Вьяна мая коша: Пять уровней сознания

Прана майя коша — Александр Куликов (Kalyan Singh)

Двухдневный семинар «Перезагрузка».

25-27 октября 2019 года.

В загородном отеле «Планерное».

Цикл семинаров: «Панча коша. Пять тел, как пять уровней сознания Человека».

Кундалини Йога- йога осознания себя как части Единого, Его продолжения, Его творения. Наше сознание развивается постепенно, осваивая уровень за уровнем. Такими уровнями являются Коши ( буквально кожа, покровы) скрывающие Атман-нашу вечную Суть. В этих покровах, как в зеркалах отражается наше Высшее «Я». Эти отражения есть представления Себя и та форма счастья которая доступна этому «я».

Задача йоги-преобразовать работу нижних трёх тел, так чтобы проявиться в Высших телах Мудрости и Блаженства, осознав себя единым со всем и Единого во всем.

Эти тела: Аннамайя коша- физическое тело (пищи)

Пранамайя коша- тело признаков жизни (дыхания)

Маномайя коша-тело ума (разума)

Вигьянамайя коша-тело мудрости (распознавания)

Анандамайя коша-тело Блаженства.

Семинар №2 Пранамайя коша-энергетическое тело.

Прана-означает проникать, это то, что делает тело живым и поддерживает его живым.

«Боги дышат в соответствии с дыханием, [Также] —люди и животные, Ибо дыхание — жизнь существ; Поэтому его зовут всеобщей жизнью.» Тайттирия упанишада. 

 

Праническое тело поддерживает целостность нашей физической оболочки. Если последняя-это анатомия, то первая — это физиология.

Жизненный тонус, выносливость, сопротивляемость физического тела различным инфекциям определяется общим энергетическим уровнем пранического. Хорошая энергетика пранамайи коши означает прекрасную защиту физического тела: такие люди не мерзнут, могут при некотором усилии пройти босиком по углям или без вреда для себя держать руку в пламени свечи, так что не сгорают волоски.

Мы живы, пока не израсходовали прану данную нам при рождении. С другой стороны мы живем в океане Вселенской праны, исходящей из Источника. Поэтому главная задача работы с праническим телом-перестроить его работу (Пранаяма), что бы получить доступ к этой трансцендентной пране. А это даёт нам РЕАЛИЗОВАННУЮ ЖИЗНЬ.

Программа семинара:
Начало — Пятница в 21:00. Введение в тему. Вечерняя медитация.
Суббота 5:00-утренняя садхана
12:00-15:00 и 18:00-21:00 — дневной и вечерние классы Кундалини йоги.
Воскресенье 5:00-утренняя садхана.
11:30-15:00 завершающий класс Кундалини йоги.

Йоговские коврики нужно взять с собой!!!

Место проведения: Отель «Планерное».

Адрес: Московская область, г.Химки, мкр. Новогорск, ул. Ивановская, вл.2

www.planernoye.ru

+7(499)271-28-03

Путь следования: см. Сайт отеля.

Самый быстрый способ добраться до места: от станции метро «Планерная» на такси (~300₽) или от магазина «Мега-Химки» на такси (~100₽).

Стоимость семинара с проживанием и питанием при двухместном размещении 7000₽ ( одноместное размещение 9500₽).

Для размещения обязательно наличие паспорта!

Крайний срок регистрации или отмены бронирования-за сутки до начала семинара! В случае отказа от брони в день семинара взимается штраф в размере проживания и питания!

Пять пран.

Автор: Александр Куликов. Статьи

Александр Куликов (Kalyan Singh) – учитель Кундалини йоги. Практикует с 1993 года. Преподает Кундалини йогу с 1999 года. Ведет учительские тренинги Кундалини йоги в школе Амрит Нам Саровар.

Александр Куликов стал для многих первым учителем Кундалини йоги и остается любимым преподавателем, так как его лекции отличаются философским подходом, а классы вызывают глубокий отклик и переживания у практикующих.

