Содержание
Портреты кисти Франсуа Клуэ: lovers_of_art — LiveJournal
Король Франции Генрих II — 1550-е — Лувр, Париж
Франсуа Клуэ (François Clouet), (1515, Тур — 1572, Париж), — крупнейший французский художник-портретист эпохи Возрождения при дворе королей Франциска I, Генриха II, Франциска II и Карла IX. Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов.
Франсуа Клуэ родился в Туре в семье художника Жана Клуэ, у которого и обучился живописи и должность которого он унаследовал; впоследствии их работы часто путали. Как и отец, носил прозвище «Жане». Испытал значительное влияние Ганса Гольбейна Младшего. Работал преимущественно в Париже.
Франсуа Клуэ
C 1540 — придворный живописец Франциска I и его преемников, руководил большой мастерской, где его эскизы воплощались в миниатюрах, эмалях и больших декоративных композициях для оформления придворных празднеств. Снимал посмертные маски (Франциска I и других членов династии Валуа).
Его творчество отмечено лишь несколькими упоминаниями в документах: в 1552 он украсил вензелями и полумесяцами сундук, сделанный Сибеком де Карпи; в 1568 он находился на службе у Клода Гуффье и его жены, Клод де Боне; в 1570-1572 ему оплатили работу над двумя знаменами для труб короля и доспехами. В 1572 он исполнил миниатюрный портрет испанской королевы. Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам.
Гай XVII, граф де Лаваль (Guy XVII, Comte de Laval) — Музей Тимкена, Сан-Диего
Диана Французская, герцогиня Ангулемская — 1568 — Лувр, Париж
Жанна д’Альбре, королева Наваррская — 1570 — Лувр, Париж
Женский портрет, возможно, Мадлен де Лубен, леди Виллерой — Частное собрание
Портрет Франциска I, короля Франции — 1525-1530 — Лувр, Париж
Король Франции Франциск I в образе Иоанна Крестителя — 1518 — Лувр, Париж
Любовное письмо — около 1570 — Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Мадлен Ле Клерк дю Трамбле (Madeleine Le Clerc du Tremblay) — около 1570 — Weiss Gallery, Лондон
Мария, королева Шотландии (Mary, Queen of Scots) (1542-1587) — 1560-1561 — Королевская коллекция, Великобритания
Портрет аптекаря Пьера Кюта — 1562 — Лувр, Париж
Портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции — около 1571 — Лувр, Париж
Портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции — около 1571 — Музей Конде, Шантильи
Работая при дворе более тридцати лет, Франсуа Клуэ часто изображал одних и тех же людей.
Портрет короля Франции Карла IX — 1560 — Музей истории искусств, Вена
Портрет короля Франции Карла IX — 1561 — Музей истории искусств, Вена
Портрет Кристины Датской, герцогини Миланской, а затем Лотарингской (1521-1590) — 1558 — Частное собрание
Туалет дамы (портрет Дианы де Пуатье) — около 1571 — Национальная галерея, Вашингтон
Таланту Клуэ посвящали восторженные строки такие поэты, как Пьер де Ронсар и Жоашен дю Белле. Ронсар, в частности, описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника; благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровую картину в Национальной галерее в Вашингтоне.
Франсуа де Скепо, граф де Дюреталь (Portrait of Francois de Scepeaux) — 1566 — Музей искусства, Индианополис
Эркюль-Франсуа, герцог Алансона и Анжу (1555-1584) — 1561 — Королевская коллекция, Великобритания
Мастерская. Конный портрет Франциска I — Лувр, Париж
Влияние живописи Клуэ во Франции и за границей было огромным, особенно в области портрета и жанровых сцен. Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа). В мастерской изготовлялись копии созданных им портретов. Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе.
Мастерская. Портрет Людовика I де Бурбон, принца де Конде (1530-1569) — Частное собрание
Мастерская. Портрет Маргариты Французской, герцогини Берри, позже Савойи — Частное собрание
Мастерская. Франсуа-Эркюль Французский, герцог Алансонский, позднее Анжуйский — около 1560 — Лувр, Париж
Последователь. Портрет дамы в черном платье с жемчужным колье — Частное собрание
Последователь. Портрет короля Франции Карла IX — Частное собрание
Последователь. Портрет Луизы Лотарингской (1553-1601), королевы Франции Генриха III — около 1575 — Музей изобразительных искусств, Хьюстон
Маргарита де Валуа (королева Марго), королева Наваррская (Marguerite de Valois, la Reine Margot, reine de Navarre) — Музей Конде, Шантильи, музей Конде
Наследие Франсуа Клуэ включает большое число подготовительных рисунков, преимущественно погрудных. Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Его характеристики остры и точны, они раскрывают человека гораздо полнее и глубже, чем все исследования историков.
Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в Шантильи, музей Конде).
Портрет Генриха д’Альбре, короля Наваррского (атр) — Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет короля Карла IX — 1560-е — Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет короля Карла IX (1550-1574) — 1561 — Частное собрание
Портрет мальчика, возможно, Генриха Французского — Частное собрание
Портреты кисти Франсуа Клуэ
Франсуа Клуэ (между 1505 и 1510–1572) . Мастера портрета
Современники Франсуа Клуэ отмечали, что он был человеком высокой культуры. Клуэ получил прекрасное образование, и соотечественники гордились своим Жанэ (так они именовали всех представителей семьи Клуэ). Знаменитый французский поэт Пьер Ронсар в «Элегии к Жанэ» назвал его «честью нашей Франции».
Французский живописец и график Франсуа Клуэ родился в Туре в известной семье художников. Его учителем стал отец, Жан Клуэ. Уже в ранней юности Франсуа помогал ему в выполнении заказов. После смерти отца он занял его место придворного живописца.
В творчестве Франсуа Клуэ (особенно в его ранних работах) прослеживается влияние Жана Клуэ и итальянских живописцев, но тем не менее его произведения свидетельствуют об оригинальном стиле мастера.
Помимо портретов и жанровых композиций, художник делал посмертные маски (Франциска I, Генриха II), занимался оформлением праздников и торжественных церемоний, проводимых при дворе.
Портреты, созданные Франсуа Клуэ, свидетельствуют, что художника интересует не только передача внешнего сходства. Он стремится показать зрителю индивидуальные особенности модели. Таков «Портрет Генриха II» (1559, галерея Уффици, Флоренция), запечатлевший человека, истинные черты характера которого угадываются под маской внешнего спокойствия. Художник сумел уловить такие качества монарха, как властность, уверенность, ироничность.
Ф. Клуэ. «Портрет принцессы Елизаветы Австрийской», ок. 1571, Лувр, Париж
Иным предстает на портретах Клуэ сын Генриха II, Карл IX. Существует несколько изображений этого короля, выполненных Франсуа Клуэ. Ранний графический портрет 1559 года представляет Карла IX важным, самоуверенным подростком. В рисунке 1561 года показан облик замкнутого юноши, который немного скованно позирует художнику.
В 1566 году был создан живописный портрет, изображающий в полный рост Карла, облаченного в парадные одежды. Тщедушная фигура и лицо, покрытое болезненной бледностью, не скрывают главных особенностей характера короля. Очень точно Клуэ подметил нерешительность, раздражительность, слабоволие, эгоизм и безграничное упрямство своей модели. В числе наиболее значительных живописных творений мастера – «Портрет принцессы Елизаветы Австрийской» (ок. 1571, Лувр, Париж). Юная принцесса, одетая в великолепное платье, украшенное жемчугом, чувствует себя неуверенно. Ее большие темные глаза серьезно и чуть настороженно смотрят на зрителя.
Среди живописных шедевров Франсуа Клуэ есть картина, соединившая элементы портрета и жанровой композиции. Это знаменитая «Купающаяся женщина» (ок. 1571, Национальная галерея, Вашингтон). Одни исследователи полагают, что моделью для картины стала Диана Пуатье, другие же убеждены: Клуэ изобразил Марию Туше, фаворитку Карла IX.
Значительное место в композиции отведено жанровым элементам. Зритель видит купающуюся в ванне женщину. Возле нее стоит кормилица с младенцем на руках, рядом – ребенок постарше. На заднем плане еще одно действующее лицо – служанка, нагревающая воду для своей хозяйки. Но, несмотря на такое обилие жанровых деталей, полотно не производит впечатления традиционной бытовой сцены. Этому способствуют необычное композиционное решение и явная парадность в трактовке образа молодой женщины, взирающей на зрителя с легкой улыбкой придворной дамы, привыкшей восхищать окружающих своей холодной красотой.
