Станислав ковалев: Пермский художник иллюстратор Станислав Ковалев | 59.ru

Пермский художник иллюстратор Станислав Ковалев | 59.ru

Одна из самых известных обложек Станислава Романовича — с изображением Оле-Лукойе

Поделиться

Сегодня, 30 сентября, заслуженному художнику РФ, известному иллюстратору-сказочнику из Перми Станиславу Ковалеву исполнилось 86 лет. У многих из нас в детстве была хотя бы одна книга с его рисунками: сказки Андерсена с Оле-Лукойе на обложке, сборники Александра Пушкина, «Конек-горбунок» Ершова, «Русские народные сказки», «Диво дивное», «Жар-птица», «Чудо чудное», «Лесная азбука» и многие другие. Всего художник проиллюстрировал около шестисот изданий.

Накануне дня рождения мы побывали в гостях у художника в его квартире-мастерской.

В мастерской светло и уютно

Поделиться

Студия находится на последнем этаже высотки. В мастерской панорамные окна, через которые солнце заливает всё пространство: мольберт, ящик с красками, книги, стол. Мастерская похожа на зимний сад — здесь вольготно чувствуют себя кофейные деревья, вытянувшиеся до потолка, и раскидистые папоротники. Художник говорит, что весной в мастерской есть проблема — течет с крыши, эту проблему ремонтники не могут решить годами из-за дефекта при строительстве дома.

Художнику исполнилось 86 лет, 49 из них он живет в Перми

Поделиться

— Будете кофе? — супруга Станислава Романовича накрывает журнальный столик, расставляет крохотные чашечки и приносит кофе в турке.

Людмила Алексеевна Ковалева по образованию инженер-механик, работала преподавателем технических дисциплин в Пермском авиационном техникуме. Увлекается творчеством — именно она написала сказку «Гуль-гуль, или История нападения поганок на страну Грибодол», проиллюстрированную мужем. Людмила Алексеевна поддерживает мужа во всех его творческих начинаниях.

Многим Оле-Лукойе представляется именно таким благодаря иллюстрациям Ковалева

Поделиться

Женщина показывает свои натюрморты на стенах кухни. Они выполнены уверенной рукой профессионала.

— Нет, я не художник и никогда не училась, — удивляет женщина. — Но когда рядом художник, заряжаешься творчеством.

Одна из архитектурных деталей, спасенных из старого дома

Поделиться

На стенах мы замечаем деревянный резной декор. Оказывается, Станислав Романович буквально спас элементы внешнего убранства частных домов в районе ДКЖ, когда из них выселили жильцов, а домам грозил снос.

Сложно пройти мимо красоты

Поделиться

— Они были на фасадах и воротах, обломанные и черные, — объясняет Станислав Романович. — Мы с другом-художником забрали их, я их почистил и склеил.

Сказка о Царевне-лягушке

Поделиться

Устроившись на диванчике, художник рассказывает о себе.

Он родился в Уфе, а детство провел в городке Октябрьском под Уфой. Ему всегда нравилось рисовать, но в маленьком городе не было кружков и художественных школ. После седьмого класса юноша устроился работать в лепной цех, где познакомился с двумя ребятами. Они приехали из Ленинграда после окончания Художественно-промышленного училища Штиглица, чтобы проходить практику в цехе.

Вся мастерская заполнена книгами

Поделиться

Один стеллаж полностью отдан изданиям с иллюстрациями самого художника

Поделиться

— Под их руководством я освоил построение и через год уже сам поступил в Ленинградское художественное училище, — рассказывает Станислав Романович. — Но мне было неинтересно, там давали слишком много общеобразовательных предметов. Поэтому я не доучился и сам пошел преподавать в Училище имени Рериха в Ленинграде.

Мастер много работает с масляными красками

Поделиться

В 19 лет студента забрали в армию, он проходил службу в Эстонии в образцово-показательной Краснознаменной дивизии имени Панфилова.

— Я угодил в батальон связи, где служило всего сто солдат. Раз в месяц меня просили писать лозунги, и я писал их, устроившись в маленькой комнате Ленина («Ленинские комнаты» были в армии, на предприятиях и в учебных заведениях, в них стоял бюст Ленину, проводились комсомольские и партийные собрания. — Прим. ред.).

Уголок студии похож на зимний сад, здесь много растений

Поделиться

На втором этаже — книги и… кошка

Поделиться

После армии художник приехал в Уфу, где рисовал для журнала «Пионер», а потом перебрался в Иркутск. Здесь он хотел завербоваться в географическую партию, чтобы в экспедиции рисовать пейзажи. Но туда так и не выбрался, так как познакомился с местным художественным редактором Георгием Леви. Он дал ему заказы и предложил работать в Иркутской типографии сначала техническим, а потом и художественным редактором. В Иркутске художник познакомился и со своей будущей женой.