Наша жизнедеятельность возможна лишь благодаря присутствию и циркуляции праны в теле. Прана исходит из души и входит в наше физическое тело, где разделяется на пять «ветров» или Вайю: Апана, Прана, Самана, Удана и Вьяна. Узнав о том, как влиять на действие этих пран, вы сможете контролировать перераспределение внимания, энергии, а также научитесь управлять реакциями своего организма.

Эта жизненная энергия наполняет разные системы организма и по-разному проявляется в живом теле. В своей практике мы стремимся к гармонизации ума, тела, эмоций, поэтому знание о пяти пранах — одна из базовых теоретических составляющих йоги.

Эти пять пран, отвечают за переработку всех энергий, поступающих к нам. Они активизируют эфферентную нервную систему и направляют энергию на конкретные действия, которые мы совершаем. То есть направляют энергию из мозга (обработанные сигналы из внешнего мира) в железы и мышцы, в результате мы ощущаем напряжение, эмоции, тело или обретает тонус, или теряет его; вырабатываются соки в желудке, слюна, слезы, гормоны и т.д.

Знание этих пяти пран необходимы для того, чтобы организовать правильный баланс между приходом и расходом вторичной праны. Грубо говоря, по максимуму извлекать энергию из земли, воды, огня, воздуха и впечатлений, и направлять ее на нужные дела, действия, поддерживать адекватное состояние, поведение, управлять своими реакциями. Расходовать ее на нужные дела для того, чтобы трансформироваться и просто выполнять первичную задачу по поддержанию стабильности своей реакции.

Апана-вайю, расположена в области таза, связана с деятельностью двух нижних чакр и энергиями планет Венеры и Луны. Она отвечает за все, что выходит изнутри наружу: процессы выделения, выталкивание плода, семени, каловых масс. Она поддерживает мочеполовую, репродуктивную системы и всю нижнюю часть тела в хорошем состоянии. Под ее надзором происходят процессы детоксикации. Задача Апана-вайю – выводить все отработанные материалы наружу. Поэтому ее девиз, как говорил Йоги Бхаджан: «Не мешай мне жить». Если эта энергия работает плохо, отработанные вещества не выводятся, происходит зашлаковка организма. При неправильной работе Апана-вайю происходят дисфункция мочеполовой системы и проблемы с ногами.

Человеку становится трудно ходить, возникает варикозное расширение вен, воспалительные процессы в суставах. Затрагиваются важные функции, связанные с репродуктивной системой: снижение половой активности, бесплодие. Когда Апана-вайю в дисбалансе, внимание человека направлено вниз. Человек все время сосредоточен только на своем теле и своих проблемах. В мышлении этот дисбаланс проявляется как грубый юмор, речь с бранными словами. Внимание индивида привлекается пошлыми фильмами, желтой прессой, некачественной музыкой и т.д.

Для регулирования Апана-вайю сначала необходимо пройти процесс очищения организма. Для начала это могут быть клизмы, потом Шанк-пракшалана. Определенные манипуляции мышцами, такие как Мула бандха, Ашвини мудра, Ваджроли мудра (сжатие мышц вокруг ануса и половых органов) дополненные асанами на раскрытие области таза (Баддха Конасана, Эка Пада Раджакапотасана) также балансируют и гармонизируют работу этой энергии. Движения тазом, ходьба и танцы помогают улучшить кровообращение внизу и обеспечить достаточный кровоток в ногах. После того, как циркуляция этой праны в нижней части обеспечена, необходимо ее поднимать вверх. Для этого используются перевернутые позы, удержание основных йогических замков: Мула-, Удияна- и Джаландхара бандха. Особенно эффективно сочетание Мула бандхи с перевернутыми позами. Помимо физического воздействия следует стремиться к более высоким стандартам: читать возвышенную литературу, слушать классическую музыку, интересоваться искусством.

Апана-вайю активна во время сна со сновидениями.

