Максимилиан 2: МАКСИМИЛИАН II ГАБСБУРГ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Максимилиан II (император Священной Римской империи)

У этого термина существуют и другие значения, см. Максимилиан II.

Максимилиан II (нем. Maximilian II, 31 июля 1527(15270731), Вена — 12 октября 1576, Регенсбург) — император Священной Римской империи с 25 июля 1564 до своей смерти, также король Богемии (с 20 сентября 1562), король Германии (римский король, с 28 ноября 1562), король Венгрии и Хорватии с 8 сентября 1563 и эрцгерцог Австрийский с 25 июля 1564. Представитель династии Габсбургов.

Биография

Максимилиан был старшим сыном Фердинанда I и его жены Анны Богемской и Венгерской, родился в Вене 31 июля 1527 года. Он обучался в Испании, приобрёл военный опыт во время кампании своего дяди Карла V против Франции в 1544 году, а также в Шмалькальденской войне, и вскоре начал принимать участие в делах империи.

В сентябре 1548 года Максимилиан женился на своей кузине Марии, дочери Карла V, и с 1548 по 1550 годы был наместником императора в Испании. В декабре 1550 году он вернулся в Германию, чтобы принять участие в обсуждении судьбы императорского престола. Карл V желал, чтобы его сын Филипп (впоследствии король Испании) стал его преемником, однако его брат Фердинанд, правивший династическими землями Габсбургов, тоже хотел получить императорский титул. Компромисс был достигнут: Филипп был объявлен наследником Фердинанда. Между двумя ветвями Габсбургов были весьма натянутые отношения, из-за которых болезнь Максимилиана в 1552 году приписывали отравлению в интересах его кузена Филиппа.

Примерно в то же время Максимилиан поселился в Вене и стал править австрийскими владениями и оборонять их от турок. Ещё в раннем возрасте Максимилиан попал под влияние протестантизма, он поддерживал дружеские отношения с протестантскими правителями и близко общался с придворным священником-лютеранином. Его отец, став императором в 1558 году, пообещал папе Павлу IV, что его сын не взойдёт на императорский престол, если покинет католическую церковь. Таким образом, Максимилиан формально оставался католиком, хотя до конца жизни придерживался протестантских взглядов.

В ноябре 1562 года Максимилиан был коронован во Франкфурте как римский король или король Германии, став наследником императора. Предварительно он убедил католических князей в том, что разделяет их веру, а протестантским князьям обещал, что публично примет Аугсбургское исповедание, став императором. В сентябре 1563 года Максимилиан стал королём Венгрии, а после смерти его отца, в июле 1564 года стал императором Священной Римской империи, а также королём Венгрии, Хорватии и Богемии.

Став императором, Максимилиан вынужден был разбираться с религиозным расколом в своих землях. Будучи веротерпимым монархом, он старался соблюсти баланс и часто выступал посредником между католиками и протестантами. В 1568 году после очередной войны с Османской империей Максимилиан заключил с султаном Селимом II мирный договор с выплатой туркам дани в течение 8 лет.

Отношения между Максимилианом и Филиппом Испанским со временем наладились. Смерть испанского инфанта Карлоса в 1568 году открывала для Максимилиана или его сыновей путь к наследованию испанского престола. В 1570 году дочь императора Анна стал четвёртой женой его кузена Филиппа II. Также Максимилиан без особого успеха заступался за перешедшие в протестантизм Нидерланды, которые Филипп пытался покорить огнём и мечом. В 1575 году группа польских и литовских магнатов предложила Максимилиана в качестве кандидата на трон Польши, однако он не имел достаточной популярности и королём избрали трансильванского князя Стефана Батория.

Максимилиан скончался 12 октября 1576 года в Регенсбурге. Перед смертью он отказался от последнего причастия. Император был похоронен в соборе Святого Вита в Праге. Трон Максимилиана перешёл его сыну Рудольфу, а позже императором также стал его сын Матвей.

