Родился в 1967 году в Ленинграде. В 8 лет впервые взял в руки фотоаппарат и с этого времени принимал участие во множестве выставок детского творчества. С 1986 года стал работать профессиональным фотографом на государственном предприятии. В 1988-м вступил в знаменитый фотоклуб «Зеркало». В 1993 году получил приз «Открытие года» на Первом Всероссийском фотофестивале. Член Союза художников и Союза фотохудожников России. С 1988 по 1997 год - участник более 40 выставок в стране и за рубежом. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Евгений Мохорев - петербуржец. Для человека культуры «петербуржец» - не просто обозначение места рождения или жительства. Это, прежде всего, принадлежность к культурной традиции, заложенной триста лет назад одновременно с камнями города и так же, как эти камни, неизменной вопреки всем историческим коллизиям. Петербург всегда был русским Янусом. Гордый и холодный аристократ, хранящий высокомерное достоинство, открывал за красотой фасадов своих дворцов и прямолинейной гармонией своих проспектов другое лицо, лицо маленького человека. Политический и художественный Гении страны создали театр имперского величия, на подмостках которого судьба и история ставили маленькие трагедии простого человека.
Петербург - город, город-музей - как и подобает музею, обращен в прошлое. Его художественная рефлексия наполнена осознанием непреложной замкнутости круга жизни. Бесконечность прошлого как настоящего становится эстетическим идеалом неоакадемизма; философию смерти как эманации жизни взыскует некрореализм; аллегорические фрески о земной юдоли человека режиссирует фотограф Евгений Мохорев. Его персонажи не заполняют парадные атриумы петербургских дворцов и музеев. Среда обитания этих кукол-подростков, среда их детских и жизненных игр определена быть скупой и брутальной. Это круг первый спирали их жизненного пути, на котором покровы времени не скроют их обнаженной беззащитности перед игрой равнодушного рока, а взросление лишь приблизит срок свершения предначертанного. Детские, человеческие глаза кукол напряжены и доверчивы, настороженны и мечтательны, глаза их просто закрыты. Им мерещится Медный всадник.
Евгений Березнер
www.photographer.ru
Подборка самых дорогих фотографий советских авторов, проданных на аукционе Sotheby’s в Лондоне. На торги было выставлено более полутораста лотов, составленных из снимков различных фотографов Советского Союза и стран бывшего СССР, сделанных в период с 1959 по 2004 годы. В основном это так называемое альтернативное искусство, которое в советскую эпоху предпочитали как минимум не замечать.
Всего было продано 34 лота на общую сумму 313 250 фунтов стерлингов, тем не менее остальные снимки также получили предварительную оценку, а значит, и ориентир для последующей продажи.
Фото: Евгений Мохорев «Азис»
Этот снимок Евгения Мохорева «Азис» относится к серии «Подростки Санкт-Петербурга». Он был сделан в 1996 году и теперь, вместе с еще семью работами автора, продан за 5 000 £.
Фото: Антанас Суткус
Одна из самых известных фотографий среди всех лотов аукциона. Этот снимок Антанаса Суткуса был сделан в 1965 году и неоднократно появлялся в самых разных мировых изданиях. На нем изображен французский писатель Жан-Поль Сартр во время его официальной поездки в Советский Союз. Снимок был продан за 7 250 £.
Фото: Витас Луцкус (серия «Путешествия»)
Весьма необычные работы Витаса Луцкуса (серия «Путешествия») были проданы за 1 500 £.
Фото: Иси Трапидо «Скорость»
Эстонский фотограф Иси Трапидо озаглавил этот снимок «Скорость». На аукционе фотография была продана за 2 250 £.
Фото: Евгений Раскопов («Безмолвие»)
Снимок Евгения Раскопова, который фотограф назвал Silence («Безмолвие»), оценивается в 1 500–2 000 £.
Фото: Игорь Мухин, из серии «Молодежь большого города»
Две фотографии из серии «Молодежь большого города», сделанных Игорем Мухиным в 1980-е годы, когда он снимал московское панк-рок-движение, были оценены в 6 000–8 000 £.
Фото: Антанас Суткус «Лицо эпохи и прощайте, товарищи по партии!»
Фото: Александрас Мацияускас, «Васара»
Этот своеобразный снимок Александраса Мацияускаса из серии «Васара», идущий вразрез с официальным творчеством советских фотографов, был замечен специалистами и оценен в 2 000–3 000 £.
Фото: Александрас Мацияускас, «На рынке»
Фотограф Александрас Мацияускас неоднократно путешествовал по разным уголкам большой страны, чтобы запечатлеть реальную жизнь ее жителей.