Самана-вайю находится в области живота. Она поддерживает Теджас и создает два вида огня: Теджас второго и третьего типа, а первый тип — это солнечная энергия, которая поступает извне. Саманавайю все собирает вместе и создает довольно большое давление, в результате чего возникает жар, который может проявляется как пищеварительный огонь или ясность сознания. Самана-вайю связана с третьей чакрой и энергией Солнца. Самана-вайю дает ощущение радости, веселья и энтузиазма. Когда Самана-вайю сильная – в теле все сбалансировано. Появляется особая центрированность, мобильность, ощущения точки опоры, откуда совершаются действия. Когда эта энергия находится в дисфункции, страдает пищеварительный огонь, пропадает собранность и повышается подверженность манипуляциям. Сильная, но дисгармоничная Самана-вайю дает жадность и стяжательство.

Для регулирования этой энергии хороши всевозможные практики, которые сдавливают область пупка, например, Ардха Матсиендрасана или Маричасана, качание животом, Агнисара крийя, т. е. все, что разжигает пищеварительный огонь и убирает Аму из живота.

Самана-вайю активна во время сна без сновидений.

Прана-вайю обитает в области грудной клетки и связана с третьей чакрой Манипурой. В отличие от Апана-вайю, Прана-вайю наоборот затягивает все извне внутрь. Она обеспечивает нам жизнедеятельность в окружающей среде и способность выполнять те или иные задачи. Прана-вайю управляется энергией Сатурна и связана с работой и трудом, но не в качестве получения удовольствия от плодов деятельности, а непосредственного удовольствия от самой деятельности.

Благодаря этому виду праны мы получаем главный источник энергии через дыхание и запускаем более активную работу сердца. И когда эта энергия в дисбалансе или ее недостаточно, у человека возникает апатия, ему становится сложно двигаться, каким-либо образом действовать, он подвержен стрессам, беспокойству, страхам и паническим атакам. Человек чувствует себя очень неуверенно, не способен сопротивляться внешним неожиданным факторам, какие-то незначительные события во внешней среде его буквально выбивают из колеи. Когда Прана-вайю хорошая, мы выносливы, обладаем высоким уровнем работоспособности, активны, полны энтузиазма и оптимизма.

Прана-вайю активна в бодрствующем состоянии.

Удана-вайю живет в области горла, курируется планетарной энергией Юпитера и чакрой Вишудха, связана с процессами мышления и разговорной речью. Она поддерживает энтузиазм как некоторое вдохновение, воодушевление и отвечает за духовный процесс. Удана означает «взлетать», ее вектор направлен вверх, и она буквально поднимает человека с ног и дает возможность двигаться.

Фактически Удана-вайю связана с состоянием Турийя. Турийя – это состояние самораскрытия, переживания самости, которая является источником первичной праны. Первичная прана сильнее всего проявляется в Удана-вайю. Именно благодаря Удана-вайю наше сознание и душа имеют способность перемещаться из одного тела в другое, когда мы умираем. Под воздействием Удана-вайю душа выходит из тела и Удана же сопровождает ее вместе с ментальным телом до следующего воплощения. Эта прана дает человеку возвышенную цель, веру в свой высший потенциал, возможность учиться и наделяет приятным певучем голосом. Удана-вайю поддерживает на пути трансформации и преобразования. Если человек активизирует Удана-вайю, то фактически будет настроен на переживание первичной праны.

Как только Удана-вайю ослабевает, человек теряет энтузиазм, веру в высшие смыслы, впадает в апатию, что подталкивает к сильным психическим расстройствам и суицидальным настроениям.

Вьяна-вайю растекается по всему телу, по всем внешним и внутренним поверхностям, образуя своеобразный защитный кокон. Ее движения исходят изнутри наружу, а само название означает «Разлетаться». Она везде проникает и поддерживает целостность всего, тесно связана с таким качеством как сотрудничество, подразумевая не только взаимодействие внутренних органов между собой, но и контакт человека с внешним миром. Вьяна-вайю управляется энергией Меркурия и способствует кооперации, общению, совместному труду. Она основана на принципах дружелюбия, любви, открытости. Другая ее функция — защитная. Она защищает нас от вредных воздействий, поддерживает целостность организма и является целительной энергией.

