Тодд смит кэмерон: Эхо «Колумбайна». Кого ещё стрелки из США вдохновили на массовую бойню в школах

Эхо «Колумбайна». Кого ещё стрелки из США вдохновили на массовую бойню в школах

Трагедия в керченском колледже уже переквалифицирована с теракта на массовое убийство. Вероятно, 22-летний студент четвёртого курса Владислав Росляков восхищался сверстниками, которые вошли в историю как массовые убийцы. В 1999 году в Columbine High School в Колорадо два подростка убили 12 одноклассников и преподавателя перед тем, как совершить самоубийство. Позже выяснилось, что школьники прорабатывали «виртуальный» расстрел своих товарищей на домашних компьютерах. С тех пор случаи расстрела одноклассников в школах участились, а сами стрелки из «Колумбайна» стали кумирами для десятков подростков с неуравновешенной психикой и доступом к оружию по всему миру, в том числе и в России.

Лев Биджаков, Эрик Харрис, Дилан Клиболд. Слева — Пермь, справа — «Колумбайн»

Ивантеевка (Россия), 5 сентября 2017 года

Фото: © Соцсети

Тогда никто не придал значения тому, что 15-летний школьник из подмосковной Ивантеевки Михаил Пивнев использовал в соцсетях псевдоним Майк Клиболд — имя на американский манер, а фамилия стрелка из школы «Колумбайн». Подросток пришёл в школу № 1 с петардами, пневматическим оружием и тесаком. Он ворвался в кабинет информатики, ударил тесаком по голове учительницу Людмилу Калмыкову. Затем он со словами «Я пришёл сюда, чтобы сдохнуть» и «Я ждал этого три года» несколько раз выстрелил в потолок и в голову лежащей на полу учительнице.

Фото: © Соцсети

Многие его одноклассники выпрыгнули из окон второго этажа и от падения получили травмы. Учительница выжила, а сам подросток пытался совершить самоубийство, но его задержали. Ранее на своей страничке в социальной сети «ВКонтакте» он упоминал школу «Колумбайн» — и 20 апреля 2017 года даже написал пост о том, что ему жалко, что его там не было.

Фото: © Соцсети

Блэксберг (США), 16 апреля 2007 года

Фото: © Facebook.com

В Виргинском политехническом колледже также никто не обращал внимания на тихого и скромного студента из Южной Кореи Чо Сын Хи. А между тем этот 23-летний учащийся долго и тщательно вынашивал план нападения и не скрывал своего восхищения стрелками из «Колумбайна».

Фото: © Facebook.com

Реализацию своего дьявольского плана он начал с общежития, где открыл огонь из двух пистолетов. Затем Чо перебежал в учебный корпус, где убил 32 человека и ранил ещё 25. Затем стрелок покончил с собой, записав прощальное видео, в котором упоминал «мучеников Эрика и Дилана».

Грин-Бей (США), 15 сентября 2006 года

В этом городе полицейские сработали эффективно. Двое 17-летних подростков были арестованы до того, как напали на школу. У них были изъяты десять винтовок и пистолетов, около 20 «грубо сработанных» взрывных устройств, камуфляжная форма, противогазы, рации и сотни патронов.

Фото: © Facebook.com

Уильям Корнелл и Шон Штурц также приготовили предсмертные записки, в которых писали, что вдохновлены опытом стрелков из «Колумбайна». Суд приговорил Корнелла к 20, а Штурца к 15 годам тюрьмы.

Ред-Лейк (США), 21 марта 2005 года

Фото: © Facebook.com

Когда стрелки из «Колумбайна» Эрик Харрис и Дилан Клиболд бродили по школе с оружием, они периодически отлавливали учеников и спрашивали их, верят ли те в Бога. Тем же самым занимался и 16-летний Джеффри Уиз, который открыл стрельбу в своей школе в Ред-Лейк, Миннесота.

Фото: © Facebook.com

Он убил семь и ранил пять человек, а затем, получив ранения от полицейских, покончил с собой. Перед атакой «мальчик-гот» (так его называли одноклассники) застрелил своего деда и его подругу.

Фото: © Facebook.com

Сидар-Парк (США), январь 2004 года

Фото: © Facebook.com

В Техасе два подростка были арестованы за то, что готовились воссоздать бойню в «стиле «Колумбайн» в собственной средней школе. 17-летнему Кристоферу Левинсу и 19-летнему Адаму Синклеру предъявлено обвинение в терроризме.

