Эраст Павлович Гарин появился на свет 10 ноября 1902 года в родильном отделении городской больницы Рязани. С отличием окончив рязанский лицей в 1919 году, Эраст записался добровольцем в ряды региональной Красной Армии.
Талант актёра начал проявляться у Эраста в раннем возрасте. Он выступал на подмостках рязанского гарнизонного театра, играл в комедийном спектакле «Сбитенщик» в постановке Княжнина.
Эраст Гарин | Ностальгия по советскомуПозже в составе труппы начинающий театральный актёр прибыл в Москву, где его талант быстро и по достоинству оценил драматург Всеволод Мейерхольд, взяв парня в свою режиссёрскую мастерскую.
В 1922 году Эраст Гарин стал действующим членом труппы государственного академического театра имени своего покровителя. Всеволод Эмильевич высоко ценил талант Гарина, отмечал и поощрял актёра, обсуждал с ним предстоящие театральные постановки.
Спустя годы в своей книге об искусстве кинематографии Мейерхольд написал, что Эраст Гарин был его любимым учеником и самым уважаемым актёром театра. Также выдающийся российский драматург и режиссёр-постановщик сказал, что подавляющее большинство поставленных им спектаклей обязано своим успехом именно Гарину. Слава всенародного театрального актёра пришла к артисту после пьесы «Мандат», во время просмотра которого зрители падали со смеху.
Эраст Гарин и Всеволод Мейерхольд | РепортажВ возрасте 25 лет Эраст Гарин заработал статус всенародного любимца. Его сравнивали с западными артистами. Самый частый гость театра Мейерхольда, уважаемый драматург той эпохи Константин Сергеевич Станиславский отмечал игру и мизансцены талантливого артиста высокой оценкой.
Гарин – единственный член труппы государственного театра, которому Всеволод Мейерхольд позволял вступать с ним в бурные обсуждения мизансцен и сценарных планов. Всеволод Эмильевич видел в молодом человеке не просто артиста, но и друга, мнение которого всегда разделял.
Истории театра хранят случай, когда Эраст Павлович допустил резкое высказывание в адрес законной супруги своего творческого руководителя, посчитав её посредственной актрисой. Всеволод Эмильевич простил ему это.
Самой запоминающейся советскому зрителю работой Эраста Павловича в кино стала роль археолога в нелирической комедийной картине «Джентльмены удачи» Александра Серого, по сценарию выдающегося драматурга и сценариста Георгия Данелия.
Фильм года, где Гарин согласился сняться после долгих уговоров его режиссёром, стал лидером советского кинопроката 1972 года, собрав у экранов телевизоров шестьдесят миллионов зрителей, что даже по сегодняшним меркам является абсолютным рекордом.
Кроме фильма «Джентльмены удачи», разошедшегося на цитаты, Эраст Гарин запомнился зрителю ролью царя в сатирической постановке «Золушка» Михаила Шапиро и Надежды Кошеверовой – режиссёров киностудии «Ленфильм» по сценарию Евгения Шварца.
В 1950-е годы, после ошеломительного успеха сказочного фильма о Золушке Эраст Павлович Гарин активно сотрудничал с писателем, прозаиком и драматургом Евгением Львовичем Шварцем. Триумф их совместной деятельности – кинолента «Обыкновенное чудо» 1964 года в постановке Эраста Гарина.
Эраст Гарин в фильме “Золушка” | Кино-ТеатрНапомним, что в 1978 году, советский кинорежиссёр Марк Захаров повторно экранизировал пьесу Шварца, представив на суд российского зрителя двухсерийную кинокомедию с Александром Абдуловым и тогда ещё начинающей Евгенией Симоновой.
Кроме кинематографии Гарин занимался радиопостановками и режиссёрской деятельностью. Наиболее перспективной его постановкой стала чёрно-белая кинокартина «Доктор Калюжный» – экранизация повести «Сын народа» писателя и драматурга Юрия Германа, автора знаменитой повести о молодости Петра Первого «Россия Молодая».
В одном из интервью советскому журналу «Огонёк» Эраст Гарин рассказал о своей непростой жизни и о том, как ему везло с жёнами. Первой супругой стала Любовь Руднева, сценарист, автор детских книг и рассказов. Отношения Гарина и Рудневой были столь искренними и высокими, что даже развод не помешал их дальнейшему общению.
Эраст Гарин с женой Хесей | НабираемВторой женой стала Хеся Локшина, с которой Гарин познакомился на экспериментальном курсе. Скромная свадьба навек связала молодых людей. Вскоре у пары родилась дочь Ольга. Других детей у Гарина нет. Кроме супружеских обязательств они постоянно поддерживали друг друга, снимались в одних картинах, играли на одной сцене, жили на скромную заработную плату.
В 1966 году с Гариным случилось несчастье. Эраст Павлович попал в автомобильную катастрофу, из-за которой лишился глаза. Его практически перестали приглашать в фильмы. Режиссёры просто не хотели работать со старым инвалидом, что больно ранило артиста, который на тот момент сыграл десятки ролей в кино и театре.
