что концерты «Прометея» в КАИ и КГФЭИ, а также спектакль «Звук и свет» на Арском поле в 25-ю годовщину окончания Великой Отечественной войны, где гуляющий звук воспроизводил страдания солдат и апокалипсис войны, производили невыразимо глубокое впечатление. «Город начал забывать о Булате Галееве, а он сделал многое для живущих в нем. При новом здании филармонии хотели организовать зал светомузыки, но не сделали. Хотелось бы в дальнейшем осуществить это как памятник творчеству Булата», — сказал Альмеев.
Еще одним другом Галеева был ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин. Поскольку здания инженеров и музыкантов находились рядом, они часто общались. Галеев и женился на студентке консерватории, позже Ирина Ванечкина защитила кандидатскую диссертацию по «Прометею» Скрябина. «Он был неисправимым мечтателем, — вспоминает Абдуллин. — На каждом шагу искал свою мечту. Это типичный шестидесятник — он хотел, чтобы изменения происходили быстрее, ничего не принимал на веру: сначала хотел изучить все в подробностях».
Бывший ректор КАИ Геннадий Дегтярев рассказал, что в 1960-х на выставках студенческих научных работ в разных городах ждали именно проекты «Прометея». Если их устройства привезти не удавалось, посетители с досадой говорили, что «лучше бы и не приезжали». «То есть светомузыкой молодежь интересовалась не только в Казани, а слава объединения шла по Советскому Союзу», — заключил Дегтярев.
Телеведущая Лия Загидуллина рассказала такую историю. Однажды Галеев принес на телевидение свой любительский документальный фильм о Софии Губайдулиной. «Мы его почистили, сократили, и я дала его в эфир. А потом он просил у Губайдулиной разрешения оформить светомузыкой ее произведение, и он действительно это сделал и показал на ее 70-летие».
Выставка сделана на деньги фонда им. Галеева, без привлечения бюджета Татарстана, на что обратил внимание замминистра культуры РТ Дамир Натфуллин. «Булат Махмудович Галеев — уникальный человек. Его творчество актуально сейчас и будет таковым в будущем. Эта выставка сделана его учениками, которые верят, что его идеи продолжат жить», — сказал Натфуллин.
Самый крупный экспонат выставки — реконструированный светокинетический макет здания для нового революционного искусства, придуманный художником и исследователем Григорием Гидони в 1927 году. Через 10 лет его расстреляли по обвинению в шпионаже. А еще спустя полвека по инициативе Галеева макет воссоздали для выставки 1987-го под названием «Памятник революции Г. Гидони». Причем та экспозиция выставлялась в том же зале, где сейчас проходит выставка в честь Галеева.
Так выглядела установка «Малиновый звон» на кремлевской колокольне. «О чем здесь звонит колокол? Он звонит в память о маленьком чуде русского языка и о нашей юности, когда не было хозрасчета, но был расчет на то, чтобы сказку сделать былью», — писал Галеев.
Некоторые проекты «Прометея» так и не реализовались — например дискошар, в который должен был превратиться глобус фонтана в парке им. Кирова.
«Прометей» занимался не только «чистым искусством», но и прикладным — например, в КБ разработали проекционно-растровый индикатор, который должен был расслаблять космонавтов. Также прибор, изменяя цветовую гамму, предупреждал бы экипаж о сбоях в работе оборудования.
Другой пример — оборудование для дискотек: светомузыка и насадки на диапроекторы.
В конце 80-х – начале 90-х годов Галеев поехал в Европу и познакомился там с очень модным на тот момент видеоартом. Вернувшись, он стал делать свои объекты — виртуальный поцелуй и партия в теннис с одного телевизора на другой, экран с датчиками, которые превращают изображение в музыку… Все это он воспринимал иронично — по его мнению, такое простое искусство мог сделать любой.
Позже Галеев сделал компьютерную инсталляцию «Поющий шамаиль»: на экране возникают очертания шамаиля и их сопровождает мелодичная музыка. «Моя давняя, с детских лет, идея — проверить возможную схожесть национального орнамента и национального мелоса. Если единство есть, можно было бы восстанавливать по сохранившимся орнаментальным узорам музыку древних культур», — говорил художник.
«Эта выставка призвана в очередной раз обратить внимание на фигуру Галеева, на то, что происходило в Казани, на то, что у столицы РТ есть авангардная история. У меня сложилось впечатление, что это еще не откладывается в массовом сознании казанцев, что они еще не до конца представляют данную историю», — полагает Светляков. По его мнению, в столице Татарстана должен появиться мультимедиа-арт-центр, где бы поселился нынешний «Прометей» и хранилось наследие Галеева.
Учитель в Башкирии не всегда не прав
В соцсетях прочитал, что в одном из районов Башкортостана учащиеся написали жалобу на преподавателя.
Дескать, он плохо дает материал, придирается по мелочам, заигрывает с девочками (учитель — молодой неженатый мужчина) и вообще он нам не нравится, писали ученики. Как мы будем сдавать ЕГЭ, когда мы ничего не понимаем, спрашивали с негодованием дети. Уберите его от нас, иначе мы за себя не отвечаем, угрожали ребята.