Фото: © Facebook.com

Чтобы спрятать оружие, пара планировала надеть длинные пальто, как это сделали убийцы из «Колумбайна». Оба мальчика заявили, что у них был доступ к оружию.

Лавджой (США), декабрь 2003 года

14-летний подросток собирался блокировать пожарные выходы, поднять тревогу и перестрелять паникующих людей. Но его вовремя задержали и не дали осуществиться этому дьявольскому плану.

Фото: © Facebook.com

Позднее он признался, что хотел прославиться так же, как стрелки из «Колумбайна». У него не было оружия, но он планировал взять пистолет у отца.

Санти (США), 5 марта 2001 года

Фото: © Facebook.com

15-летний Чарльз Уильямс не успел убить себя, а возможно, просто не хватило духа, но на допросе он признался, что хотел повторить опыт стрелков из «Колумбайна».

Фото: © Facebook.com

Школьник проник в учебное заведение Santana High School с двумя револьверами. Он успел убить двоих учеников, ещё 13 получили огнестрельные ранения, но выжили. Уильямса приговорили к 50 годам заключения.

Конайрес (США), 20 мая 1999 года

Фото: © Facebook.com

15-летний Томас Соломон — младший открыл стрельбу в своей Heritage High School и ранил шесть человек. Соломон, как Эрик Харрис и Дилан Клиболд, считал себя членом «Мафии плащей».

Фото: © Facebook. com

Школьник использовал револьвер и полуавтоматическую винтовку. Он сдался полиции без сопротивления. Его приговорили к 40 годам тюрьмы и ещё 65 годам ограничения свободы после освобождения.

Табер (Канада), 28 апреля 1999 года

Фото: © Facebook.com

О том, что он боготворит стрелков из «Колумбайна», 14-летний Тодд Смит Кэмерон признался на суде. В расправе он использовал полуавтоматическую винтовку 22-го калибра. Подросток успел убить 17-летнего школьника и ранить ещё одного до того, как его обезвредил учитель физкультуры.

Фото: © Facebook.com

Он был приговорён к пожизненному заключению, однако досрочно освобождён в 2005 году.

Последний звонок СОНАР-2050

Несколько дней назад в Тюменской области силовики задержали
парня, который планировал совершить нападение на школу. Дома он изготовил
взрывчатые устройства, а также хранил охотничьи ружья, ножи и средства связи.
Двумя неделями ранее похожий случай произошёл в Красноярске — там школьный
теракт готовил 14-летний тинейджер, которого также благополучно задержали.

В прошлом месяце два массовых убийства могли произойти в
казанских учреждениях образования. Правоохранителям удалось предотвратить террористические
преступления в местных лицее и колледже. В первом случае лицеист сам позвонил в
службу «112» и сказал, что готов всех перестрелять. После задержания он
пояснил, что его подтолкнули на страшные планы отсутствие авторитета среди
одноклассников и слабая успеваемость по иностранному языку. Во втором
случае была обезврежена потенциальная террористка, которой оказалась студентка
первого курса колледжа.

К сожалению, подобные новости стали встречаться всё чаще. Агрессия
«без разбора» по отношению к собственным одноклассникам или однокурсникам в
современном мире является довольно распространённым явлением. Дошло до того,
что её считают неотъемлемой частью определённой субкультуры, получившей
наименование «колумбайн».

Даже карантин, позволивший учащимся оставаться дома, судя по
всему, не решил злободневных психологических проблем взаимоотношений в
подростковой среде, подталкивающих детей к безумным идеям и поступкам. Более
того, есть риск их обострения после возвращения учёбы в нормальное русло в
связи с грядущим кризисом и социальной депрессией. Родители некоторых учеников
потеряют работу, многие семьи станут беднее, что может подстегнуть ухудшение
психологического климата в школьных коллективах и, как следствие, усиление
буллинга. При таком раскладе на опережение стоит работать не только силовикам,
но и психологам.

Убийственная субкультура

Начало движению колумбайнеров было положено 20 апреля 1999
года, когда произошло массовое убийство учеников и работников в американской
школе под названием «Колумбайн» (штат Колорадо).

Двое старшеклассников — Эрик
Харрис и Дилан Клиболд — расстреляли 13 человек, а после совершили суицид. Позднее
станет известно, что они прорабатывали свой чудовищный план виртуально, с
помощью домашних компьютеров.