Франсуа Клуэ писал не только придворных и монархов, но и людей, духовно близких ему. На одном из портретов он показал своего хорошего друга, фармацевта Пьера Кюта (1562, Лувр, Париж). Выполненная в интимной манере, картина изображает человека совершенно новой эпохи, высокообразованного и благородного. Чувствуется, что ему близки гуманистические идеалы Возрождения. Характеристику Кюта дополняет обстановка его кабинета: рабочий стол, гербарий, лежащий на нем. Приглушенные тона, отличные от ярких красок пышных парадных портретов, как нельзя лучше соответствуют общему настрою портрета.
Ф. Клуэ. «Купающаяся женщина», ок. 1571, Национальная галерея, Вашингтон
Значительное место в творческом наследии Франсуа Клуэ занимают графические портреты. Художник создает искренние и полные жизни образы своих современников, виртуозно используя разнообразную изобразительную технику (итальянский карандаш, сангину, цветные карандаши, акварель). Очень реалистично и убедительно мастер передает характерные особенности (не только внешние, но и внутренние) в карандашных портретах матери Генриха IV Жанны д’Альбре (конец 1540-х, музей Конде, Шантийи), королевы Екатерины Медичи (ок. 1540, Национальная библиотека, Париж), принцессы Маргариты Французской (ок. 1560, музей Конде, Шантийи), Карла IX (1566, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ренессанс | Определение, значение, история, художники, искусство и факты
Петрарка
Смотреть все СМИ
- Адрес:
- Европа
Франция
Голландия
Италия
- Ключевые люди:
- Эразмус
Джотто
Леонардо да Винчи
Микеланджело
Клаудио Монтеверди
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что означает «Возрождение»?
Ренессанс — французское слово, означающее «возрождение». Это относится к периоду европейской цивилизации, который был отмечен возрождением классического знания и мудрости. В эпоху Возрождения было сделано много вкладов в различные области, включая новые научные законы, новые формы искусства и архитектуры, а также новые религиозные и политические идеи.
Подробнее ниже:
Возрождение
Когда произошло Возрождение?
Есть некоторые споры о фактическом начале Ренессанса. Однако обычно считается, что он зародился в Италии в 14 веке, после окончания средневековья, и достиг своего пика в 15 веке. Ренессанс распространился на остальную Европу в 16-17 веках.
Подробнее ниже:
Ренессанс
Средневековье
Узнайте больше о Средневековье.
Кто некоторые важные люди эпохи Возрождения?
Среди выдающихся деятелей эпохи Возрождения были философ и государственный деятель Никколо Макиавелли, известный политическим трактатом Принц ; Фрэнсис Бэкон, государственный деятель и философ, считающийся мастером английского языка; астроном Николай Коперник, разработавший теорию о том, что центром Солнечной системы является Солнце; поэты Петрарка и Джованни Боккаччо, заложившие основы гуманизма эпохи Возрождения; Уильям Шекспир, которого считают величайшим драматургом всех времен; астроном и математик Галилей, который помог опровергнуть большую часть средневекового мышления в науке; и исследователи Христофор Колумб, Фердинанд Магеллан и Эрнан Кортес.
Подробнее читайте ниже:
Ренессанс
Уильям Шекспир
Узнайте больше об Уильяме Шекспире, выдающемся деятеле эпохи Возрождения.
Что такое искусство эпохи Возрождения?
Одной из областей, олицетворяющих эпоху Возрождения, было изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Работы этого периода были вдохновлены классическим греческим и римским искусством и были известны своей грацией, гармонией и красотой. Художники работали с живой модели и усовершенствовали такие приемы, как использование перспективы. Кроме того, в эпоху Возрождения были усовершенствованы средства, особенно масла. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль считаются ведущими художниками того периода.
Подробнее читайте ниже:
Ренессанс
Леонардо да Винчи
Узнайте больше о Леонардо да Винчи, известном художнике эпохи Возрождения.
Что означает «человек эпохи Возрождения»?
Представление о человеке эпохи Возрождения возникло в Италии и восходит к идее Леона Баттисты Альберти о том, что «человек может делать все, если захочет». Идеал воплотил в себе основные постулаты ренессансного гуманизма, рассматривавшего человека как центр мироздания и приводившего к убеждению, что человек должен стараться охватить все знания и как можно полнее развить собственные способности. Леонардо да Винчи — яркий пример человека эпохи Возрождения, известного своими достижениями в искусстве, науке, музыке, изобретательстве и писательстве.
гуманизм
Узнайте больше о гуманизме.