Этот снимок озаглавлен «На рынке», и вместе с еще тремя работами он был продан на аукционе за 4 000 £.
Фото: Евгений Михайлов, из серии «Лурики»
Некоторые представленные на аукционе работы оценивались в очень большие суммы. В частности, один только этот снимок Евгения Михайлова из серии «Лурики» (примечательный тем, что вручную раскрашен акриловыми красками) был продан за 20 000 £.
Микки — цирковой шимпанзе
На этом снимке знаменитый Микки — цирковой шимпанзе, которого Виталий Комар и Александр Меламид научили делать фотографии.
Микки — цирковой шимпанзе
В один лот были объединены в общей сложности 18 фотографий Микки, и продан он был за 50 000 £!
Микки — цирковой шимпанзе
Сама же серия снимков была сделана в 1998 году, и в ней Комар и Меламид задавались вопросом о роли человеческой расы на земле.
Фото: Борис Михайлов
Характерная работа одного из самых заметных фотографов бывшего Советского Союза Бориса Михайлова была продана за 13 750 фунтов стерлингов.
В те годы многие фотографы работали на грани легальности, практически подпольно. Иногда их работы выставлялись, но всегда в альтернативных местах — увидеть такие снимки в официальных выставочных залах было невозможно вплоть до самого конца 1980-х годов.
Фото: Геннадий Бодров
Четыре фотографии, сделанные Геннадием Бодровым в 1988–1990 годах, оценены в 2 000–3 000 £.
Фото: Сергея Борисова
Один из снимков Сергея Борисова из московской серии, сделанный в 1988 году, был продан за 1 500 £.
Фото: Алексея Титаренко
Своеобразные работы Алексея Титаренко ценятся достаточно высоко. Пять снимков, включая этот, оцениваются в 6 000–8 000 £.
rosphoto.com
Предполагаю, что люди, имеющие дело с фотографией, уже знакомы с работами Евгения Мохорева. Его творчество получало и получает противоречивые отзывы, вплоть до обвинений в педофилии со стороны особо ярых критиков. Тем не менее, многочисленные статьи, посвященные его творчеству, сходятся в одном: несмотря на то, что фотограф преступает общепринятые табу,связанные с изображением обнаженного детского тела, ему удается не сорваться на пошлость, кич и эпатаж.
«Снимая обнаженного подростка, я всегда стараюсь избежать эротики. Она, наверное, может присутствовать, но всегда вторым, третьим планом.Здесь все гораздо проще. Тело — это ведь тоже портрет человека, продолжение его лица, глаз… Но плюс к этому обнаженное тело это еще и свет, и линия, и форма, и инструмент, которым можно манипулировать, конструируя впечатления и образы»– считает сам Евгений.
Несмотря на очевидную эстетическую продуманность снимков, на их постановочный характер, чувствуется, что перед нами больше, чем просто красивая или шокирующая картинка. Эти кадры живые, более того, в них обычно есть и некий подтекст. Что важно, для Евгения фотография подростков не является данью моде или случайным увлечением. Эта тема является ведущей в его творчестве с начала 90х и, на мой взгляд, именно эта сосредоточенность на предмете делает его снимки неповторимыми, также спасая от формализма и гламуризации.
Фотограф говорит: " Со всеми подростками мы сначала много говорим. Если у ребенка нет ко мне доверия, я не снимаю его. Мне интересен сам человек и его проблемы. Важна среда, которая сильнейшим образом влияет на растущего человека. «Атмосфера места».
И эта атмосфера очень тонко передана в его снимках. Изломанные линии, геометрические фигуры: тела, окна, стены, батареи, конструкции- все сплетается воедино.При этом не утрачивается личность.
Несмотря на то, что у Евгения есть очень разные работы ( настоятельно рекомендую посмотреть его фотосайт), ему удалось то, о чем мечтает каждый фотограф: выработать свой узнаваемый почерк.
www.lookatme.ru
Вот уж от кого-кого, но от ЖЖ не ожидал. Что ж, теперь окончательно ясно, что это начало твоего конца, дорогой ЖЖ. На, а мне все-таки ссылка на фотографа Евгения Мохорева по тегу фотографы нужна. В образовательных целях. Дело в том, что я преподаю фотографию, и веду эту рубрику специально для своих студентов. Также мне известно, что этой ссылкой пользуются преподаватели Школы им. Родченко и Фотоплей, а также многие люди, которые занимаются самообразованием. Поэтому вы можете вбивать в свою голову любую дурь, это не помешает повышению культурного уровень этой страны.