Семья

Джузеппе Арчимбольдо. Портрет Максимилиана II с семьёй, ок. 1563

В 1548 году женился на испанской инфанте Марии (1528—1603), дочери императора Карла V. Дети:

  • Анна Австрийская (1549—1580), четвертая жена короля Испании Филиппа II, мать Филиппа III.
  • Рудольф II (1552—1612), император Священной Римской империи
  • Эрнст (1553—1595), эрцгерцог, штатгальтер Испанских Нидерландов
  • Елизавета Австрийская (1554—1592), жена короля Франции Карла IX.
  • Маттиас (1557—1619), император Священной Римской империи
  • Максимилиан III Австрийский (1558—1618), эрцгерцог, великий магистр Тевтонского ордена.
  • Альбрехт VII (1559—1621), эрцгерцог, штатгальтер Испанских Нидерландов, муж испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении
  • Венцель (1561—1578)
  • Маргарет (1567—1633), монахиня
  • Элеонора (1568—1580).

Литература

  • Encyclopædia Britannica Eleventh Edition. — New York: Encyclopædia Britannica, Inc., 1911. — Т. 17.
Императоры Священной Римской империи (до Оттона I — «Императоры Запада») (800—1806)
800814840843855875877881887891
  Карл IЛюдовик I — Лотарь IЛюдовик IIКарл II — Карл III —   
891894898899901905915924962973983
  ГвидоЛамбертАрнульф — Людовик III — Беренгар I — Оттон IОттон II  
98399610021014102410271039104610561084110511111125113311371155
   — Оттон III — Генрих II — Конрад II — Генрих III — Генрих IV — Генрих V — Лотарь II —   
11551190119712091215122012501312131313281347135513781410
  Фридрих IГенрих VI — Оттон IV — Фридрих II — Генрих VII — Людвиг IV — Карл IV —   
1410143714521493150815191530155615641576161216191637
  СигизмундФридрих IIIМаксимилиан IКарл VФердинанд IМаксимилиан IIРудольф IIМатвейФердинанд II  
16371657170517111740174217451765179017921806
  Фердинанд IIIЛеопольд IИосиф IКарл VI — Карл VIIФранц IИосиф IIЛеопольд IIФранц II  

Каролинги — Саксонская династия — Салическая династия — Гогенштауфены — Виттельсбахи — Габсбурги

Максимилиан II



Максимилиан II

1527-1576

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Максимилиан II

Максимилиан II (1. VIII.1527 — 12.X.1576) — император [«Священной Римской
империи
»] с 1564 года, австрийский эрцгерцог. Сын императора
Фердинанда I. По разделу
земель австрийских Габсбургов (1564) получил Верхнюю и Нижнюю Австрию и корону
Чехии и Венгрии. Всецело завися в финансовых вопросах от австрийских, чешских и
венгерских феодалов, вынужден был сделать им значительные уступки; при нем в
габсбургских землях широко распространился протестантизм. В 1568 году заключил с
турецким султаном Селимом II 8-летнее перемирие.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.


Максимилиан II (1564-1576). Правление сына Фердинанда в целом лежало в русле
преемственности его отцу. Однако личность самого властителя во многом
содействовала наметившимся при Фердинанде процессам компромисса, иногда даже в
радикальном духе. Необычайное своеобразие Максимилиана вызывало споры уже при
его жизни и стало предметом дискуссий историков сегодняшнего дня. Суть проблемы
коренится в явных симпатиях будущего императора к протестантам и лютеранству,
проявившихся еще в молодости и резко диссонирующих со взглядами дяди, отца и
собственных сыновей.

Если старая католическая и краеведческая австрийская традиция в общем не
уделяла его портрету заметного внимания, считая Максимилиана слабой,
подверженной колебаниям натурой, то в свете кардинальных переоценок последних
десятилетий образ его вызывал гораздо больший интерес. «Самым убедительным, —
пишет Э. В. Цееден, — представляется новый взгляд, усматривающий в императоре
представителя безразличного к догме эразмиано-гуманистического христианства»
[Zeeden, ZG. S. 141]. Близким к этому мнению видится суждение Хорста Рабе: «По
всей видимости, он (т. е. Максимилиан. — А. П.) в гораздо большей степени
склонялся не к ярко выраженному антикатолическому протестантизму, а к, так
сказать, предреформационному христианству в гуманистической окраске — в
совершеннейшем отличии от своего отца» [Rabe, RG. S. 320]. В свою очередь Генрих
Лутц считал возможным говорить о Максимилиане как фигуре переходной,
свойственной новой эпохе, стоявшей между религиозным противоборством и
толерантностью. В лице Максимилиана в структурах Империи рождались силы,
способные выбрать «третий путь» согласия и компромисса, что было очень важно на
еще зыбкой почве Аугсбургского согласия. Император «стремился осуществить
всеобщую христианскую Реформацию и установить благочестивое согласие религий в
немецкой нации» [Lutz, RG. S. 70].