Сказка о Бабе-яге и славном Иване-царевиче

Поделиться

— Именно тогда, 63 года назад, у меня вышла первая книга — «Сказки сибирских народов», — вспоминает Станислав Ковалев. — Потом я попал на курсы в Москве, где познакомился со многими столичными художниками, в том числе с Николаем Жуковым, известным по портретам Ленина. Он помог мне устроиться в издательство «Молодая гвардия». И посыпались заказы! Я делал всё, даже политические книги. Нужно уложиться в срок, чтобы совпасть с производственными планами, с графиками типографии. Если сорвешь, тебя из плана выкинут. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы я запоздал, всегда старался сдаться на неделю-две раньше.

Станислав Романович продолжает рисовать

Поделиться

Его рисунки заполнены деталями

Поделиться

— Рисовать детские иллюстрации я начал еще в Уфе, — вспоминает художник. — Тогда появилась мода на иллюстрации в стиле детского примитива. Так было в Чехословакии, ГДР, Польше и других соцстранах. Думали, раз дети так рисуют, значит им нравится. Но я решил сам проверить, что выберут дети, и провел эксперимент. На встречу со школьниками взял книжки с примитивом и великолепное издание Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре. В одной — яркие пятна, в другой — множество деталей. Стол в «Спящей красавице» сервирован посудой, по замку бегают мышки, в углу висит паутинка… Я спросил у детей: «Что вам больше нравится?». Они тут же ухватились за книгу Перро. Тогда я понял, что буду рисовать как Доре, с подробностями и деталями. Создавать свою сказку.

В Пермь судьба забросила художника в 1972 году. До этого он переезжал из города в город, но его всё время не устраивали типографии.

— Меня как книжного художника интересовали полиграфические возможности города, — говорит художник. — А в Перми тогда было одно из лучших издательств страны. Полиграфический комбинат «Звезда» тоже славился, печать была хорошая. Поэтому я переехал в Пермь, где живу уже 49 лет.

Андерсен — любимый сказочник художника. «Гадкого утенка» Станислав Ковалев прочитал в шесть лет. Книга очень взволновала мальчика.

— Когда, уже будучи взрослым, решил иллюстрировать Ханса Кристиана Андерсена, сам составил сборники сказок. Хотел поделить их на три книжки. Но когда принес проект в Пермское издательство, мне сказали: «Какая «Русалочка»? Да там же про Бога! «Девочка со спичками»? И здесь про Бога». Проект сильно сократили, и сказок осталось только на одну книжку.

«Пастушка и трубочист»

Поделиться

Как-то художник отдал оригиналы этих рисунков на выставку, и они пропали. Когда в Челябинске в 2000-е годы книгу решили переиздавать, иллюстрации пришлось рисовать заново.

Еще одна иллюстрация к сказке Андерсена — «Дюймовочка»

Поделиться

Для издательств Челябинска и Екатеринбурга Ковалев также сделал немало больших книг. «Сказочная азбука» с иллюстрациями пермского художника была издана в Китае тиражом 6 миллионов.

Художник досконально прорисовывал каждую мышку на этой картинке

Поделиться

В работе Станиславу Романовичу помогает большая библиотека. Все полки заняты справочниками и энциклопедиями по ботанике, зоологии, истории костюма, этнографическими заметками. В 1979 году вышла энциклопедия «Целебные кладовые». Рисунки трав, ягод и грибов в биологическом пособии тоже выполнил Станислав Ковалев. А для иллюстрации книги «Счастливые жемчужинки. Сказки народов СССР» художник с женой целый месяц изучал особенности этнографии и национального костюма. В Музее этнографии Ленинграда пришлось познакомиться с особенностями одежды 52 народов СССР.

Станислав Ковалев — еще и автор книг по космологии. Вышло четыре издания, которые он подписал как автор Ковалев-Сухомесов. Вторая часть фамилии — девичья бабушки, на деньги которой Станислав покупал первые книги по космологии в далеком 1945 году.

Станислав Ковалев является членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств в Санкт-Петербурге. Оформленный им белорусский букварь в 1977 году удостоен золотой медали на Международном конкурсе букварей в Германии. Персональные выставки Станислава Ковалева проходили во многих городах страны. Его произведения находятся в Пермской государственной художественной галерее, музеях Урала, Сибири, частных коллекциях в России и за рубежом.

