Содержание
Эдуар Вюйар — художник, показывавший людей через окружение
Жан Эдуар Вюйар — французский художник, представитель символизма и модерна.
Мать и дитя
Ранние работы во многом близки творческой манере голландских мастеров 17 века («Стакан воды и лимон»). Впоследствии в картинах художника все больше проявляются черты импрессионизма. Типичные черты полотен Вюйара – камерные сцены, образы сливаются с фоном, неотделимы от него, образы нарочито размыты, что усиливает их таинственное обаяние. Художник мастерски использует цветовые созвучия, оригинально подбирая их. Изображая повседневную жизнь, Вюйар представлял ее как нечто таинственное и увлекательное. Нередко персонажами его работ становились родственники («Мадам Вюйар за шитьем»).
Мадам Хессель в студии ВМадам Вюйар у каминаМадам Вюйар в гостинойМадам Вормстер с детьмиЛа Саль
Характерна тяга к мягким, немного приглушенным тонам или полутонам, сочеталась с небольшими вставками черных и темных цветов, особенно это ярко было выражено в его интерьерах и изображениях садов.
Массив возле домаСад в КаннахПервые фруктыДом в Бретани
Вюйар работал в самых разных жанрах: писал интерьеры, портреты, натюрморты, декоративные панно. Также, он был страстным фотографом и оставил огромный фотоархив (более двух тысяч единиц). Много лет (практически всю жизнь) вел дневники, и они сохранились.
АвтопортретТраурное платьеПосле ланча
Излюбленной его темой, помимо интерьера, были сады. Увлеченно работал в сфере настенной живописи, высветляя колорит и превращая композиции в «ковровые» красочные арабески. Выступал как сценограф, в частности, сотрудничал в конце 1910 — начале 1920-х годов с антрепризой С.П. Дягилева. В поздний период писал светские портреты.
Княгиня БибескуИнтерьерИвонн Принтемпс и Саша ГитриЗеленый интерьер
Он использовал всевозможные живописные техники: масло, клеевые краски (чаще всего — distempera, краску на клее из вываренной шкурки кролика), рисунок, гравюру.
ЗавтракЗавтрак у мадам ВюйарЗавтрак в ВиллервилеЖенщина в шляпе
Вюйар родился 11 ноября 1868 года в Кюизо. Его отец был капитаном в отставке. В 1878 году семья Вюйара переезжает в Париж. В лицее Кондорсе, где однокашниками Эдуара были Морис Дени и Кер-Ксавье Руссель (в будущем также живописец и муж старшей сестры Вюйяра), он утвердился в своем желании стать художником. Он поступает сначала в художественное училище, где встречает Пьера Боннара, а затем в парижскую академию Жюлиан. Уже во время обучения в лицее, Вюйар встречает тех людей, с которыми его впоследствии будут объединять похожие взгляды (Ксавье Руссель, Люнье-По, Морис Дени). Изначально предполагалось, что Эдуард станет военным, но, во многом из-за влияния Ксавье Русселя, Вюйар в 1889 году поступает в Школу изящных искусств.
Женщина в полосатом платьеДети в комнатеВ комнатеТулуз-Лотрек
В 1888 году Вюйар вместе с Кер-Ксавье Русселем и Морисом Дени организует группу «Наби». Со следующего года его работы постоянно появляются в Салоне. Первая личная выставка художника состоялась в 1891 году в редакции издания «Ревю Бланш», с которым художник сотрудничал в течение нескольких лет. С редактором этого журнала, Таде Натансоном, Вюйар долгое время дружил.
Анемоны в китайской вазеМолодая женщина в постелиЖенщина с чёрными бровями
Вюйара, а также таких членов группы, как Валлотон и Боннар, называли интимистами; впрочем, это объединение условно, все трое — художники с весьма разными манерами письма. Вообще, «Наби» не были «жесткой» группировкой: к 1900 году их уже объединяла разве что общая память. А для Вюйара именно 1890-е годы были исключительно важным периодом творчества: именно тогда он и состоялся как художник со своим видением мира, своими темами и своим «почерком».