Истоки правительственного курса Максимилиана следует искать в его юности.
Уроженец Вены (род. в 1521 г.), будущий император оказался с первых лет жизни
совсем в иной ауре, нежели его отец. Если Фердинанд был близок испанской
католической традиции, то его сын с самого начала тяготел к немецкой и
достаточно умеренной в конфессиональном смысле почве Вены. К моменту
совершеннолетия Максимилиана Реформация пустила довольно глубокие корни в
Австрии, найдя сочувствие и сторонников не только среди дворянских семейств, но
и горожан. Влияние лютеранства отразилось и на ближайшем окружении принца: среди
воспитателей его встречались люди, едва скрывавшие лютеранские симпатии.
Следствием стало формирование терпимой и любознательной к протестантизму натуры.
Напротив, последующее пребывание Максимилиана в Мадриде, где он знакомился с
испанским укладом и должен был воплощать на деле не слишком теплую дружбу двух
родственных ветвей Габсбургов, способствовало лишь развитию отрицательных
эмоций.

Вернувшись домой, Максимилиан не считал нужным скрывать своего сочувствия к
протестантам. Он дружил с умеренными католиками из своего окружения, завязал
оживленную переписку с лютеранскими княжескими дворами и в 1557 г. с публичным
скандалом перестал отправлять причастие. Огромное влияние на него оказывал
надворный духовник Пфаузер, сам бывший конвертант. Отречение Карла и
готовившееся избрание самого Фердинанда естественно актуализировали вопрос
скорейшего избрания приемника нового императора. Но стойкое нежелание сына
согласиться с основополагающими догматами католицизма и отречься от
протестантских друзей сильно накаляли обстановку в семье, как, впрочем, и в
отношениях с католическим духовенством и апостольским престолом. Папа откровенно
отказывался согласиться на коронацию еретика, а сам Фердинанд в сердцах даже
заявил, что вообще не ударит пальцем о палец в хлопотах за сыновнее наследство,
если тот не откажется от богомерзких заблуждении. Споры с отцом шокировали
современников. Однажды в минуту крайнего раздражения отец даже бросил: «Пусть
так пусть твой Лютер прав, пусть я отправлюсь в ад вместе со всей римской
церковью и святым престолом, но даже тогда я не стану сторонником этого мерзкого
еретика!» Лишь в феврале 1562 г. в Праге после долгих проволочек принц дал
убедить себя в необходимости и неизбежности правильного следования римскому
вероучению. Он остался формальным католиком, но в глубинах своей души всегда
сохранял симпатии к лютеранам.

Возглавив Империю, Максимилиан последовательно продолжал основные линии в
политике отца. В отношении имперских учреждений это выразилось в столь же
стойком желании опираться на мнение рейхстага как высшего сословного форума
(четыре созыва 1566,1568,1570,1575) и повысить авторитет имперского камерального
суда, ставшего после 1555 г. главным судебным органом по конфликтам на
религиозной почве. Оба учреждения демонстрировали устойчивость и компромисс.

Относительная стабильность в концерте имперских князей позволила Максимилиану
попытаться реорганизовать военно-административные структуры Империи. Темой
военной реформы был озадачен Шпейрский рейхстаг 1570 г., на котором император по
предложению Лазаря фон Швенди выступил с инициативой запрета вербовки наемников
в имперских землях и военной службы за рубежами Империи. Полагая, что практика
наемничества истощала военные ресурсы, Максимилиан и Швенди хотели организовать
общеимперские контингенты, комплектовавшиеся на основе территориально-окружной
системы под эгидой местных имперских чинов. Однако рейхстаг провалил проект не
столько из-за опасения роста военной мощи Габсбургов, сколько по причине
существенных финансовых расходов, а также поскольку предложения короны, по
мнению чинов, ограничивали их сословную свободу.