Недавно мы рассказывали еще об одном пермском художнике Николае Горбунове. Он иллюстрировал книги Майн Рида, которые есть почти в любом доме.

Художник-иллюстратор из Уфы Станислав Ковалев | ufa1.ru

Одна из самых известных обложек Станислава Романовича — с изображением Оле-Лукойе

Поделиться

У многих из нас в детстве была хотя бы одна книга с рисунками заслуженного художника России Станислава Ковалева, который родился в Уфе: сказки Андерсена с Оле-Лукойе на обложке, сборники Александра Пушкина, «Конек-горбунок» Ершова, «Русские народные сказки», «Диво дивное», «Жар-птица», «Чудо чудное», «Лесная азбука» и многие другие. Всего художник проиллюстрировал около шестисот изданий. На этой неделе ему исполнилось 86 лет, и наши коллеги из Перми, где Ковалев прожил большую часть жизни, побывали в его квартире-мастерской и взяли интервью.

В мастерской светло и уютно

Поделиться

Студия находится на последнем этаже высотки. В мастерской панорамные окна, через которые солнце заливает всё пространство: мольберт, ящик с красками, книги, стол. Мастерская похожа на зимний сад — здесь вольготно чувствуют себя кофейные деревья, вытянувшиеся до потолка, и раскидистые папоротники. Художник говорит, что весной в мастерской есть проблема — течет с крыши, эту проблему ремонтники не могут решить годами из-за дефекта при строительстве дома.

Художнику исполнилось 86 лет, 49 из них он живет в Перми

Поделиться

— Будете кофе? — супруга Станислава Романовича накрывает журнальный столик, расставляет крохотные чашечки и приносит кофе в турке.

Людмила Алексеевна Ковалева по образованию инженер-механик, работала преподавателем технических дисциплин в Пермском авиационном техникуме. Увлекается творчеством — именно она написала сказку «Гуль-гуль, или История нападения поганок на страну Грибодол», проиллюстрированную мужем. Людмила Алексеевна поддерживает мужа во всех его творческих начинаниях.

Многим Оле-Лукойе представляется именно таким благодаря иллюстрациям Ковалева

Поделиться

Женщина показывает свои натюрморты на стенах кухни. Они выполнены уверенной рукой профессионала.

— Нет, я не художник и никогда не училась, — удивляет женщина. — Но когда рядом художник, заряжаешься творчеством.

Одна из архитектурных деталей, спасенных из старого дома

Поделиться

На стенах мы замечаем деревянный резной декор. Оказывается, Станислав Романович буквально спас элементы внешнего убранства частных домов в районе ДКЖ, когда из них выселили жильцов, а домам грозил снос.

Сложно пройти мимо красоты

Поделиться

— Они были на фасадах и воротах, обломанные и черные, — объясняет Станислав Романович. — Мы с другом-художником забрали их, я их почистил и склеил.

Сказка о Царевне-лягушке

Поделиться

Устроившись на диванчике, художник рассказывает о себе.

Он родился в Уфе, а детство провел в городке Октябрьском под Уфой. Ему всегда нравилось рисовать, но в маленьком городе не было кружков и художественных школ. После седьмого класса юноша устроился работать в лепной цех, где познакомился с двумя ребятами. Они приехали из Ленинграда после окончания художественно-промышленного училища Штиглица, чтобы проходить практику в цехе.

Вся мастерская заполнена книгами

Поделиться

Один стеллаж полностью отдан изданиям с иллюстрациями самого художника

Поделиться

— Под их руководством я освоил построение и через год уже сам поступил в Ленинградское художественное училище, — рассказывает Станислав Романович. — Но мне было неинтересно, там давали слишком много общеобразовательных предметов. Поэтому я не доучился и сам пошел преподавать в училище имени Рериха в Ленинграде.

Мастер много работает с масляными красками

Поделиться

В 19 лет студента забрали в армию, он проходил службу в Эстонии, в образцово-показательной Краснознаменной дивизии имени Панфилова.

— Я угодил в батальон связи, где служили всего сто солдат. Раз в месяц меня просили писать лозунги, и я писал их, устроившись в маленькой комнате Ленина («Ленинские комнаты» были в армии, на предприятиях и в учебных заведениях, в них стоял бюст Ленина, проводились комсомольские и партийные собрания. — Прим. ред.).