Две сестрыНакрытый столСтолСоусник
Сначала он писал только интерьеры, потом стал вводить в них женщин. Постепенно его картины становились все больше и больше, и, наконец, выросли до размеров панно. Одновременно Вюйяр работал над портретами представителей преуспевающих французских буржуа, что давало ему средства к существованию. Все это время его творчество оставалось в достаточной степени фигуративным, но иногда он был уже на грани абстракции.
ЧитающийРесторанчикСад
Он много путешествовал, изучал искусство в разных городах Европы: Венеции, Флоренции, Милане, Лондоне. Ездил в Испанию. Но больше всего любил проводить лето среди неброских пейзажей Нормандии и Бретани.
Вид на лес из окнаВаза с фруктамиПод портикомВестибюль
Искусство Вюйара, варьировавшее узкий круг тем, привлекательно свежей непосредственностью восприятия повседневной жизни, тонкой эмоциональностью, цветовой и ритмической выразительностью силуэтов, изысканной гармонией матовых, как бы, вибрирующих красок, преимущественно родственных друг другу переходных оттенков.
Женщина в шляпеЖенщина с чашкой кофеЖенщина чистит одеждуВид на лес из окна
Вюйар был популярным портретистом. Любопытно, что сам он настаивал на том, что пишет не портреты, а «людей в их окружении». И в самом деле: «окружение» его героев и героинь почти всегда имеет самостоятельную ценность, так что художественная задача автора, как правило, не сводится к портрету.
Цветочное платьеСаша Гитри в гримернойСалон мадам Арон
Внимание Вюйара привлекают: цвет платья модели, общий колорит интерьера, тени на скатерти, орнамент занавесей и ковров, картины на стенах, — притом вещи изображены не в качестве «знаков» профессии или символов общественной роли, а как эстетически самоценные формы.
В 1893 году Эдуар плодотворно сотрудничает с еще одним своим приятелем Люнье-По в символистском Театре творчества. Вюйар принимает участие в постановке мизансцен, создании декораций.
КаштаныМагазин тортовАвенюИгра в теннис на море
В этот период Вюйар знакомится с Маларме и Тулуз-Лотреком. Часть мотивов своего творчества художник перенимает из японской гравюры, которой он увлекся вместе со своим товарищем Боннаром. Именно этому искусству картины Вюйара обязаны интимными, камерными темами и пластическим способом их воплощения. В целом, Боннара и Вюйара объединяет некоторая общность тем и мотивов.
Сидящая женщина в чёрномОбщественный садПортрет Таде Натансона
Современник Вюйара, известный художественный критик Юлиус Мейер-Грефе, однажды заметил, что в работах Вюйара всегда есть некая тайна: можно иметь у себя в доме его картину хоть целый месяц, а потом вдруг обнаружить «где-то в уголке новое лицо, да не просто лицо, а целый рассказ!».
Первые шагиОтделение первого классаРасчёсывание
Художник увлеченно работал также в сфере настенной живописи, создавая масштабные декоративные композиции (Сад Тюильри, панно для дома А. Натансона, 1894, ныне в музее Орсе, Париж; панно в фойе театра Елисейских полей, 1913; росписи в Пале-Шайо, 1937, а вне Парижа – в женевском здании Лиги наций, 1939). Выступал как сценограф (в частности, сотрудничал в конце 1910 – начале 1920-х годов с антрепризой С.П.Дягилева). Среди его характерных станковых произведений: “В постели” (1891, Национальный музей современного искусства, Париж), “В комнате” (1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург), цикл “Сады Парижа” (1894, Национальный музей современного искусства, Париж, и другие собрания), “Супружеская жизнь” (ок. 1900, частное собрание, Париж), “Дамы Натансон за вышиванием на веранде” (1913, музей Орсе, Париж)
Натюрморт с ледойСеребристые деревьяАвтопортретАвтопортрет
.