Внутреннее развитие Империи характеризовалось еще меньшим риском скорого
распада Аугсбургской системы, чем в предшествующие годы, но являло перспективно
весьма опасные противоречия. Как при Фердинанде, так и на протяжении всех лет
правления Максимилиана протестанты постоянно выдвигали требование полной свободы
религиозного вероисповедания. Поскольку речь не шла уже о компромиссе в вере,
надежды на который развеялись в 1557 г., а предполагалось лишь свободное
отправление всех узаконенных в Аугсбурге конфессий, то вновь неизбежно возникал
вопрос «духовной оговорки». Максимилиану уда[1]лось на Аугсбургском рейхстаге „
566 г. парировать требования лютеранских князей вернуться к этой проблеме.
Весьма эффективным средством стало манипулирование фактором кальвинизма,
особенно после введения кальвинистского вероисповедания в Пфальце в 1562-1564
гг., пугавшего лютеранских ортодоксов новым расколом. Играя на неразрешимых с
точки зрения богословия противоречиях между евангелическими и реформатскими
сословиями, Максимилиан мог использовать раскол единого протестантского фронта.

Но здесь же крылись источники нового обострения. Одним из них становился
впервые заявленный радикализм Пфальца, где после введения кальвинизма курфюрст
Фридрих III Благочестивый (1559-1576) видел будущее не только в правовой
легитимации своего выбора на уровне Империи, но и в динамичной политике,
призванной подкрепить Пфальц надежными союзниками в Нидерландах, во Франции и в
рейнских землях Империи. Активность Пфальца была естественной реакцией
гейдельбергского курфюрста на блокаду со стороны евангелических князей. Но она
же угрожала вывести пфальцский фактор за границы имперского политического поля.

С другой стороны, наметилось дистанцирование от Вены баварских Виттельсбахов
в лице Альбрехта V, особенно после фактического роспуска Ландсбергского союза и
осуществления в Баварии с 1566 г. поэтапной рекатолизации на всех уровнях, что
контрастировало с компромиссной политикой Максимилиана. Разумеется, отход от
более тесного партнерства с Баварией не был равнозначен глубокому расколу в
протестантских рядах, но в совокупности все эти тенденции угрожали ослаблением
имперского контроля и влекли изоляцию императора. Однако в целом Максимилиану
удалось овладеть положением. Главными партнерами короны, как и раньше,
оставались умеренные лидеры немецкого протестантизма, прежде всего Саксония
(Август I) и Вюртемберг (Христофор I). Опираясь на них, император находил
подспорье в протестантском лагере Империи.

Главным полем столкновений оказался рейхстаг в Аугсбурге в 1566 г. Созывая
имперский форум, император, помимо всего прочего, желал показать силу
Гейдельбергу, заставив его вернуться в правовое русло Аугсбургского мира.
Аргументом Максимилиана был очевидный кальвинизм пфальцской Реформации, только
что введенной курфюрстом Фридрихом III, что вступало в противоречие с нормами
1555 г. Большинство католических и евангелических князей соглашались с мнением
императора, и над Пфальцем нависла реальная угроза имперской опалы. Но в
решающий момент Август Саксонский вместе с курфюрстом Бранденбурга, не желая
дальнейшей опасной эскалации, поддержал мнение пфальцских уполномоченных,
признав Гейдельбергскую Реформацию родственной Аугсбургскому вероисповеданию, за
исключением пункта о евхаристии. Вполне возможно, и сам Максимилиан не желал
открытого разрыва. Ценности внутриимперского мира, столь дорогой ценой
осознанные в предыдущие годы, перевешивали необходимость строго правовой акции.
В любом случае, однако, Саксония выступала главной нейтральной силой, что
вынуждало Венский двор в дальнейшем прислушиваться к мнению правившего в ней
Дома Веттинов.

В итоге окончательно оформился важнейший с точки зрения имперской политики
треугольник Саксония— Пфальц—Бавария, в пространстве которого теперь решалась
судьба внутреннего согласия в Империи.