Ренессанс , (франц. «Возрождение») период европейской цивилизации сразу после Средневековья, который, как принято считать, характеризовался всплеском интереса к классической науке и ценностям. Эпоха Возрождения также была свидетелем открытия и исследования новых континентов, замены системы астрономии Коперника птолемеевской, упадка феодальной системы и роста торговли, а также изобретения или применения таких потенциально мощных инноваций, как бумага, книгопечатание. , морской компас и порох. Однако для ученых и мыслителей того времени это было в первую очередь время возрождения классического знания и мудрости после длительного периода культурного упадка и застоя.
Далее следует краткое описание эпохи Возрождения. Для полной обработки см. Европа, история: Возрождение.
Истоки и подъем гуманизма
Термин «средневековье» был придуман учеными в 15 веке для обозначения интервала между падением классического мира Греции и Рима и его новым открытием в начале их собственного века, возрождением в в котором, по их мнению, они участвовали. В самом деле, мысль о длительном периоде культурной мрака была выражена Петраркой еще раньше. События конца Средневековья, особенно начала XII века, привели в движение ряд социальных, политических и интеллектуальных преобразований, кульминацией которых стал Ренессанс. К ним относятся растущая неспособность Римско-католической церкви и Священной Римской империи обеспечить стабильную и объединяющую основу для организации духовной и материальной жизни, рост значения городов-государств и национальных монархий, развитие национальных языков и распад старых феодальных структур.
Хотя дух Ренессанса в конечном счете принял множество форм, самым ранним его выражением стало интеллектуальное движение под названием гуманизм. Гуманизм был инициирован светскими литераторами, а не учеными-клерикалами, которые доминировали в средневековой интеллектуальной жизни и развили схоластическую философию. Гуманизм зародился и осуществился сначала в Италии. Его предшественниками были такие люди, как Данте и Петрарка, а его главными героями были Джаноццо Манетти, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла и Колуччо Салютати. Падение Константинополя в 1453 году придало гуманизму большой импульс, поскольку многие восточные ученые бежали в Италию, привезя с собой важные книги и рукописи, а также традиции греческой учености.
Викторина «Британника»
Викторина «Любитель истории»
Вы знаете основные факты истории от и до. Но как насчет промежуточных деталей? Проверьте свои исторические способности и узнайте, соответствуете ли вы званию любителя истории.
Гуманизм имел несколько существенных особенностей. Во-первых, своим предметом она брала человеческую природу во всех ее различных проявлениях и достижениях. Во-вторых, подчеркивалось единство и совместимость истин всех философских и богословских школ и систем, доктрина, известная как синкретизм. В-третьих, подчеркивалось достоинство человека. Вместо средневекового идеала покаяния как высшей и благороднейшей формы человеческой деятельности гуманисты обратились к борьбе созидания и попытке овладеть природой. Наконец, гуманизм ожидал возрождения утраченного человеческого духа и мудрости. Однако, стремясь восстановить его, гуманисты способствовали утверждению нового духовного и интеллектуального мировоззрения и развитию новой совокупности знаний. Эффект гуманизма состоял в том, чтобы помочь людям освободиться от ментальных запретов, наложенных религиозной ортодоксией, вдохновить на свободное исследование и критику и вселить новую уверенность в возможностях человеческой мысли и творчества.
Из Италии новый гуманистический дух и порожденный им Ренессанс распространились на север во все части Европы, чему способствовало изобретение книгопечатания, которое привело к стремительному росту грамотности и доступности классических текстов. Первым среди северных гуманистов был Дезидериус Эразм, чья «Похвала глупости» (1509) олицетворяла моральную сущность гуманизма в его настойчивости на сердечной доброте, а не на формальном благочестии. Интеллектуальная стимуляция, обеспечиваемая гуманистами, помогла зажечь Реформацию, от которой, однако, отшатнулись многие гуманисты, включая Эразма. К концу 16-го века битва Реформации и Контрреформации привлекала большую часть энергии и внимания Европы, в то время как интеллектуальная жизнь балансировала на пороге Просвещения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Художественное развитие и возникновение Флоренции
Именно в искусстве дух Ренессанса достиг своей наиболее острой формы. Искусство стало рассматриваться как отрасль знания, ценная сама по себе и способная дать человеку образы Бога и его творений, а также понимание положения человека во вселенной. В руках таких людей, как Леонардо да Винчи, это была даже наука, средство изучения природы и летопись открытий. Искусство должно было основываться на наблюдении за видимым миром и практиковаться в соответствии с математическими принципами баланса, гармонии и перспективы, которые были разработаны в то время. В работах таких художников, как Мазаччо, братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Фра Анджелико, Сандро Боттичелли, Перуджино, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и Тициан; скульпторы, такие как Джованни Пизано, Донателло, Андреа дель Верроккьо, Лоренцо Гиберти и Микеланджело; и таких архитекторов, как Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески, Андреа Палладио, Микелоццо и Филарете, достоинство человека нашло выражение в искусстве.