Вся долгая жизнь Вюйара была связана с уютным миром женщин, нарядов, драпировок, тесных квартирок и маленьких площадей. Он его не расширял, а углублял и исследовал, и в этом проявился его талант.
Портрет Мари Вюйарпортрет мадам Мари де Жардин-ФонтанПортрет женщины в профильОбнажённая на оранжевом ковре
Эдуар жил с матерью до 60 лет, до самой ее смерти. Она была портнихой и немного модисткой, и потому с ранних лет Эдуара окружал мир тканей и нарядов. Это ему нравилось. Он был тихим, симпатичным человеком, но иногда его переполняли эмоции, которые требовали творческого выхода.
Моя бабушкаМоя мать
После Первой мировой войны в его творчестве доминируют, главным образом, женские портреты на которых дамы света. Его работы спокойны и солидны. Всего он создал более 3000 картин.
Мужчина и женщина возле дереваМадам Вюйар сидитМадам Вюйар за шитьёмМадам Вюйар за столомВ красной комнатеМаксимХороший ребёнок
Умер Эдуар Вюйар в Бретани, перед самой Второй мировой войной 21 июня 1940 года.
После бала
Текст подготовила Валерия Ольховская
Эдуар Вюйар — интимный пророк из «Наби»
- Биография Эдуара Вюйара
- Самые известные картины Эдуара Вюйара
Эдуар Вюйар (Edouard Vuillard; родился 11 ноября 1868 года — умер 21 июня 1940 года) — французский живописец, декоратор и гравёр конца XIX — начала XX века. Творчество Эдуара Вюйара тесно сопряжено с вехами в его биографии, отражает этапы проб и экспериментов в жанрах импрессионизм, постимпрессионизм и реализм. Картины Эдуара Вюйара представляют удивительное слияние человека с миром предметов и интерьеров, посредством которого открывается внутреннее состояние героя, его настроение и особенности характера.
Эдуар Вюйар говорил: «Я не делаю портретов, я рисую людей в их домах». Каждая картина погружает зрителя в сюжет, стирает социальные границы, открывает нечто личное, интимное: женщины за рукоделием, узор на шали, парковые пейзажи и тихие спальни. В архиве мастера не только фигуры и портреты в окружении интерьеров, но также многочисленные натюрморты, иллюстрации, гравюры, настенные композиции и театральные декорации.
Биография Эдуара Вюйара
Эдуар Вюйар родился в небольшом городке Кюизо на востоке Франции 11 ноября 1868 года. Спустя 9 лет семья переезжает в Париж. Юный Эдуар большую часть времени проводит в кругу женщин: мамы, бабушки и старшей сестры, занимающихся пошивом одежды и рукоделием. В дальнейшем женские образы станут неотъемлемой частью его произведений.
Тихая размеренная жизнь в доме полном разноцветных тканей, ниток и тесьмы способствовала прилежанию, развитию хорошего вкуса и правильного восприятия цветов, а многообразие фактур и фасонов погружало юного Эдуара в мир деталей.
Успешно окончив школу и получив престижную стипендию на обучение в лицее Кондорсе (Lycee Condorcet), будущий мастер изучает риторику и искусство, делает первые рисунки, отличающиеся мелкими деталями и близкими тонами. В лицее он принимает решение стать художником. Здесь же происходит судьбоносное знакомство с Морисом Дени (Maurice Denis), Кер-Ксавье Русселем (Ker-Xavier Roussel), Пьером Вебером (Pierre Weber), Орелиеном Лунье-По (Aurelien Francois Marie Lugne-Poe).
В 1885 году Эдуар Вюйар учится в художественном училище, где знакомится с Пьером Боннаром (Pierre Bonnard), а после в Академии Жулиана (Academie Julian). В 1887 году, после ряда неудачных попыток, становится студентом Школы изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), где изучает академические науки. Вюйар посещает студии именитых художников Роберта Флери (Robert de Fleury) и Вильгельма-Адольфа Бугро (William-Adolphe Bouguereau).