После получения всемирной известности террористы стали
кумирами для психически неуравновешенных учащихся, а случаи массовых расстрелов
в школах значительно участились, получив в прессе нарицательное наименование по
названию той самой школы в Колорадо — «колумбайны». Уже спустя 8 дней 14-летний
Тодд Смит Кэмерон из Канады открыл огонь по учащимся своей школы, успев
убить одного парня. Во время суда он заявил, что боготворит террористов из
Колорадо. В одной из американских школ стрельба была открыта 20 мая того же
года. Аналогичные случаи (с убийствами или без) имели место в Штатах почти
каждый год вплоть до конца нулевых.

Остальной мир все последние десятилетия с ужасом наблюдал за
трагедиями в американских учебных заведениях, однако позже «колумбайны» стали распространяться
и в других странах. Беларусь и Россия не стали исключениями. Так,
5 сентября 2017 года ученик одной из школ подмосковной Ивантеевки Михаил Пивнев
(в соцсетях использовал псевдоним Майк Клиболд — фамилия стрелка из школы
«Колумбайн») ворвался в учебное заведение с пневматическим оружием, тесаком и
пиротехникой  и ранил учительницу. Благо
тогда обошлось без убитых. В начале 2018 года школьные нападения произошли под
Улан-Удэ и в Перми — были раненые, жертв не было. Но самый известный случай
нападения на учебное учреждение в России произошёл осенью 2018 года в крымской
Керчи, в результате чего 21 человек погиб, а 67 пострадали. Он стал
крупнейшим по числу жертв «колумбайном» в Европе. А 11 февраля 2019 года
«колумбайн» впервые случился и в Беларуси — ученик одной из школ в городке
Столбцы пришёл в своё учебное заведение с ножом и убил учительницу и ученика. И
это далеко не все случаи — нападения в России происходят регулярно.

Перед обществом и государством встаёт новый вызов — как избавить
от насилия и крови места, в которых должны царствовать учение и дружба? Для
этого предлагаем рассмотреть феномен «колумбайна» с разных сторон и
сформулировать ряд рекомендаций, которые, возможно, смогут быть полезны.

Типичный «колумбайнер»

В криминологических исследованиях преступлений особое
внимание уделяется субъектам, т. е. тем, кто совершил то или иное преступное
деяние. Если у преступников существуют определённые сходства, это позволяет
выявить определённые закономерности субъектного состава, дабы в дальнейшем
успешнее бороться с этим видом преступлений.

У исполнителей нападений на учебные заведения нет общего
портрета, однако они имеют схожие психологические черты. Как правило, это
замкнутые молодые люди с небольшим кругом общения, имеющие проблемы с
коммуникацией и отношениями в коллективе. Часто для них характерна ненависть к
окружающим людям, к обществу, к людям как к виду в целом. Зачастую страдают определёнными психическими расстройствами, комплексом неполноценности
и чувством собственной недооценённости обществом.

Людям с такими психологическими особенностями свойственны
трудности в области самовыражения и самореализации, что при отсутствии
должного внимания со стороны родителей и педагогов может подтолкнуть их на деструктивный
путь поведения. И подростки осуществляют поиск того социума, в котором они
смогут в полной мере самовыразиться, либо обращают внимание на себя и свои
проблемы самыми радикальными способами вплоть до суицидов или «колумбайнов».


Таблица 1. Портрет российского и белорусского «колумбайнера»

Примерно такой же портрет у школьного стрелка и в США. Предлагаем
подробнее сравнить личностные характеристики отечественных «колумбайнеров» с
характеристиками их американских «коллег».

Таблица 2. Сравнение личностных характеристик первых
«колумбайнеров» (США) и «колумбайнеров» в Союзном государстве

Как видно, существует ряд общих, бросающихся в глаза
признаков, обращая внимание на которые можно предотвратить нападения на школы.

«Инженеры человеческих душ»

Учителя и школьные психологи в любом случае видят детей с
указанными признаками и почти всегда понимают, как складываются взаимоотношения
между одноклассниками в разных коллективах, однако крайне редко применяют
решительные шаги, дабы в классах не было изгоев.

В идеале любое неуважительное обращение к кому-либо из
коллектива имело негативные последствия для его инициаторов, а к замкнутым
подросткам необходим особый педагогический подход. Пока же в школах Беларуси и
России не ведётся специализированной работы с потенциальными нападающими, с
замкнутыми подростками и изгоями. Особое внимание направлено лишь на трудных
подростков, если они систематически нарушают дисциплину или не успевают в
учёбе.