В районном отделе образования создали комиссию, которая проверила все указанные в письме факты. Оказалось, что материал учитель дает по какой-то современной методике, которая не совсем привычна для большинства учеников. Но успеваемость в других школах России, где данная методика внедрена, выросла на 25-30 процентов. Придирается он к двоечникам, заставляя делать домашние задания, и постоянно проверяя. С девочками не заигрывал, а скорее наоборот — избегал заигрывания с их стороны.
В общем, хороший оказался учитель.
Но дабы не было скандала, его решили убрать с глаз долой.
И уволили за профнепригодность.
Наверное, чиновники, сидящие в районном отделе образования, подумали, что так будет проще и всем спокойнее: не уволишь учителя — жалобы пойдут в Уфу, оттуда — в Москву, а там не будут долго разбираться — снимут всех. А то, что поломали человеку жизнь — ну, ладно, отмолимся потом.
Этот случай ярко показал, что учитель сейчас — существо бесправное и забитое. Если еще лет 30 назад он считался самым уважаемым членом общества (наряду с врачом), то сейчас ничего не стоит снять преподавателя с должности. И всем наш бедный учитель должен угождать: и администрации школы, и родителям, и ученикам. Иначе — волчий билет.
Я вспомнил случай, произошедший со мной в детстве. Как уже упоминалось в одной из колонок, мой отец — офицер, и, как все дети военных, мы переезжали из гарнизона в гарнизон. Соответственно, меняя с каждым разом школу.
Седьмой класс я оканчивал в городке Свободный-18, что в Амурской области. Имя-отчество классной руководительницы я, к стыду своему, не помню, но отлично запомнил ее прозвище — Сова. Прозвище ей дали из-за внешнего вида: она была полная, в очках и очень злая по рассказам учеников. Могла просто так поставить двойку, наорать, выгнать из класса. Ей ничего не стоило снизить отметку в четверти, потому что ты ей не нравишься. Короче, злыдня еще та.
Повторю, это мне всё рассказывали про нее одноклассники.
Получилось так, что за год по ее предмету у меня выходила тройка. А надо заметить, что отец у меня очень требовательный — за тройку душу, конечно, не вытрясет, но мозги прокомпостирует знатно.
Терять мне было нечего, и я решил попросить ее, чтобы она не ставила эту оценку. Взял дневник и пошел к ней домой. Звоню в дверь. Колени дрожат. В горле пересохло. Открывает:
— Чего тебе, Галиев?
— Здрасьте, — говорю, — хотел вас попросить… если можно… поставьте, пожалуйста, четверку за год…
И тут на меня что-то нашло — от переживаний я начал рыдать прямо в подъезде.
— Папа, — говорю сквозь всхлипывания, — будет за тройку ругать… он строгий у меня… поставьте, пожалуйста…
Больше ничего сказать не могу, слезы текут, всхлипываю.
Она переполошилась:
— Заходи, не плачь, успокойся.
Я головой машу, мол, нет, не зайду.
— Давай дневник, — говорит, — только не плачь.
Я протягиваю, она подмахивает четверку, я бормочу что-то невразумительное типа «спасибо» и убегаю, размазывая слезы…
Осенью в школу она не вернулась — вышла в декрет (оказывается, была в положении). Потом родила первенца. Я видел ее пару раз с коляской, быстренько здоровался и старался скорее убежать. Было неудобно, стыдно, неловко.
Но я понял, что никакая она на самом деле не «Сова», а одна из самых добрейших женщин в мире. А те ученики, которые ее оскорбляли — они, извините, сами дураки.
Дай бог ей и ее семье крепкого здоровья и благополучия во всем. Я всегда вспоминаю ее с теплотой и благодарностью. Спасибо.
Что я хотел сказать сегодняшней колонкой?
Не всегда верьте детям.
Уважайте учителей.
Хороших людей больше, чем плохих.
Все будет хорошо.
Индекс
| Крымские татары: от советского геноцида до путинского завоевания
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicКрымские татары: от советского геноцида до путинского завоеванияСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicКрымские татары: от советского геноцида до путинского завоеванияСовременная история (1700–1919 гг. )45)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
‘INDEX’
,
Кройные татары: от советского геноцида до завоевания Путина
(
2015;
онлайн Edn,
Academic
, 21 январь
),
Oxford Academic
, 21 январь
4),
Oxford Academic
, 21. https://doi.org/,
, по состоянию на 22 ноября 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicКрымские татары: от советского геноцида до путинского завоеванияСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicКрымские татары: от советского геноцида до путинского завоеванияСовременная история (1700–1919 гг.)45)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Тема
Современная история (с 1700 по 1945 год)
Скачать все слайды
Этот контент доступен только в формате PDF.
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Окунитесь в причудливый, причудливый мир советской студии светового искусства «Прометей»
Как-то спрятавшись в Казанском авиационном университете в Татарстане, СССР, на территории радиотехнического факультета, студия «Прометей» исследовала экспериментальную эстетику. Короче говоря, исполняя сложный танец осчастливления советских властей и КГБ, профессор Булат Галеев и его коллеги сумели создать огромное количество работ в области визуальной музыки.