Одновременно Максимилиан находил более или менее приемлемый компромисс с
протестантизмом в на[1]следственных землях (разрешение евангелического культа
для дворян и их подданных в Верхней и Нижней Австрии в 1568 г. и Брукская
ассекурация 1571 г.), что позволяло Империи сохранять единство сил прежде всего
в борьбе с турецкой агрессией на юго-востоке Империи. Кроме того, после весьма
нелегких испытаний, вызванных попытками Испании подавить нидерландское восстание
в 1568-1570 гг., Максимилиан стабилизировал отношения со своим двоюродным
братом. Положение для Филиппа осложнялось еще и тем, что после смерти своего
единственного на тот момент наследника по мужской линии дона Карлоса (1568) и
кончины третьей жены короля Изабеллы Валуа он оказывался перед перспективой
передачи в будущем испанской короны Венским Габсбургам. Согласно Бургундскому
договору 1548 г., Максимилиан выступал единственным законным претендентом.

Положение Империи — и европейское и внутреннее — в год смерти императора было
более прочным, нежели в 1564 г Последовавшая тогда же кончина Фридриха III
Пфальцского избавляла от слишком беспокойного партнера, а восшествие на престол
его преемника Людвига VI, вернувшего на несколько лет Гейдельберг в лоно
лютеранства, исключало Пфальц из числа активных контрагентов имперского
престола. Максимилиан оставлял своему наследнику, старшему сыну Рудольфу,
которого успел короновать римской короной в 1575 г шансы на мир по меньшей мере
еще на десять лет.

Естественно, улучшение было бы немыслимо без относительной солидарности
большинства имперских князей. Огромную роль здесь играло поколение правивших
тогда территориальных властителей, поколение эпохи Аугсбургского мира, чьи
представители были либо сверстниками, либо старшими современниками Максимилиана.
Несмотря на конфессиональные различия, большинство из них прекрасно понимало
ценности и цену достигнутых в 1555 г. соглашений. Вероятно, общее мнение хорошо
вы[1]разил тогда курфюрст Бранденбургский Иоганн Георг (1571 -1598), однажды
заявив: «Лучше хранить ветхое здание Империи, чем разрушить его».

Правление двух ближайших наследников Карла V бесспорно содействовало
внутреннему упрочнению имперских структур. После острых коллизий реформационных
десятилетий, долгого отсутствия, зачастую буквального, фактора сильной и
авторитетной имперской власти теперь после 1555 г. наметились тенденции к
улучшению позиций короны, к успешному функционированию главных имперских
институтов и к обретению относительной стабильности в рядах княжеской элиты,
вынужденной воспринимать решения 1555 г. с объективной данностью. В то же время
сами императоры не расставались с идеями общехристианского согласия, созвучными
с гуманистическими традициями позднего средневековья.

Затаенная мечта в будущем увидеть Империю и Европу в лоне одной Церкви не
только роднили Фердинанда и Максимилиана с Карлом, но и сообщали огромный
позитивный импульс к правительственной деятельности этих монархов, выражавшийся
в попытках установить компромисс меж[1]ду конфессионально враждебными имперскими
сословиями.

Цитируется по изд.: Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола.
1555-1648. СПб., 2002, с. 63-68.


Далее читайте:

Исторические лица Австрии (биографический
справочник)

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Максимилиан II | Император Священной Римской империи

Год рождения:
31 июля 1527 г.
Вена
Австрия
Умер:
12 октября 1576 г. (49 лет)
Регенсбург
Германия
Должность/Офис:
император (1564-1619), Священная Римская империя
Дом/Династия:
Дом Габсбургов
Известные члены семьи:
отец Фердинанд I

Просмотреть весь связанный контент →

Максимилиан II (родился 31 июля 1527 г. , Вена, Австрия — умер 12 октября 1576 г., Регенсбург [Германия]), император Священной Римской империи с 1564 г., чья либеральная религиозная политика допускала интервал в мир между католиками и протестантами в Германии после первых сражений Реформации. Гуманист и покровитель искусств, он в значительной степени не смог достичь своих политических целей как дома, так и за рубежом.