Однако практика показывает, что потенциальные «колумбайнеры»
вовсе не трудные подростки и не имеют особых проблем в успеваемости и
дисциплине. Поэтому здесь особенно важно обращать внимание на другие факторы: нигилизм, высказывания о смерти, высказывания угроз, конфликтность с
одноклассниками, склонность к депрессии и суициду.

В условиях безразличия к собственным проблемам подростки
чаще всего и решаются на совершение массового убийства, мол, лучше поубивать
всех и самому умереть, чем ещё столько времени терпеть такую жизнь. Поэтому
крайне важно окружить такого подростка людьми, которые обратят внимание на его
способности или проблемы, увлекут его какой-то деятельностью. Это может быть
выражено в форме обязательного посещения всеми школьниками минимум одного
кружка/секции по интересам — вероятно, что, кроме нового хобби, ребенок там
найдёт друзей и коллектив, который его примет. На фоне плохих отношений с
одноклассниками это может стать спасательным кругом для его психики.

Любопытный пример работы с такими подростками даёт
образовательная система Германии, в которой применяется система анализа рисков DyRiAS
в виде опросника из более сотни пунктов для школьников, поведение которых
вызывает определённые опасения не в плане дисциплины, а в плане замкнутости,
проблем в общении, нелюдимости. Без внимания не остаются и любые проявления
мизантропии и ненависти по отношению к людям, увлечение негуманными идеологиями
и соответствующие высказывания на уроках истории. В рамках данного исследования
психологи выясняют, идентифицирует ли себя потенциальный нападающий с участниками
прошлых массовых убийств, есть ли опыт или интерес к обращению со стрелковым
или любым другим оружием, представляется ли молодому человеку смерть чем-то
позитивным или, возможно, чем-то неокончательным. Если оказывается, что ученик
действительно склонен к агрессии, с ним проводится определённая психологическая
работа. Там пытаются блокировать преступное поведение потенциальных
агрессоров уже на уровне склонностей.

 «Убийственная»
медиасреда

На фоне определённых психологических проблем потенциальных
школьных стрелков на преступление и агрессию их может подталкивать и медийно-информационное
пространство.

Молодёжь, всегда стремившаяся к самовыражению, стала для
достижения данной цели использовать не реальный, а виртуальный мир. С улиц
практически исчезли тусовки субкультурщиков, внешне выделяться стало не так
модно, как ранее, однако сами по себе субкультуры и нетрадиционные способы
самовыражения никуда не делись, а переместились во Всемирную паутину.
Подростки стали объединяться в интернет-сообщества по интересам, находить там
свой круг общения, а зачастую выплёскивать или, наоборот, черпать агрессию. Для
этого там на самом деле огромный арсенал. Важно обратить внимание, что
некоторые популярные сообщества (сотни тысяч подписчиков) регулярно
бомбардируют ленты детей контентом о насилии и жестокости.

Но если в открытых пабликах приводятся только факты о
совершённых актах насилия, то в существующих закрытых сообществах царит
героизация школьных стрелков. Любопытно, что многие нападавшие на школы
состояли в данных сообществах, и именно это могло окончательно подтолкнуть
их к действиям.

После ряда нападений на школы в 2018 году
было установлено участие преступников в данных сообществах, и Роскомнадзор их
заблокировал, однако данные меры пока сложно назвать действенными: группы возродились
и стали маскироваться. В названиях уже нет слова «колумбайн» и фамилий
школьных стрелков. Участники данных сообществ как-то пояснили журналистам, что
«если часто лайкать ролики об Эрике и Дилане (убийцы в школе «Колумбайн»),
то поисковик автоматически предлагает записи на эту тему». Таков алгоритм их
популяризации.

Сам по себе феномен героизации убийц среди детей выглядит
дико, однако здесь не последнюю роль сыграл внешний антураж. У американских
школьных стрелков были черные плащи, высокие военные ботинки, чёрные очки,
видеообращение перед нападением, а также дневники, в которых они описали
травлю одноклассниками, непонимание со стороны родителей, план побега
в Мексику на угнанном самолёте. Всё это привело к романтизации их
образа.