Эти проекты включали в себя все, от небольших световых органов до полномасштабных проекций, в бесконечном параде изобретений. И в последнее время как российские, так и западные художники заново открывают для себя их благодаря продолжающейся кураторской работе уцелевшего Казанского института «Прометей». Так что, хотя музей потерян, Галеева нет, а часть машин уничтожена или находится в нерабочем состоянии, в работах, похоже, скоро будет новое открытие. Я ожидаю, что это будет касаться не только работы в Казани, но и полной переоценки экспериментальной эстетики во всей бывшей коммунистической сфере.
Булат Галеев за штурвалом «Кристалла» — светооргана середины 60-х, который сейчас реконструируется.
Я принял участие в проекте, впервые инициированном куратором Натальей Фукс (в качестве координатора программы «Политех.Наука.Искусство» Московского Политехнического музея). Это привело к некоторым нашим собственным экспериментам, включая сотрудничество с институтом в Казани и реконструкцию Кристалла, светового органа в форме тетраэдра, наполненного лампочками. Художник Дмитрий Морозов (vtol) работал над этим вместе с нами, воссоздавая визуальный инструмент в его первоначальных планах и характеристиках и обеспечивая современное компьютерное управление его лампой накаливания. (Это тоже непросто — остался только фрагмент внутреннего устройства, а сами чертежи в лучшем случае схематичны.)
В процессе нашей последней работы с ZKM в Карлсруэ я наткнулся на два винтажных видео. Один, по-видимому, конца 80-х, с английским повествованием и дает обзор проекта. Другое видео 1972 года.
«Электронный художник» — это аналоговый телевизионный инструмент для рисования, выпущенный в 1976 году.
Новое видео представляет собой отличный обзор проектов, рассказанный на английском языке, но, к сожалению, сдерживаемый некоторыми туманными образами. Стоит посмотреть все это целиком, так как некоторые из самых диких моментов мимолетны, а за ними следуют длинные панорамные кадры стола Галеева. (Не совсем уверен, кто редактировал это.)
Придется проявить воображение. Увидев некоторые из этих устройств, эффекты пышные, красочные и футуристические, которые здесь полностью теряются. Но вы получаете беспрецедентный взгляд на диапазон работы, проделанной студией на протяжении многих лет.
Пространственная аудиосистема — это то, что я хотел воссоздать — в ней просто используется набор фотодетекторов и лампочка, хитроумная матрица X/Y, подключенная к многоканальной аудиосистеме. Многие устройства здесь все еще работают, но в этом фильме особенно хорошо показана сложная установка кинотеатра с ее рычагами.
В видео 1972 года вы видите различные визуальные техники. Диктор на русском языке, но следить за происходящим можно визуально — а их много. Даже такое простое действие, как размахивание лампочкой перед объективом, является довольно эффективным приемом.
На самом деле, это видео наиболее ярко демонстрирует силу наложения оптических эффектов. (Я также думаю, что важно то, что большая часть того, что здесь используется, — это именно оптический , а не «аналоговый».) Россия имеет богатые традиции оптических визуальных эффектов на протяжении 20-го века. И группа Prometheus основывается на этом, создавая богатый органический эффект с помощью относительно простых комбинаций — наслоения двух неправильных гобо (трафаретов или шаблонов) и последующего их вращения. Это мало чем отличается от того, что вы делаете в аналоговом синтезе, но в нем есть вся глубина оптической техники.
Так что, хотя полная история Галеева и Prometheus Studio могла бы легко занять целую книгу, давайте пока насладимся этими видео.
Возможно, это вызовет интерес у других читателей к подобным экспериментам со всего мира. Присылайте кого-нибудь из них.
А пока вот две истории проекта.
Статья в INDE, доступная на русском и английском языках, подробно описывает обширную историю Прометея. Это также показывает, почему составление истории является сложной задачей, поскольку запуск институционального экспериментального художественного проекта в СССР означал наслоение смыслов, что-то вроде оптических эффектов. «Полуандеграунд» — это определение, похоже, подходит и к парадоксам современного медиаискусства, хотя, с другой стороны, в политическом, эстетическом и институциональном смыслах.
На свет: история пионера советского медиаискусства Булата Галеева и его Института «Прометей»
Только на русском, но есть и интервью с Натальей Фукс о начале рекреационного проекта.
В прошлом году я также написал статью на английском языке. Я на самом деле хочу вернуться и сделать эту историю намного лучше, но люди в Казани говорят мне, что они имеют в виду это, так что это не может быть неправильно.
Легкая музыка
Большое спасибо моим друзьям и сотрудникам, работавшим над этим проектом, а также организациям, в том числе vtol и Наталье Фукс (сейчас в ГЦСИ).
Сила Света также присоединилась к нам в проекте в его последней версии.
У института «Прометей» есть свой сайт, но он довольно устарел — вплоть до того, что на нем указан адрес электронной почты его основателя, несмотря на то, что он скончался более семи лет назад.
И больше о нашем современном проекте по мере его продвижения.
Дайте нам знать о других историях светового искусства со всего мира — похоже, эта функция ждет своего появления.