В 1889 году молодой живописец присоединяется к неформальному художественному объединению «Наби» (Les Nabis, в переводе с французского означает «Пророки»), в котором уже состояли его друзья. Увлекаясь наравне с другими набитами творчеством Поля Гогена (Eugene Henri Paul Gauguin), Эдуар Вюйар также интерпретирует японские гравюры, вырабатывает собственный стиль. Творчество мастера приобретает ярко выраженный декоративный характер, в котором узоры и детали становятся важнее лиц. За открывающийся в картинах внутренний мир героев живописца называют «интимным Наби».
После распада группы в 1900 году Вюйар много путешествует, вдохновляется пейзажами Венеции, Нормандии и Бретани. Намеренно отклоняется от новых тенденций в искусстве — творческие приоритеты отдаёт реализму. Картины приобретают глубину и объём, которых не было в прежних работах. Композиции становятся более крупными и монументальными. Теперь их предназначение — большие загородные дома, театры, дворцы.
С началом Второй мировой войны и приближением немецкой армии Эдуар Вюйар вынужденно покидает Париж и умирает 21 июня 1940 года в Ла-Боль-Эскублак на западе Франции.
Самые известные картины Эдуара Вюйара
Картины Эдуара Вюйара восхищают ценителей искусства великолепием свободы вдохновения, чистотой палитры. Большая часть произведений искусства собрана в парижских музеях Орсе (Musee d’Orsay) и Пти-Пале (Musee du Petit Palais). Отдельные работы находятся на хранении в музее Тулуз-Лотрека (Musee Toulouse-Lautrec) в Альби, европейских и американских выставочных центрах, частных коллекциях. Наиболее известные из них:
- «Интерьер, мать и сестра художника» (Interior. Mother and Sister of the Artist; 1893) — социально-острое, дерзкое и технически изящное произведение, обнажающее личные отношения, вызывающее чувство неловкости и тревожности.
- «Женщина в полосатой блузе» (Femme en chemisier raye; 1895) — лёгкими штрихами в палитре двух цветов на декоративной керамической тарелке художник изобразил контуры женщины в полосатой блузе.
- «Персонажи в интерьере» (Personnages dans un interieur; 1896) — одна из четырёх декоративных панелей, сделанных в доме кардиолога Анри Вакеса.
- «В саду» (Dans le jardin; 1898) — незакрашенные участки картона задают тон картины, подчёркивают мимолётность мгновения. Краска же выполняет только вспомогательную функцию — помогает увидеть детали пейзажа: комья земли, садовую мебель, складки одежды.
- «Мизиа Натансон и Феликс Валлоттон в Вильнёве» (Misia Nathanson et Felix Vallotton a Villeneuve; 1899) — самое дорогое живописное произведение художника, проданное аукционным домом «Кристис» в 2017 году за 17 миллионов долларов. Главная героиня картины — Мизиа Натансон, муза художника.
- «Гранд Тедди» (Le Grand Teddy; 1918) — самая большая (150х290 см) из трёх овальных картин, написанных для парижских чайных комнат Grand Teddy. До 1922 года размещалась на стене кафе в окружении ландшафтных овалов меньшего формата.
На сайте Very Important Lot ценители искусства могут принять участие в аукционах, купить картины известных мастеров, предметы антиквариата, а также работы современных талантливых художников.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Ню в графике. Магия наготы в жанре ню
Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля
Картина «Сосна на песке» Ивана Шишкина — символ одиночества и надежды на возрождение в новом поколении
Картина «Девушка со свечой. Автопортрет» Зинаиды Серебряковой — светлый лик как метафора жизни
Omega Speedmaster: история легендарных часов
«Ай-Петри» Куинджи украли в Третьяковке
«Воздвижение Креста Господня» Рубенса — огромный триптих, воплощающий эстетику барокко
Опасные развлечения: как любители селфи уничтожают произведения искусства
Гламур в фотоискусстве — красивый жанр с элементами шика и роскоши
Эрнест Месонье — французский художник, который очень любил бытовой жанр, но приобрел популярность и стал богатым благодаря историческим картинам
Эдуар Вюйар | Французский художник
Вюйар, Эдуар: Под деревьями
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 11 ноября 1868 г.