Этому способствовали и тематические кинокартины, которые
благодаря столь эмоциональной теме становятся довольно популярными. С одной
стороны, убийства в них не героизируются, с другой — они способствуют
закреплению определённых образов в сознании интересующихся темой детей и
подростков.

Таким образом, внешний антураж и романтизированный образ
школьных убийц накладываются на определённое психологическое состояние
отдельных подростков, в результате чего может получиться взрывоопасная кровавая
смесь. По признанию
некоторых администраторов сообществ, посвящённых школьным стрелкам, они сами страдают
от унижений со стороны одноклассников. По этой причине как ими, так и участниками
их пабликов «колумбайнеры» воспринимаются не как убийцы, а как жертвы
издевательств, которые решили радикальным образом отомстить своим обидчикам. Не
побоялись убить обидчиков, при этом отдали за это свои жизни — в этом видится
своеобразный «героизм».

Человек эффективнее техники

Белорусское и российское государства после наиболее
резонансных «колумбайнов» (для России — нападение в керченском колледже, для
Беларуси — нападение в школе в Столбцах) отреагировали рядом законодательных
инициатив, которые направлены в основном на усиление охраны в школах.

Так, в России, где были случаи «колумбайнов» с использованием
огнестрельного оружия, существуют инициативы по ужесточению условий его
покупки. Например, член комитета Государственной думы по образованию и науке
Николай Земцов заявил о необходимости повысить возраст, с которого
граждане, за исключением военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, могут
приобретать охотничье огнестрельное оружие, до 21 года. Ирина Яровая предложила ввести
особый порядок для приобретения охотничьего оружия лицами от 18 лет до 21 года, в
т. ч. необходимость предоставить характеристику с места работы или учёбы. В
январе 2019 года в министерстве природных ресурсов и экологии Российской
Федерации заявили, что в
связи с керченскими событиями ведомством инициирована разработка законопроекта,
предполагающего введение специального экзамена для охотников.

Однако пока нижняя возрастная планка для приобретения
охотничьего оружия при наличии соответствующего охотничьего удостоверения
остаётся на уровне 18 лет.

Кроме того, после керченской трагедии школы по всей России стали
постепенно переводиться под охрану Росгвардии. Данный процесс происходит
постепенно, однако уже в ближайшие годы планируется перевод всех учреждений
образования под охрану данного ведомства.

В Беларуси после первого «колумбайна» тоже прорабатывают
усиление мер безопасности в школах. В частности, Минобразования
прорабатывает вопрос о нормативном
регулировании мер безопасности и пропускном режиме в школах. Учебные
заведения оснастили тревожными кнопками, при нажатии на которую в
учреждение прибудет отряд охраны МВД.

В то же время данные меры, которые характеризуются в первую
очередь использованием технических и запретительных методов (законодательные
ограничения, усиление охраны, камеры слежения, тревожные кнопки и иные системы
оповещения), являются профилактикой на слишком поздних стадиях. Они призваны
остановить преступника или хотя бы усложнить его планы, когда он уже готов
совершить нападение.

Не менее важно действовать на гораздо более ранних стадиях,
и здесь всё зависит не от бездушной техники, а от человека и его
психолого-педагогических навыков распознавать определённые сигналы от учеников. Для этого придётся частично дебюрократизировать работу учителей, чтобы высвободившееся
время они посвятили иным профессиональным обязанностям: проводили больше
классных часов и мероприятий с учениками, больше с ними общались и вникали в их
проблемы, дабы выявлять микроклимат в коллективах, изучать систему
взаимоотношений между одноклассниками и предотвращать появление изгоев.

Было бы полезно ввести обязательное посещение минимум
одного кружка или спортивной секции для всех школьников. Дабы ребенок больше времени был занят собственным развитием (чтобы дурные мысли не лезли в
голову), имел хобби, а в случае плохих отношений со школьным коллективом
проводил там время и среди других детей, с которыми вполне вероятно построение
лучшей коммуникации. 

Кроме того, можно взять на вооружение опыт Германии в
системе DyRiAS, которая позволяет подробнее изучить психологическое состояние
и риски склонных к депрессии и проблемам в коммуникации учеников.