Благодаря сильной Вьяна-вайю у человека поддерживается устойчивая конституция. Красивая фигура, хорошая кожа. В общении он гармоничен, ориентирован на сотрудничество, содружество с другими людьми. Когда Вьяна-вайю слабая, у человека теряется защита, он становится изолированным, плохо вписывается в коллектив и в контекст самой жизни. Такой человек не стабилен, он то набирает вес, то резко худеет. Задача всех пяти пран — перерабатывать весь массив информации, который поступает к человеку из разных органов чувств. И чем больше эти праны у нас проработаны, сбалансированы и гармонизированы, тем более эффективно мы используем энергию, а как максимум можем совершить трансформацию, с целью подключения к первичному источнику праны.

Когда мы знаем о роли пяти пран в ежесекундной жизни нашего тонкого и физического тела, когда понимаем, как связаны эти праны с нашим поведением во внешнем мире, нам будет проще выбирать практики и асаны, чтобы скорректировать свое состояние на причинном уровне. Корректировать действие этих пран можно не только с помощью асан, пранаям и медитаций, но и с помощью изменений режима дня, питания и т.д.

Kundalini Journal выпуск №6 «Пранамайя коша: энергия жизни» (лето 2020)

Страница обратной связи

Электронный адрес:

[email protected]

Телефон:

+7 916 593-51-54

ИП Власина Р.В.

ИНН 772 850 875 004 ОГРНИП 317 774 600 361 217

г. Москва

Договор-оферта

Соглашение об обработке персональных данных

1

Нравится

5 кош: Пранамая коша — учитель йоги на связи

Добро пожаловать во вторую часть из 5 нашей мини-серии кош.

Я создал печатный буклет, в котором обобщены все ключевые моменты. Чтобы получить буклет — введите свое имя и адрес электронной почты ниже, и он будет отправлен вам.

Не стесняйтесь использовать буклет на своих занятиях, семинарах, ретритах и ​​тренингах. Если вы хотите поделиться им со своими учениками, вы можете это сделать.

Чтобы получить буклет 5 Koshas, ​​введите свое имя и адрес электронной почты.

5 мини-серий Koshas

Да, я хотел бы подписаться на БЕСПЛАТНЫЙ мини-сериал 5 Koshas.

Имя

Фамилия

Эл. адрес*

Пять Коша состоят из:

  1. Аннамая Коша – Эпизод 23
  2. Пранамая Коша
  3. Маномая Коша
  4. Виджнанамая Коша
  5. Анандамая Коша

Второй уровень в модели Коши — Пранамая Коша.

Это более измеримая и поддающаяся изменению область, похожая на Аннамая Коша. Этот слой управляет энергетическим (или тонким) телом, дыханием и движением физического тела. Пранамая коша состоит из праны. Прана — это энергия жизненной силы (также известная как ци в китайской медицине).

Где Пранамая Коша?

Пранамая коша также может быть определена как энергия жизненной силы (прана) внутри аннамая коши. Говорят, что он расположен в третьем глазу, голове и груди. Поскольку она также связана с аурой, она не просто содержится в физическом теле, потому что наша аура распространяется за пределы тела.

Чтобы добавить к этому еще один слой, можно сказать, что прана подразделяется на различные формы, называемые вайю. Это: прана, апана, самана, удана и вьяна.

Йогические тексты также говорят нам, что прана движется по нади (энергетическим путям) к чакрам (вращающимся энергетическим центрам, которые собирают, трансформируют и распределяют энергию). Это может быть труднее понять, потому что мы не можем увидеть вайю, чакры или нади даже с помощью рентгеновского снимка. Если вам помогут визуальные эффекты, здесь есть две картинки, которые хорошо иллюстрируют нади и чакры. Говорят, что существует 72 000 нади, и три основных из них – ида, пингала и сушумна нади.

Я мог бы написать больше только о вайю, чакрах и нади, но сегодня мы остановимся на основах пранамая коши.

Я нахожу увлекательным узнавать обо всех аспектах философии йоги, как если бы я узнавал о новых позах и дыхательных практиках. Затем я фильтрую то, что узнаю, через свою собственную практику йоги и систему убеждений. Я бы призвал любого сделать то же самое.