В Италии собственно Возрождению предшествовал важный «проторенессанс» в конце 13 и начале 14 веков, который черпал вдохновение во францисканском радикализме. Святой Франциск Ассизский отверг формальную схоластику преобладающего христианского богословия и пошел среди бедняков, восхваляя красоту и духовную ценность природы. Его пример вдохновлял итальянских художников и поэтов радоваться окружающему миру. В творчестве самого известного художника проторенессансного периода Джотто (1266/67 или 1276–1337) обнаруживается новый живописный стиль, основанный на ясной, простой структуре и большой психологической проницательности, а не на плоской, линейной декоративности и иерархические композиции его предшественников и современников, таких как флорентийский художник Чимабуэ и сиенские художники Дуччо и Симоне Мартини. Великий поэт Данте жил примерно в то же время, что и Джотто, и его поэзия демонстрирует такую же заботу о внутреннем опыте, тонких оттенках и вариациях человеческой природы. Хотя его Божественная комедия принадлежит Средневековью по своему замыслу и идеям, по своему субъективному духу и силе выражения устремлены к эпохе Возрождения. Петрарка и Джованни Боккаччо также принадлежат к этому периоду проторенессанса, как благодаря их обширным исследованиям латинской литературы, так и благодаря их трудам на местном языке. К сожалению, страшная чума 1348 года и последовавшие за ней гражданские войны заглушили как возрождение гуманистических исследований, так и растущий интерес к индивидуализму и натурализму, проявившийся в творчестве Джотто и Данте. Дух Возрождения не проявлялся снова до 15 века.
В 1401 году во Флоренции был проведен конкурс на получение заказа на изготовление бронзовых дверей для баптистерия Сан-Джованни. Потерпев поражение от ювелира и художника Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески и Донателло уехали в Рим, где погрузились в изучение античной архитектуры и скульптуры. Когда они вернулись во Флоренцию и начали применять свои знания на практике, рационализированное искусство древнего мира возродилось. Основоположником живописи эпохи Возрождения был Мазаччо (1401–1428). Интеллектуальность его концепций, монументальность его композиций и высокая степень натурализма в его произведениях делают Мазаччо центральной фигурой в живописи эпохи Возрождения. Последующее поколение художников — Пьеро делла Франческа, братья Поллайоло и Веррокьо — продолжали исследования линейной и воздушной перспективы и анатомии, развивая стиль научного натурализма.
Ситуация во Флоренции была исключительно благоприятной для искусства. Гражданская гордость флорентийцев нашла выражение в статуях святых покровителей, заказанных Гиберти и Донателло для ниш в ратуше зернового рынка, известной как Ор-Сан-Микеле, и в самом большом куполе, построенном со времен античности, воздвигнутом Брунеллески на Флорентийском соборе. Расходы на строительство и отделку дворцов, церквей и монастырей брали на себя богатые купеческие семьи, главными из которых были Медичи.
Медичи торговали во всех крупных городах Европы, и один из самых известных шедевров искусства Северного Возрождения, Алтарь Портинари, работы Хьюго ван дер Гуса ( c. 1476; Уффици, Флоренция), был по заказу их агента Томмазо Портинари. Вместо того, чтобы рисовать обычной темперой того периода, работа написана полупрозрачной масляной глазурью, которая дает блестящий цвет, похожий на драгоценный камень, и глянцевую поверхность. Художники раннего Северного Возрождения были больше озабочены подробным воспроизведением предметов и их символическим значением, чем изучением научной перспективы и анатомии даже после того, как эти достижения стали широко известны. С другой стороны, художники Центральной Италии начали использовать масляную среду вскоре после 9 г.0027 Алтарь Портинари был привезен во Флоренцию в 1476 году.
Кто такой Франсуа Клуэ — Фотография Франция
Франсуа Клуэ учился у своего отца Жана Клуэ. Жан Клуэ обучался портретной живописи в Амбуазе у Леонардо да Винчи.
Франсуа открыл первую главу в истории современной живописи во Франции. Его смерть положила конец славным дням портретной живописи во Франции.