Эраст Гарин | ОткрыткиПоследней большой работой в сфере кинематографии стала озвучка ослика «ИА» в советском короткометражном мультфильме о приключениях Винни Пуха. Авторов мультфильма привлёк депрессивный, пессимистичный голос постаревшего киноактёра, заставивший детей и юношей советского союза грустить вместе с экранным героем.
За несколько месяцев до смерти Эраст Павлович потерял интерес к жизни, ни с кем не разговаривал, не принимал гостей, постоянно находился дома. Через несколько лет после смерти артиста его жена дала интервью, в котором рассказала о том, как уходил кумир, любимый двумя поколениями.
Актёр скончался в начале осени 1980 года, 4 сентября, в своей рязанской квартире от поглотившей его тоски. По сообщениям советских СМИ причиной смерти артиста стала затяжная депрессия.
Эраст Гарин | FotohoodМогила Эраста Павловича Гарина находится на семнадцатом участке Ваганьковского кладбища Москвы.
В 2004 году российский телевизионный канал «Культура» выпустил в эфир цикл документальных фильмов «Легенды мирового кино». Один из выпусков посвящен Эрасту Гарину. В 2005 году телекомпания «ДТВ» представила документальную передачу «Как уходили кумиры», посвящённую выдающемуся артисту.
24smi.org
Гарин начал свой творческий путь под руководством гениального театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, проработав с ним более 10 лет. Их совместное творчество балансировало на грани ссор и примирений. Но даже не внушительный на театральном поприще срок, позволял актеру открыто спорить с режиссером. А, скорее, какое-то тонкое взаимопонимание между двумя нестандартными личностями. Кстати, затевать спор с Мейерхольдом позволялось только ему.
В 1974 году, Эраст Петрович посвятил своему любимому учителю и наставнику Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду книгу. Мемуары пронизаны самыми добрыми и теплыми чувствами. Множество любопытных историй раскрывают и дополняют образ Мастера — так любил называть В. Мейерхольда его ученик. Чародей и новатор Мейерхольд поражал не только эффектами и блеском декораций, но и виртуозными режиссерскими решениями, запредельным талантом актёрского ремесла. Он творил новый, современный театр XX века, бросая дерзкий вызов кинематографу. Театр для Всеволода Эмильевича был всем — воздухом, жизнью… Вот лишь одна из историй:
Первый успех и признание принесла Эрасту Гарину роль Гулячкина в пьесе «Мандат» Н. Р. Эрдмана. Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1925 года. Это одна из самых первых советских театральных комедий. Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. В своих мемуарах Гарин вспоминает:
К сожалению, после ареста и расстрела Мейерхольда в 1940 г. Эраст Павлович так и не смог подобрать «своего» режиссера. Более того, создавалось ощущение, что талантливого актера начал преследовать какой-то злой рок.
Из политических соображений запретили картину «Швейк готовится к бою». В годы войны бесследно исчезает экранизация гоголевской «Женитьбы», а премьера и последующие показы мейерхельдовского «Горя от ума» — практически сорваны.
Многие коллеги Эраста Павловича считали, что причиной его смерти были не болезни, а тоска. Гарин не мог понять, почему его творчество перестало быть нужным.
Дети — это очень тонкие критики. Они мгновенно распознают фальшь и начинают подозревать в неискренности. Работу с маленьким зрителем в качестве режиссера Эраст Павлович начал в 1958 году с постановки спектакля «Тень» по пьесе-сказке Евгения Шварца.
Прежде чем взяться за постановку спектакля «Тень», Гарин приехал в гости за советом к уже захворавшему Шварцу. Но Евгений Львович «относился к редкой категории авторов, которые не дают рецептов решения, не произносят нравоучительные монологи-советы. Был он редкостно деликатен по природе и, как правило, доверял своим собеседникам и считал их не менее понятливыми, чем он сам». Показать спектакль автору не успели — 15 января 1958 года Евгений Львович скончался. Но со слов вдовы писателя, спектакль «Тень» в постановке Гарина получился именно «таким, каким хотел видеть его автор».
Работа с Мейерхольдом позволила Гарину стать настоящим мастером мизансцены. А киношный опыт — виртуозно играть со светом. Как утверждают актеры Театра сатиры, такого не было ни до “Тени”, ни после нее. Свет был использован режиссером Гариным как мощное художественное средство. Ему удалось создать настоящую атмосферу сказки.
Эраст Павлович все делал как бы играючи. Во время постановки «Тени» здание Театра сатиры находилось на ремонте, и все репетиции проходили в Театре на Малой Бронной.
Маленькая сцена не позволяла актерам «разогнаться», поэтому режиссеру пришлось проявить смекалку: для сцены объяснения Принцессы с Ученым Гарин придумал двигательный механизм. Как только актеры на него становились, он начинал движение. Так, любовная сцена «заиграла новыми красками».
Еще Гарину удалось достать разноцветные парики. Это сейчас подобным атрибутом удивить кого-то сложно, а в те годы они были в диковинку. Рыжие, фиолетовые и золотые волосы добавляли образам его актеров особый сказочный шарм.