Уголок студии похож на зимний сад, здесь много растений

Поделиться

На втором этаже — книги и… кошка

Поделиться

После армии художник приехал в Уфу, где рисовал для журнала «Пионер», а потом перебрался в Иркутск. Здесь он хотел завербоваться в географическую партию, чтобы в экспедиции рисовать пейзажи. Но туда так и не выбрался, так как познакомился с местным художественным редактором Георгием Леви. Он дал ему заказы и предложил работать в Иркутской типографии сначала техническим, а потом и художественным редактором. В Иркутске художник познакомился и со своей будущей женой.

Сказка о Бабе-яге и славном Иване-царевиче

Поделиться

— Именно тогда, 63 года назад, у меня вышла первая книга — «Сказки сибирских народов», — вспоминает Станислав Ковалев. — Потом я попал на курсы в Москве, где познакомился со многими столичными художниками, в том числе с Николаем Жуковым, известным по портретам Ленина. Он помог мне устроиться в издательство «Молодая гвардия». И посыпались заказы! Я делал всё, даже политические книги. Нужно уложиться в срок, чтобы совпасть с производственными планами, с графиками типографии. Если сорвешь, тебя из плана выкинут. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы я запоздал, всегда старался сдаться на неделю-две раньше.

Станислав Романович продолжает рисовать

Поделиться

Его рисунки заполнены деталями

Поделиться

— Рисовать детские иллюстрации я начал еще в Уфе, — вспоминает художник. — Тогда появилась мода на иллюстрации в стиле детского примитива. Так было в Чехословакии, ГДР, Польше и других соцстранах. Думали, раз дети так рисуют, значит им нравится. Но я решил сам проверить, что выберут дети, и провел эксперимент. На встречу со школьниками взял книжки с примитивом и великолепное издание Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре. В одной — яркие пятна, в другой — множество деталей. Стол в «Спящей красавице» сервирован посудой, по замку бегают мышки, в углу висит паутинка… Я спросил у детей: «Что вам больше нравится?» Они тут же ухватились за книгу Перро. Тогда я понял, что буду рисовать как Доре, с подробностями и деталями. Создавать свою сказку.

В Пермь судьба забросила художника в 1972 году. До этого он переезжал из города в город, но его всё время не устраивали типографии.

— Меня, как книжного художника, интересовали полиграфические возможности города, — говорит художник. — А в Перми тогда было одно из лучших издательств страны. Полиграфический комбинат «Звезда» тоже славился, печать была хорошая. Поэтому я переехал в Пермь, где живу уже 49 лет.

Андерсен — любимый сказочник художника. «Гадкого утенка» Станислав Ковалев прочитал в шесть лет. Книга очень взволновала мальчика.

— Когда, уже будучи взрослым, решил иллюстрировать Ханса Кристиана Андерсена, сам составил сборники сказок. Хотел поделить их на три книжки. Но когда принес проект в Пермское издательство, мне сказали: «Какая «Русалочка»? Да там же про Бога! «Девочка со спичками»? И здесь про Бога». Проект сильно сократили, и сказок осталось только на одну книжку.

«Пастушка и трубочист»

Поделиться

Как-то художник отдал оригиналы этих рисунков на выставку, и они пропали. Когда в Челябинске в 2000-е годы книгу решили переиздавать, иллюстрации пришлось рисовать заново.

Еще одна иллюстрация к сказке Андерсена — «Дюймовочка»

Поделиться

Для издательств Челябинска и Екатеринбурга Ковалев также сделал немало больших книг. «Сказочная азбука» с иллюстрациями пермского художника была издана в Китае тиражом 6 миллионов.

Художник досконально прорисовывал каждую мышку на этой картинке

Поделиться

В работе Станиславу Романовичу помогает большая библиотека. Все полки заняты справочниками и энциклопедиями по ботанике, зоологии, истории костюма, этнографическими заметками. В 1979 году вышла энциклопедия «Целебные кладовые». Рисунки трав, ягод и грибов в биологическом пособии тоже выполнил Станислав Ковалев. А для иллюстрации книги «Счастливые жемчужинки. Сказки народов СССР» художник с женой целый месяц изучал особенности этнографии и национального костюма. В Музее этнографии Ленинграда пришлось познакомиться с особенностями одежды 52 народов СССР.

Станислав Ковалев — еще и автор книг по космологии. Вышло четыре издания, которые он подписал как автор Ковалев-Сухомесов. Вторая часть фамилии — девичья бабушки, на деньги которой Станислав покупал первые книги по космологии в далеком 1945 году.

Станислав Ковалев является членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств в Санкт-Петербурге. Оформленный им белорусский букварь в 1977 году удостоен золотой медали на Международном конкурсе букварей в Германии. Персональные выставки Станислава Ковалева проходили во многих городах страны. Его произведения находятся в Пермской государственной художественной галерее, музеях Урала, Сибири, частных коллекциях в России и за рубежом.