Максимилиан, старший сын будущего императора Фердинанда I и племянник императора Карла V, получил образование в Испании. В споре о порядке наследования Габсбургов он сначала был поставлен позади сына Карла V Филиппа (будущего Филиппа II Испанского), но по соглашению 1553 года он сместил Филиппа как наследника империи и оставался враждебно настроенным по отношению к испанской ветви. из Габсбургов.

Симпатии Максимилиана к лютеранству, сформировавшиеся в его юности, в конце концов вызвали достаточный скандал в кругах Габсбургов, и его отец пригрозил ему исключением из престолонаследия в 1559 г.. Отныне, хотя на словах он поддерживал католицизм, в основном он оставался христианином-гуманистом, выступавшим за компромисс между соперничающими конфессиями.

Уже чешский король (с сентября 1562 г.) и король римлян или назначенный наследник империи (с ноября 1562 г.), Максимилиан стал венгерским королем в 1563 г. и вступил на императорский престол в 1564 г. Его отказ инвестировать протестантских администраторов епископств с их имперскими феодалами не оправдали надежд протестантских князей Германии. Тем не менее, он доказал свой личный либерализм, предоставив свободу вероисповедания протестантской знати Австрии (1568 г.), пообещав уважать религиозную свободу в Богемии (1575 г.) и работая над реформой римско-католической церкви. Его попытки получить право на брак для священников потерпели неудачу, в основном из-за противодействия Испании.

В Нидерландах Максимилиан советовал пойти на компромисс между католиками и протестантами, но снова был разочарован неуступчивостью испанцев. После неудачной кампании против турок, которые представляли угрозу для империи, по заключенному в 1568 году миру он был вынужден продолжать платить дань султану. Предложенная им армейская реформа 1570 года, согласно которой император контролировал бы армию и должен был дать свое согласие, прежде чем иностранные державы могли бы вербовать на немецкой земле, потерпела поражение от протестантских князей Германии, которые подозревали попытку помешать им помогать единоверцам. за границей и были менее склонны предоставлять императору большие полномочия.

Религиозный нейтралитет Максимилиана был во многом политикой политической целесообразности для поддержания мира в империи. Тем не менее, хотя он сохранил право своих подданных поклоняться в соответствии с их верованиями, он преуспел в некоторых из своих политических целей.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

Дом Габсбургов | Правители, девиз, история, карта и инбридинг

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

дом Габсбургов , Габсбург также пишется Габсбург , также называемый дом Австрии , королевская немецкая семья, одна из основных суверенных династий Европы с 15 по 20 века.

Происхождение

Название Габсбург происходит от названия замка Габсбург, или Хабихтсбург («Ястребиный замок»), построенного в 1020 году Вернером, епископом Страсбургским, и его шурином, графом Рэдботом, в Ааргау с видом на река Аар на территории нынешней Швейцарии. Дед Радбота, Гунтрам Богатый, самый ранний прослеживаемый предок дома, возможно, может быть отождествлен с графом Гунтрамом, который восстал против германского короля Оттона I в 9 г.50. Сын Радбота Вернер I (умер в 1096 г.) носил титул графа Габсбургов и был дедом Альберта III (умер около 1200 г.), графа Цюриха и ландграфа Верхнего Эльзаса. Рудольф II Габсбургский (умер в 1232 г.) приобрел Лауфенбург и «Вальдштетте» (Швиц, Ури, Унтервальден и Люцерн), но после его смерти его сыновья Альберт IV и Рудольф III разделили наследство. Однако потомки Рудольфа III продали свою часть, включая Лауфенбург, потомкам Альберта IV, прежде чем вымерли в 1408 году.0033