Франсуа Клуэ (1510-1572) был первым французским художником эпохи Возрождения. Его отец, придворный художник Жан Клуэ, был связующим звеном между старым французским средневековым двухмерным стилем портретной живописи и новым стилем итальянского Возрождения. Жана Клуэ научил делать лица трехмерными не кто иной, как Леонардо да Винчи, чья Мона Лиза постоянно выставлялась в его студии Clos Lucé.
Сын Жана Франсуа, названный, вероятно, в честь короля, научился своему ремеслу у отца на коленях. Его покровителями были, как и у его отца, король и его двор. Из-за его реалистичных портретов лица некоторых членов французской королевской семьи так же знакомы нам, как и лица нашей собственной семьи. Среди его натурщиков были Генрих II, его жена Екатерина Медичи, их дети и их невестка, Мария, королева Шотландии.
Екатерина Медичи была большой поклонницей отца и сына. Особенно ей нравились их карандашные портреты. Она владела работами Жана Клуэ и попросила Франсуа пополнить ее коллекцию, нарисовав ее детей. У нее было десять, из которых семеро выжили.
Франсуа Клуэ родился в Туре и прожил там первые восемнадцать лет своей жизни. Тур был важным центром искусств. Его дед, ювелир, и его родители были частью процветающего художественного сообщества. Художники, скульпторы, гобелены, граверы и ювелиры работали на двор в Туре. Хотя двор находился в Туре, домом королевской семьи был замок Амбуаз.
В 1528 году Амбуазьян был потрясен, узнав, что король решил переехать в Париж. Они смотрели на Франсуа, приехавшего туда шестилетним мальчиком, как на родного. Амбуаз был его домом двадцать пять лет. С тех пор, как в 1400-х годах в Туре был основан двор, королевская семья всегда предпочитала долину Луары Парижу.
Почему король ушел? Что-то случилось? Да. Много. Все одновременно. Сегодня мы бы сказали, что у него был кризис среднего возраста (ему было тридцать четыре года), но он был гораздо серьезнее.
Его самый ненавистный соперник Карл V захватил Милан, который двадцать пять лет находился во французской зависимости. Король был опустошен.
Король ругал своего командира, называя его некомпетентным дураком. Ему сказали, что швейцарские наемники дезертировали из Милана из-за задолженности по зарплате. Хотя он много раз писал, из Франции не поступило денег, чтобы заплатить им.
Вина лежала на Луизе Савойской, матери короля. Деньги она не отправила. Она подвела Францию. Плохо. Король в ярости повернулся к ней. Развод, разрыв их тесной связи между матерью и сыном, глубоко затронул его.
Расстроенный, разъяренный, полный решимости вернуть Милан, король повел свою армию в Италию, но потерпел сокрушительное поражение в битве при Павии в 1525 году. Захваченный войсками Карла V, ему сказали, что он будет находиться в заложниках, пока не согласится отказаться от всех претензий на Милан, признал независимость Бургундии (часть Франции) и заплатил огромный выкуп.
Затем король сделал то, что потрясло Амбуаз и всю Францию. Вместо этого он предложил своим маленьким сыновьям восьмилетнего дофина Франсуа, родившегося и крещенного в Шато Амбуаз, и семилетнего Генриха в качестве заложников.
Освободившись и вернувшись домой, король сказал, что не будет соблюдать соглашение с Чарльзом, потому что оно было заключено под принуждением. В результате дети жили в еще худших условиях. Они были травмированы на всю жизнь. Их бы никогда не отпустили, если бы не мать короля и его сестра, которые ходили с чашей для подаяния, чтобы поднять выкуп. Его мать также сделала то, что король отказался сделать. Она заключила сделку с Карлом V. Когда мальчики вернулись домой в Амбуаз, они были травмированы, почти немые и не могли говорить по-французски.
Король был унижен перед всей Европой. Двор юности короля, когда он купался в лучах славы своей победы при Мариньяно в 1515 году, ушел. Его очарованная жизнь с обожающим двором закончилась. В 1515 году ему был двадцать один год, он был очень высок, поразителен и смел. Гордая Франция обожала его. Теперь он был королем лет тридцати пяти, потерпевшим поражение в битве от врага Франции. Что ему было нужно, так это проект, чтобы отвлечься от всего этого ужаса.
Он с головой ушел в перестройку замка Шамбор в огромное общественное здание, явление, от которого отвисает челюсть, демонстрация денег и власти. Это самодовольное безрассудство самодовольного короля должно было произвести впечатление на Карла V.
Затем король перестроил замок Фонтенбло, превратив его в художественную галерею, наняв лучших художников, которых смог соблазнить.