Ведущий разработчик программного обеспечения в Рязани, Россия: Станислав Ковалев

Работа

  • Старший инженер-программист

    2019 — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

    Purchasing Platform, Inc. API и Реакт.

  • Представлено CI и интерфейсное тестирование.
  • Наставлял новых членов команды.
  • Инициирован бесшовный перенос приложения на TypeScript.

Технологии: TypeScript, React, MobX, Ruby on Rails (RoR), Ruby

  • Разработчик программного обеспечения

    2017 — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

    Adplatform.io

    • Усовершенствованный старый унаследованный код AngularJS с использованием современных лучших практик, что сделало приложение более модульным и поддающимся отладке.
    • Процесс сборки приложения перенесен с Gulp на Webpack.
    • Представлено тестирование с помощью Cypress.
    • Работал над прогнозными моделями машинного обучения с использованием Scikit-learn и пакета Keras.

    Технологии: Python, Webpack, SCSS, AngularJS

  • Full-stack Developer

    2018–2019

    Zerno. io

    • Разработал серверную часть и сервисы с помощью Docker для упрощения развертывания.
    • Создан внешний интерфейс с использованием новейшей среды Material UI.
    • Создал дизайн мобильного приложения с целью создания приложения React Native.

    Технологии: MUI (Material UI), React, Redux, Ruby on Rails (RoR), Ruby, MySQL, Docker

  • Front-end Software Developer

    2016 — 2017

    Клиентский проект (через Toptal)

    • Работал удаленным фронтенд-разработчиком.
    • Создал приложение для iOS с использованием React-Native и Redux.
    • Поддержал дизайн архитектуры.

    Технологии: Redux, React, React Native, JavaScript

  • Инженер-программист

    2015 — 2016

    Nitka Technologies

    • Разработаны новые модули для системы NetSuite.
    • Рефакторинг и поддержка старых модулей.
    • Интеграция кодовой базы с другими разработчиками.
    • Работал над настройкой NetSuite.
    • Улучшенный код стал более модульным и удобным.

    Технологии: NetSuite, jQuery UI, jQuery. он был основан на AngularJS и D3.js. Приложение должно было работать с различными типами данных в графической форме (показатели скорости/качества компании, отдела и команды).

  • Принимал и отвечал за архитектурные решения, а также обучал двух младших разработчиков.
  • Работал руководителем группы разработчиков системы управления персоналом на основе AngularJS.
  • Руководил и отвечал за постановку задач членам команды.
  • Координируется между клиентами, QA и BA.
  • Проверил код и оказал поддержку.
  • Разрабатывал новые модули и принимал архитектурные решения.
  • Технологии: Bootstrap, Angular, JavaScript, Scrum

  • Веб-разработчик

    2013 — 2014

    Cherryline

    • Разработал несколько веб-сайтов для местных предприятий с помощью PHP и jQuery.
    • Работал над SaaS-приложением для автостраховой компании на основе Ruby on Rails и Backbone.js.

    Технологии: Bootstrap, Backbone.js, Ruby on Rails (RoR), Ruby, PHP, jQuery, JavaScript, CSS, HTML

  • Опыт

    • 0009

      https://github.com/djently/md-virtual-repeat-showcase

      Нам нужна была сетка с виртуальным повтором и возможностью рендеринга внутри нее сложных ячеек для создания интерактивного расписания.

      Это пример реализации такой функциональности с помощью Angular Material ng-virtual-repeat, который идеально подходит для этой задачи.

    • Пример сетки изображений в стиле Pinterest

      https://github.com/djently/imageGrid

      Это пример реализации адаптивной сетки изображений в стиле Pinterest.

    • Adplatform. io

      https://adplatform.io/

      Рекламная платформа, созданная с использованием AngularJS во внешнем интерфейсе. Он имеет модульную структуру, которая позволяет использовать одну и ту же кодовую базу для различных учетных записей (администратора, менеджера и издателя). Основная цель кабинетов счетов — предоставить удобный способ анализа данных рекламных кампаний, поэтому есть много таблиц данных и сложная система отчетов.

    • Зерно.ио

      Zerno.io — торговая платформа для сельского хозяйства. Я разработал как интерфейс, так и серверную часть или это приложение. Главной особенностью этого приложения является то, что оно включает в себя множество веб-скрапингов из разных источников для анализа рыночных цен и предоставления клиенту оценки его цен на урожай в режиме реального времени. Он также имеет тесную интеграцию с API Google Maps, чтобы предоставлять клиентам оценки логистики.

    Навыки