Австрия и возвышение Габсбургов в Германии

Сын Альберта IV Рудольф IV Габсбург был избран немецким королем как Рудольф I в 1273 г. Именно он в 1282 г. передал Австрию и Штирию двум своим сыновьям Альберту (будущему немецкого короля Альберта I) и Рудольфа (считается Рудольфом II Австрийским). С этой даты начинается извечное отождествление Габсбургов с Австрией ( см. Австрия: Присоединение Габсбургов). Однако семейный обычай заключался в том, чтобы наделять управление своими наследственными владениями не отдельными лицами, а всеми членами семьи мужского пола в целом, и, хотя Рудольф II отказался от своей доли в 1283 г., трудности снова возникли, когда король Альберт I умер (1308 г.). ). После того, как была опробована система кондоминиума, Рудольф IV Австрийский в 1364 году заключил договор со своими младшими братьями, в котором признавался принцип равных прав, но гарантировалось де-факто верховенство главы дома. Тем не менее, после его смерти братья Альберт III и Леопольд III Австрийские договорились о разделе (Нойбергский договор 1379 г.).): Альберт взял Австрию, а Леопольд – Штирию, Каринтию и Тироль.

Сын короля Альберта I Рудольф III Австрийский был королем Богемии с 1306 по 1307 год, а его брат Фридрих I был королем Германии как Фридрих III (в соперничестве или совместно с Людовиком IV Баварцем) с 1314 по 1330 год. Альберт V Австрийский был в 1438 году избран королем Венгрии, королем Германии (как Альберт II) и королем Богемии; его единственный выживший сын, Ладислас Постум, также был королем Венгрии с 1446 г. (приняв власть в 1452 г.) и Богемии с 1453 г. Вместе с Ладисласом потомки мужского пола Альберта III Австрийского вымерли в 1457 г. Тем временем штирийская линия произошла от Леопольда III. были разделены на Внутреннюю Австрию и Тироле.

Фридрих V, старший представитель линии Внутренней Австрии, был избран королем Германии в 1440 году и коронован императором Священной Римской империи как Фридрих III в 1452 году — последний такой император, коронованный в Риме. Габсбурги, достигшие, таким образом, самого высокого светского достоинства в западном мире, можно сказать несколько слов о главных титулах династии. Императорский титул в то время для практических целей был не более чем прославлением титула немецкого короля, а немецкое царство, подобно богемскому и венгерскому, было выборным. Если Габсбургу суждено было сменить Габсбурга на посту императора после смерти Фридриха в 149 г. 3 до восшествия на престол Карла VI в 1711 году, основная причина заключалась в том, что наследственные земли Габсбургов составляли достаточно большую и богатую совокупность, чтобы династия могла навязать своего кандидата другим немецким избирателям (сами Габсбурги имели право голоса только в поскольку они были королями Богемии).

На протяжении большей части правления Фридриха едва ли можно было предвидеть, что его потомки будут монополизировать имперское наследство до тех пор, пока они это делали. Чешское и Венгерское королевства были потеряны для Габсбургов почти на 70 лет после смерти Ладисласа Постумуса в 1457 году; швейцарские территории, фактически утраченные с 1315 г.0071 см. Швейцария: расширение и положение власти), от которых окончательно отказались в 1474 г.; и контроль Фридриха над самим австрийским наследством долгое время был ненадежным не только из-за агрессии со стороны Венгрии, но и из-за разногласий между ним и его родственниками из Габсбургов. Тем не менее Фридрих, одним из первых действий которого в качестве императора была ратификация в 1453 г. использования Габсбургами уникального титула «эрцгерцога Австрии» (впервые присвоенного им Рудольфом IV в 1358–1359 гг.).), возможно, имел некоторое провидческое стремление к всемирной империи для дома Австрии: девиз A.E.I.O.U. , который он иногда использовал, обычно интерпретируется как Austriae est imperare orbi universo («Австрии суждено править миром») или Alles Erdreich ist Österreich untertan («Весь мир подвластен Австрии»). Он прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как его сын Максимилиан заключил самый важный брак в европейской истории, а за три года до своей смерти он также стал свидетелем воссоединения австрийских наследственных земель, когда Сигизмунд Тирольский отрекся от престола в пользу Максимилиана (149 г.).0).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Прежде чем объяснять, чем Габсбурги были династически обязаны Максимилиану, можно упомянуть о физической особенности, характерной для дома Габсбургов, начиная с императора Фридриха III: его челюсть и нижняя губа были выдающимися, черта, которая, как предполагалось, была унаследованная им от матери, мазовецкой княжны Цимбарки.