Более глубокое изучение нади можно найти на веб-сайте SimplYoga.

Фото и дополнительная информация о нади и пране на веб-сайте Cosmo Thai Yoga.

Преимущества Пранамая Коша

Говорят, что дыхание является связующим звеном между телом, разумом и духом. Для меня этот элемент сознательного контроля дыхания (пранаяма) в йоге — это то, что отличает ее от других форм упражнений. Я также замечаю, что с моей практикой йоги и осознанием движения и дыхания, которые она приносит, это переносится на другие вещи, которые я делаю. Например, я могу легко соединиться со своим дыханием и осознавать, как движется мое тело, когда я гуляю.

Замечание дыхания автоматически заставляет нас не только удлинить дыхание, но и убедиться, что оно действительно происходит. Конечно, дыхание происходит автоматически, но иногда мы задерживаем дыхание или позволяем ему стать поверхностным. На мгновение расслабьте челюсть и плечи, вытяните позвоночник и почувствуйте, как грудная клетка двигается вместе с дыханием.

Итак, когда мы начинаем осознавать дыхание, мы удлиняем его. Уравниваем – вдох и замечаем счет – выдыхаем и замечаем счет. Это стимулирует парасимпатическую нервную систему (реакция релаксации), успокаивая симпатическую нервную систему (реакция борьбы или бегства). Это также увеличивает нашу способность дышать и осознавать его. Мы можем заметить, является ли дыхание медленным и устойчивым или прерывистым и быстрым.

Когда мы расслаблены. Дыхание расслаблено. Если мы находимся в состоянии стресса или напряжения (даже в хорошем месте — например, в сложной позе йоги или произносим радостную речь на свадьбе друга), мы можем использовать дыхание, чтобы сообщить телу, что все в порядке. На самом деле за нами не гонится никакой тигр.

Пранаяма также заряжает энергией всю систему. Вы можете заметить, что, уходя с занятий йогой, вы чувствуете себя лучше, чем когда пришли туда. Часто мы чувствуем углубленное чувство собственного «я» и тишины. В шавасане вы можете заметить эйфорическое, естественное кайф. Это ваша ци или прана (энергия жизненной силы), свободно движущаяся.

Еще одно преимущество использования дыхания в движении заключается в том, что оно помогает подготовить нас к тишине медитации. Проведите небольшой эксперимент. Сядьте в медитацию без движения и дыхания. Как это? Затем попробуйте сделать какое-нибудь движение с дыханием и медитацией. Здорово стать ученым для своего тела и разума. Узнайте, что работает лучше всего для вас. Это поможет вам создать индивидуальную практику йоги.

Пять Кош — Панча Коша

Многие люди имеют ограниченное представление о йоге, думая, что она ограничивается практикой асан для повышения гибкости, тонуса мышц, расслабления тела, увеличения силы, улучшения баланса и снятия стресса. Хотя йога делает все вышеперечисленное, это ограниченный взгляд на то, что йога действительно может нам предложить. Истинная цель йоги — развить отношения с собой, существующим глубоко внутри нашего ядра, которое называется Дживатман (индивидуальная душа). Дживатман — это единство Атмана, высшей души, или Брахмана, всегда присутствующего, неизменного и бесконечно излучающего энергию покоя, любви и сострадания.

Согласно Упанишадам, наша человеческая природа, или пракрити, состоит из пяти различных измерений. Наше смертное тело (храм нашего индивидуализированного атмана) расширяется в более тонкие слои энергии вокруг нашего духовного центра. Человеческие существа состоят из пяти различных энергетических оболочек, называемых «кошами», которые окружают наш дживатман. Каждая коша вибрирует с разной скоростью, и они взаимодействуют и накладываются друг на друга, варьируясь от грубого до трансцендентного измерения.