А для того, чтобы обойти вашу повышенную нездоровую педофилическую «целомудрость», здесь я оставлю только одну фотографию, которая никаким вашим идиотским этикам и моралям не противоречит. Все же, кого интересует искусство — переходите по ссылке и продолжайте знакомство с творчеством великого фотографа современности.
Евгений Мохорев
Российский фотограф из Санкт-Петербурга (1967 г.р.). Основная тема Мохорева (последнее время он также использует фамилию Максимов) — самый хрупкий, и в то же время очень опасный человеческий материал: дети и подростки. Мохорев единственный из российских фотографов, кто на протяжении многих лет исследует эту тему. Он, как когда-то Селинджер, вторгся в ту территорию, в которую нет доступа взрослому человеку. Кроме этого, Мохорев известен как стрит-фотограф Петербурга.
Работы Евгения представляют галереи в Нью-Йорке и Париже, входят в списки самых дорогих фотографий пост-советского пространства, продаваемых на аукционе Sotheby’s в Лондоне. Евгений снимает на черно-белую пленку и камеры среднего формата. Для уличной фотографии использует 35-мм Leica.
Всем, кому интересно творчество Мохарева, я рекомендую посмотреть фильм «Хрупко: Русский фотограф Евгений Мохорев», который снял про него английский режиссер Кристиан Клингер.
Фотографии Евгения Мохорева можно посмотреть на его аккаунте на Фотосайте:
http://www.photosight.ru/users/2041/
pavel-kosenko.livejournal.com
Родился в 1967 году в Ленинграде. В 8 лет впервые взял в руки фотоаппарат и с этого времени принимал участие во множестве выставок детского творчества. С 1986 года стал работать профессиональным фотографом на государственном предприятии. В 1988-м вступил в знаменитый фотоклуб «Зеркало». В 1993 году получил приз «Открытие года» на Первом Всероссийском фотофестивале. Член Союза художников и Союза фотохудожников России. С 1988 по 1997 год - участник более 40 выставок в стране и за рубежом. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Евгений Мохорев - петербуржец. Для человека культуры «петербуржец» - не просто обозначение места рождения или жительства. Это, прежде всего, принадлежность к культурной традиции, заложенной триста лет назад одновременно с камнями города и так же, как эти камни, неизменной вопреки всем историческим коллизиям. Петербург всегда был русским Янусом. Гордый и холодный аристократ, хранящий высокомерное достоинство, открывал за красотой фасадов своих дворцов и прямолинейной гармонией своих проспектов другое лицо, лицо маленького человека. Политический и художественный Гении страны создали театр имперского величия, на подмостках которого судьба и история ставили маленькие трагедии простого человека.
Петербург - город, город-музей - как и подобает музею, обращен в прошлое. Его художественная рефлексия наполнена осознанием непреложной замкнутости круга жизни. Бесконечность прошлого как настоящего становится эстетическим идеалом неоакадемизма; философию смерти как эманации жизни взыскует некрореализм; аллегорические фрески о земной юдоли человека режиссирует фотограф Евгений Мохорев. Его персонажи не заполняют парадные атриумы петербургских дворцов и музеев. Среда обитания этих кукол-подростков, среда их детских и жизненных игр определена быть скупой и брутальной. Это круг первый спирали их жизненного пути, на котором покровы времени не скроют их обнаженной беззащитности перед игрой равнодушного рока, а взросление лишь приблизит срок свершения предначертанного. Детские, человеческие глаза кукол напряжены и доверчивы, настороженны и мечтательны, глаза их просто закрыты. Им мерещится Медный всадник.
Евгений Березнер
www.photographer.ru
Сложный и противоречивый процесс инициации подростков во взрослый мир. Детские лица и взрослые эмоции. Борьба за признание индивидуальности. Взгляд становится откровением. Откровением пограничного возраста
Подросток — маргинальное состояние. Каждая из культур предлагает свои рецепты инициации из мира детства в мир взрослых. Крах культуры означает крах механизмов, адаптирующих ребенка в социуме. Неважно, будет ли это крах традиционной культуры, культуры патриархальной, матриархальной, культуры большой неделимой семьи (крестьянской культуры) перед лицом урбанизма или крах культуры, зиждущейся на определенной идеологии/религии перед лицом наступающей глобализации. Крах культурных механизмов, защищающих взрослеющего, сталкивает его лицом к лицу с яростью взрослого мира.
Дети — отражение мира взрослых. Более острое, осколкообразное. Детская ярость и ненависть не знают границ, у них нет механизмов сдерживания, которые есть у взрослых, живущих в условиях общественного договора.