Франция
- Умер:
- 21 июня 1940 г. (71 год)
Ла-Боль-Эскоблак
Франция
- Известные работы:
- «Общественные сады»
«Женщина подметающая»
- Механизм/стиль:
- Интимизм
Наби
См. все связанные материалы →
Эдуард Вюйар , полностью Жан-Эдуар Вюйар , (родился 11 ноября 1868 года, Кюизо, Франция — умер 21 июня 1940 года, Ла-Боль), французский художник, гравер и декоратор, который был членом группы художников Наби в 1890-х годах. Он особенно известен своими изображениями интимных внутренних сцен.
Вюйар изучал искусство с 1886 по 1888 год в Академии Жюлиана и Школе изящных искусств в Париже. В 1889 году он присоединился к группе студентов-искусствоведов, в которую входили Морис Дени, Пьер Боннар, Поль Серюзье, Кер-Ксавье Руссель и Феликс Валлоттон. Они называли себя Наби (на иврите «Пророки») и черпали вдохновение в синтетических картинах Понт-Авенского периода Поля Гогена. Как и Гоген, Наби выступали за символический, а не натуралистический подход к цвету, и они обычно наносили краски таким образом, чтобы подчеркнуть плоскую поверхность холста. Их восхищение японскими гравюрами на дереве, которые тогда были в моде в Европе, вдохновило их на использование упрощенных форм и четких контуров.
Викторина «Британника»
Сможете ли вы сопоставить эти малоизвестные картины с их художниками?
Вы можете отличить Ван Гога от Сезанна во сне. А как насчет более современных художников? Пройди этот тест и узнай, сможешь ли ты сопоставить эти малоизвестные картины с их создателями.
Вюйар жил со своей овдовевшей матерью, швеей, до самой ее смерти, и многие из его работ связаны с домашними сценами и сценами пошива одежды, происходящими в буржуазном доме его матери. В картинах и гравюрах своего периода Наби он часто создавал плоское пространство, заполняя свои композиции контрастными богатыми узорами обоев и женских платьев, как это видно на таких картинах, как 9.0047 Женщина, подметающая (1899–1900). Из-за их сосредоточенности на интимных внутренних сценах и Вюйара, и Боннара также называли интимистами.
Public Gardens (1894) Вюйара, серия из девяти вертикальных декоративных панелей, характерна для его зрелой работы как Наби. Как было принято среди художников в группе, которые поддерживали идею искусства как украшения, Вюйяру было поручено создать эту серию в виде панно для установки в частном доме. На этих панно Вюйар изобразил женщин и детей в скверах Парижа. Он избегал моделирования; вместо этого он наносил краску на отдельные области узорчатых цветов — мягких оттенков зеленого, синего и коричневого, создавая двухмерный эффект гобелена.
Помимо живописи, Вюйар, как и большинство других Наби, занимался книжной иллюстрацией, дизайном плакатов и театральных постановок. В 1893 году Вюйар помог основать Театр творений Орельена Люнье-Поэ, в котором ставились символистские пьесы. Вюйар создавал декорации и иллюстрировал программы.