Панча коша (пять оболочек) дают нам дорожную карту для лучшего понимания нашего психологического и духовного развития. А именно:

Физическая – Аннамая коша
Энергия – Пранамая коша
Ментальная – Манамайя коша
Мудрость – Виджнянамая коша
Блаженство – Анандамая коша
Я – Атман

В названии каждой коши есть слово «майя», значение которого многие понимают «иллюзия», но в данном контексте это на самом деле означает «состоит из»

1. Аннамая коша (оболочка, состоящая из пищи)

«Анна» означает пищу. Эта оболочка является нашим физическим телом и является самой плотной из всех кош. Он включает в себя наши кости, а также ткани, из которых состоят наши мышцы и органы. Это самая низкая вибрация нас самих. Здесь энергия затвердевает в материи и состоит из пяти элементов, из которых преобладает элемент земли. Он называется пищевым слоем, потому что он создается пищей, которую мы едим. Это структура, которая содержит как прану, так и сознание. Если кто-то «застревает» в этом слое, он становится чрезмерно одержим формой.

2. Пранамая коша (оболочка, состоящая из энергии)

«Прана» означает энергия. Эта коша представляет собой жизненную силу, которая движется по телу. Оно буквально состоит из дыхания и пяти пран, а именно: праны, апаны, уданы, саманы и вьяны. Эти формы праны контролируют различные функции в физическом теле, и без праны тело было бы безжизненным и неспособным двигаться или думать. Именно прана заставляет кровь течь, проводит импульсы по нервам от нашего тела к мозгу и обратно. Прана также циркулирует между физическим телом и различными оболочками посредством нади. Прана находится в форме жизненной, ментальной, психической и духовной энергии. Это то, что позволяет нам путешествовать от грубого тела к тонкому и причинному.

3. Манамайя коша (оболочка, состоящая из ума)

«Мана» означает ум. Эта коша состоит из наших мыслей, чувств, ума и эмоций. Это то, что мы обычно называем «обезьяньим» умом, и именно через призму этого измерения мы воспринимаем мир и наши симпатии и антипатии (рага и двеша) посредством пяти чувств. В нашей жизни мы постоянно испытываем противостояние боли и удовольствия, что дестабилизирует нас, а также является причиной нашего счастья и несчастья.

Сознание — это акт связи с внешним миром через наши чувства, которые связаны с мозгом через разум. Разум функционирует на трех уровнях:

• Сознание: разум соединяет внешний мир с мозгом
• Подсознание: ум хранит все переживания
• Подсознание: «Настоящее Я» или «Атман»

Многие люди «застревают». ‘ в этой оболочке, когда их похищает их разум. Для выхода из этого измерения очень эффективны такие практики, как пранаяма и пратьяхара (умственное отстранение чувств).

Патаджаджали говорит нам в йога-сутрах: «Йогаш читта вритти ниродхах. Тада драштух сварупе авастханам». («Йога — это овладение деятельностью поля ума. Тогда видящий отдыхает в своей истинной природе».) Это прекрасно подводит нас к следующей коше.

4. Виджнанамая коша (то, что состоит из тонкого знания)

«Виджняна» означает тонкое знание или мудрость. В этой коше мы достигаем интуитивного знания и более высоких уровней сознания. В этой оболочке теряется осознание тела и ума, и осознание устанавливается как «высший» ум. Мы знаем, решаем, судим и различаем мудрую часть нас самих, наше высшее сознание. Следовательно, высший разум обращается внутрь к душе, ища Истину и ища вечный центр сознания. Виджнанамая коша через нади связывает сознательный ум, высший ум и вселенский ум.

Такие практики, как дхарана (ментальное сосредоточение на объекте) и дхьяна (медитация на божественном) являются внутренними дисциплинами, которые постепенно помогают нам направить наше внимание на более глубокий уровень сознания.

5. Анандамая коша (оболочка, состоящая из Блаженства)

«Ананда» означает блаженство. Это духовное или каузальное тело, где вы, наконец, становитесь единым целым с «божественной искрой», которая является нашей душой. Анандамая коша связана с бессознательным или сверхсознательным умом. Только когда высший разум сливается со сверхсознательным разумом (или бессознательным разумом), человек пробуждается к Присутствию с чувством связи со всем. Это самый высокий уровень вибрации в этой жизни.