Будет ли ребенок, не знающий смысла смерти и не изведавший боли, мучить животное, или будет ставить эксперименты над собственным телом в попытке понять его строение, он будет идти до конца, как в игре с машинками, разбитыми вдребезги затем, чтобы понять их строение. У подростков, которые еще дети, не выстроены защитные и сдерживающие механизмы, и детская жестокость поражает даже взрослых своей беспредельностью. Дети — ангелы; пока они не войдут в возраст половой зрелости, учат традиционные религии, у них еще нет грехов. Но те же дети со звериной реакцией и изощренностью ума порою кажутся существами, в которых еще не вложена душа: есть ум, есть изобретательность, ловкость, но нет сострадания. Их поведение сродни цивилизации, выросшей без опоры на культуру, на механизмы самосохранения: есть возможности к развитию, вплоть до самоуничтожения.
Евгений Мохорев вошел в фотографию на рубеже 1980-х — 1990-х гг., будучи совсем молодым человеком, который сам едва минул возраст «Подростка» Достоевского. Как и классик русской литературы, Мохорев — дитя Петербурга, города столь же необыкновенного для русского ландшафта, сколь и искусственного, вобравшего в себя квинтэссенцию русского культурного мятежа XVIII и последующих столетий. В ранних фотографиях Мохорева город был одним из равноправных героев наравне с подростками.
Тема взрослеющего человека, у которого впервые возникает вопрос самоидентификации и ощущение полноты собственного «я», была абсолютно новой для российской фотографии.
Эта тема — один из разделов многомерной темы индивидуального, темы, практически отсутствовавшей в советский период воспевания коллективного. Мохорев стал носителем «темы» новой эпохи. Разрушенная, но не до конца изжитая в общественном сознании, превратившаяся в неосознанный набор стереотипов коллективная культура советского времени обрекла Мохорева на роль изгоя: подростки — еще не взрослые, уже не дети, их откровенная саморепрезентация перед камерой — слишком подозрительным казалось это для ревнителей традиционного коллективного «я».
Петербург постсоветского времени, постепенно, дольше, чем за десятилетие очищающийся от хлама упадка, остается в работах Мохорева важной темой. Заброшенный в угоду столице-Москве Петербург-Ленинград, столица досоветской России, в начале перестройки был символом, многозначность которого вмещала в себя созвучия с темой обездоленного детства.
Постепенно Петербург преобразился. Теперь у Мохорева город и дети разведены: город — тема 35-миллиметровых штудий фотографа. В них он проявляет себя лирическим и жестким режиссером, разыгрывающим мизансцены в барочных и классицистических декорациях города Петра. Дети, подростки — тема продолжающегося проекта портретов, снятых в основном широкой камерой. Мохорев все больше сосредотачивается на портретах, на проявлении взрослых эмоций, теней взрослых мыслей на еще детских лицах героев.
Мохорев, как и раньше, не работает с «детьми улиц», бездомными, беспризорными. Его герои в большинстве своем дети из благополучных семей. Но в процессе диалога с фотографом с их лиц уходит маска защищенности, обнажается напряжение, которое не вооруженный талантом взгляд в состоянии уловить лишь в лицах детей улицы, постоянно вооруженных собственной агрессией против агрессии окружающего мира.
Мохореву удалось зафиксировать конфликт между подростком и миром взрослых, конфликт, обнажившийся в период перестройки, когда крушение советской культуры повлекло за собой крушение идеологических устоев, на которых строился непрочный, как выяснилось, фундамент личности людей советского времени. Человек в период перестройки оказался один на один с сартровским ужасом собственной экзистенции. Этот ужас порождает в человеке ярость сопротивления собственному знанию.
В постперестроечное время первыми с темнотой завтра встретились подростки. Те, кто уже знают о существовании смерти, но еще не ощутили ее дыхания. На фотографиях Мохорева их лица опалены яростью сопротивления, борьбы за признание своего существования, своего «я». В каких-то снимках они еще невинны, как античные боги, но на многих они стоят перед камерой, ощущая собственную предельность и запредельность познаваемости жизни. Конфликт детского лица и взрослой яростной мысли, отчеканенной во взгляде подростка, делает портреты Мохорева конечными откровениями, подобными фотографиям мертвецов, привораживающим зрителя, который продолжает твердить о том, как ужасно то, на что он смотрит.
Ирина ЧМЫРЕВА
Материал опубликован в 4 номере журнала Foto&Video за 2006 год
dragnet2.livejournal.com
|
ruguru.livejournal.com