В 1899 году Наби в последний раз выставлялись вместе. В том же году Вюйар начал рисовать в более натуралистическом стиле. Он также выполнил две серии мастерских литографий, раскрывающих его большой долг перед японскими гравюрами на дереве. Вюйар продолжал получать многочисленные заказы на портреты и декоративные работы для частных покровителей, а также для общественных зданий. В течение почти 15 лет, начиная с 1923 года он написал интимные портреты своих друзей-художников Боннара, Русселя, Дени и скульптора Аристида Майоля, каждый из которых изображен за работой в своей мастерской. Его публичные картины включали украшения фойе Театра Елисейских полей (1913 г.) и фрески во Дворце Шайо (1937 г.) и в Лиге Наций в Женеве (1939 г.).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Вюйар сохранял интимную чувствительность на протяжении всей своей карьеры; даже при написании портретов и пейзажей он вселял в свои композиции ощущение тихой домашней обстановки. В начале 20 века, когда европейское искусство находилось под влиянием развития авангардных стилей, таких как кубизм и футуризм, многие критики и художники считали Вюйара консерватором. Картины его периода Наби получили самое популярное и критическое одобрение, а критики часто отвергали его более поздние работы. Однако в конце 20 века историки и критики стали уделять больше внимания достижениям Вюйара как художника-декоратора и дизайнера.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Наоми Блумберг.
Наби | Французские художники | Британика
- Дата:
- 1888 — 1899
- Похожие исполнители:
- Поль Серюзье
Феликс Валлоттон
Пьер Боннар
Эдуар Вюйар
Аристид Майоль
Просмотреть весь связанный контент →
Nabis , группа художников, которые благодаря своей разнообразной деятельности оказали большое влияние на искусство, созданное во Франции в конце XIX века.век. Они утверждали, что произведение искусства отражает синтез природы художником в личных эстетических метафорах и символах.
На Наби большое влияние оказали японская гравюра на дереве, живопись французских символистов и английское искусство прерафаэлитов. Однако их основное вдохновение исходило от школы Понт-Авен, центром которой был художник-постимпрессионист Поль Гоген. Под непосредственным руководством Гогена Поль Серюзье, основатель группы, написал первую работу Наби, Пейзаж в Буа д’Амур в Пон-Авене (1888; также называемый Талисман ), небольшой, почти абстрактный пейзаж, состоящий из участков упрощенного, ненатуралистического цвета.
Викторина «Британника»
Окончательная викторина по искусству
От символики до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.
Вооружившись своей живописью и авторитетом учения Гогена, Серюзье вернулся в Париж из Пон-Авена и обратил многих своих друзей-художников, воспринявших его эстетические учения как мистическое откровение. Приняв имя Набис (от ивр. navi , что означает «пророк» или «провидец»), первоначальными членами группы были французские художники Морис Дени (который вместе с Серюзье был главным теоретиком группы), Пьер Боннар, Эдуар Вюйар, Анри-Габриэль Ибель, Кер — Ксавьер Руссель и Пол Рэнсон. Позже к группе присоединились голландский художник Ян Веркаде, венгерский художник Йозеф Риппль-Ронаи и уроженец Швейцарии Феликс Валлоттон, а также два французских скульптора, Жорж Лакомб и Аристид Майоль.
В 1891 году Наби провели свою первую выставку, попытавшись в своих работах проиллюстрировать изречение Дениса: «Картина, прежде чем стать боевым конем, обнаженной женщиной или каким-нибудь анекдотом, представляет собой, по существу, плоскую поверхность, покрытую красками в определенном порядке. ». Хотя единого стиля наби не существовало, художники подчеркивали плоскостность живописной поверхности, используя упрощенные цветовые участки, узорчатые узоры и контуры, часто носившие стилизованный и декоративный характер. Например, Вюйар обычно рисовал интерьеры с богатым рисунком обоев и тканей; Боннар был известен своим интересом к японским гравюрам, которые вдохновляли его смелые композиции и использование полосатых и клетчатых узоров; а Денис предпочитал изящные арабески.
Наби были известны своим участием в других СМИ; они создавали такие разнообразные работы, как плакаты, витражи, театральные декорации и программы, книжные иллюстрации. Однако разногласия внутри группы и дезертирство из нее произошли быстро, и она окончательно распалась в 1899 году.