Что касается медиасферы, то при освещении «колумбайнов» СМИ
должны особенно аккуратно работать, дабы не спровоцировать желание повторить
поступок «героев». В истории России есть прецедент, когда нападения на школы
совершались в течение нескольких дней — одно за другим. С другой стороны, медиа
не могут игнорировать столь резонансные события, поэтому им стоило бы
ограничить себя в плане распространения имён, фотографий и видеообращений
нападавших. Ведь, как показывает практика, простое решение сложных вопросов,
которые накапливаются годами, порой может казаться довольно привлекательным в
сознании подростков.

«Полная чернота», Воспоминания о стрельбе в школе Тейбера 20 лет спустя

ТАБЕР, АЛЬТА. — Это был снежный весенний день 28 апреля 1999 года, когда разъяренный подросток вошел в двери средней школы У. Р. Майерса.

В синем плаще 14-летний подросток вытащил обрез из винтовки 22-го калибра и произвел четыре выстрела в коридоре государственной школы в Табере, небольшом сельскохозяйственном поселении в самом сердце библейского пояса на юге Альберты. .

Одна пуля попала в Джейсона Лэнга, 17-летнего ученика 11-го класса.

Его друг Шейн Кристмас, которому тоже 17 лет, получил ранение в живот.

Ланг умер. Рождество выжило.

«Это все еще влияет на меня спустя 20 лет», — говорит Кристмас. «Это влияет на все аспекты моей взрослой жизни».

Кристмас, который сейчас живет в соседнем Летбридже, говорит в кратком онлайн-сообщении, что с тех пор он простил стрелка, который был арестован в тот день невооруженным сотрудником школьного ресурса. Суд позже узнал, что подросток стал жертвой издевательств.

Кристмас говорит, что думает о том, что произошло каждый день.

«Работа была борьбой. Жизнь вообще — это борьба».

Стрельба произошла через восемь дней после массового убийства в средней школе Колумбайн в Литтлтоне, штат Колорадо, где были убиты 12 учеников и один учитель.

С каждой стрельбой в школах США, произошедшей с тех пор, а также со стрельбой 2016 года в Ла-Лош, Саск. когда четыре человека погибли и семеро получили ранения, нахлынули воспоминания, — говорит Дейл Лэнг, отец Джейсона.

«Это немедленно возвращает вас к вашему опыту и ужасу», — говорит он.

«У вас на несколько секунд возникает такое напряжение в животе, когда вы слышите, что некоторым другим семьям придется пройти через боль и страдания потери ребенка».

Лэнг помнит, как его вызвали в больницу, где врачи работали над спасением жизни его сына.

«А потом кто-то вышел и сказал нам, что он не выжил. И это был момент полной черноты», — говорит он.

«Вы не забываете об этом и отмечаете каждый год, когда он проходит».

Лэнг, в то время англиканский священник, почти на десятилетие стал неутомимым борцом против издевательств и школьного насилия, которые привели к стрельбе.

Затем он отошел от организованной религии. Сейчас он водит автобус для инвалидов в Табере.

«Вера всегда была сильна и никогда меня не покидала. Я молюсь каждый день и каждый день читаю Священные Писания. И я спрашиваю Бога, что происходит в мире и что мне делать».

Он говорит, что разговаривал с матерью стрелка и давно уже не злится.

«Мы прощаем его, — говорит Лэнг. «Это освобождает меня. И мне не нужно думать и концентрироваться на этом человеке, который убил моего сына».

Стрелок признал себя виновным в убийстве первой степени и покушении на убийство в суде по делам несовершеннолетних в 2000 году и был приговорен к трем годам тюремного заключения и семи годам испытательного срока.

Адвокат из Калгари Бальфур Дер представлял интересы подростка и говорит, что это дело всегда у него на уме.

«Ударили двух молодых людей… и они никогда не имели никакого отношения к моему клиенту».

«Он просто вытащил эту штуку, как Коломбина, из своего длинного плаща. Он стрелял от бедра из неточного пистолета, и шансы попасть во что-нибудь… астрономические».

Дер вспоминает, как его клиент был заперт в школьном шкафчике и был избит группой мальчиков и девочек, когда он был один на детской площадке. «Они смеялись над ним, и у одной из девушек была одна из этих маленьких камер Instamatic. И они фотографировали мальчика, лежащего на земле в крови».

Он описал подростка как худощавого парня с плохим цветом лица и в очках.

«Он выглядел кем угодно, только не убийцей».

Уилко Тайменсен, руководитель школьного подразделения Horizon, говорит, что стрельба стала поводом для разговора в Канаде о психическом здоровье учащихся, а также о необходимой поддержке и оценке угроз.