Артист Эраст Гарин в рабочем кабинете. РИА новостиРаботая с актерами, Эраст Павлович всегда был верен себе: скрупулезен, уважителен, ответственен. У него был замечательный предрепетиционный ритуал: садясь за стол, установленный в зрительном зале, Гарин говорил “Ну, давайте погнием?”. Гнить — для него означало, глубоко поработать над ролью, проникнуться ею, докопаться до сути. Причем проговаривал это в свойственной только ему манере.
В театре Эраст Павлович всегда появлялся первым. Он считал, что в его обязанности входит персональная проверка всего, что нужно именно на этой репетиции. Тратить время зря просто недопустимо: нельзя было отвлекаться на организационные моменты в ущерб творчеству.
Но, несмотря на это, во время репетиций Гарина можно было увидеть и в бельэтаже, и в ложе, и в разных частях зрительного зала. Он анализировал, как будет выглядеть то или иное действие, с высоты, слева или справа от сцены.
Режиссер очень волновался, чтобы каждый зритель, даже если он сидит на последнем ряду, смог все хорошо увидеть и понять. Эраст Павлович уважал зрителей, актеров, персонал театра…
Эраст ГаринТак почему же не востребован в кино? Все просто: его внешность, по мнению «кинополит» верхушки, не сочеталась с общепринятым образом советского гражданина. Гарину отводились только «сказочные» роли, чем, собственно говоря, он и пользовался.
Сказки были для него всем. Это был его любимый жанр. Гарин мог сыграть или поставить спектакль так, что зрители еще долго находились под впечатлением. Именно поэтому его чаще всего приглашали в сказочные или комедийные картины.
К сожалению, Эрасту Павловичу доставались в основном эпизодические роли. Но даже незначительные образы в его исполнении становились яркими и запоминающимися. Вспомнить только роль ученого-археолога Мальцева из «Джентльменов удачи» или дедушку-вахтера Кати из «Девушки без адреса».
Но переживал Эраст Павлович не только из-за эпизодов или комедийных предложений.
Отверженный король, блестящий гений эпизодической роли с трудом сводил концы с концами. Незадолго до смерти он перестал говорить, подавая только знаками, что ему трудно общаться с людьми. Эраст Гарин умер осенью 1980 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Как любая творческая личность, Гарин хотел сказать многое, но ему этого сделать не дали и он замкнулся в молчании навсегда.
∇
«Правильно сделали!»
В тридцатые годы Эраст Гарин ехал с группой артистов в Ленинград. По пути, собравшись в купе, читали вслух пьесу Николая Эрдмана «Мандат». Рано утром, едва поезд прибыл в город на Неве, в купе вошли люди в штатском и арестовали Гарина. Дело в том, что проводник, проходя мимо, прислушался, и какие-то реплики показались ему подозрительными. Он сообщил бригадиру поезда, что в его вагоне едут антисоветчики, а тот связался с представителями органов.
Артиста доставили в тюрьму и допрашивали двое суток. Причем, один из следователей очень внимательно прочитал пьесу и наставил уйму вопросительных и восклицательных знаков. Но в конце концов Гарина отпустили. А через некоторое время состоялась премьера этой пьесы. После спектакля к Гарину подошел тот самый следователь и поздравил с успехом.
«А куски, которые я отмечал, вы все-таки не вычеркнули, — сказал следователь.
— Правильно сделали, молодцы!..
Я, к слову сказать, из органов уволился, так что теперь могу свободнее говорить… Правильно сделали!»
∇
«Припопь себя!»
Жена Гарина — Хесся Александровна — тоже была режиссером, и, естественно, в семье на этой почве возникали размолвки и споры. Кроме того, она участвовала во всех постановках, которые осуществлял Гарин, и как-то на репетиции, когда она непрерывно вскакивала с места и особенно назойливо вмешивалась, Гарин вспылил: «Хеська, припопь себя!» Что означало — «присядь».
∇
«Театр для Гарина»
Эраст Гарин был единственным из актёров Мейерхольда, позволявшим себе спорить с Мастером. Последний прощал ему даже негативное отношение к своей жене Зинаиде Райх (бывшей жены С. Есенина), которую Эраст Павлович считал весьма посредственной актрисой. Из-за чего супруга часто устраивала Мейерхольду разнос.
Во время одной из таких сцен с Зинаидой Николаевной случилась истерика. «Ты строишь театр для Гарина!» — кричала она мужу. Успокоилась актриса только после того, как Хеся Локшина вылила ей на голову полный кувшин воды. Тем не менее, несмотря на все протесты жены, отношение Мейерхольда к своему любимому ученику не изменилось. «Я спешу на репетицию окрылённый, потому что ожидаю встречи с Гариным», — говорил Всеволод Эмильевич.
∇
Гарин с Юрием Беловым во время съемок фильма «Девушка без адреса», 1957 год.«Официально Народный артист»
Никогда не был с властью на дружеской ноге, не был членом партии, и она, власть, «отблагодарила» его за это. Официально народным артистом СССР он стал в 75 лет.
∇
«Как положительный персонаж, я окончательно забракован!»
В 1950-е годы Гарину отказали в праве играть положительные роли – роли «героев времени». Случилось это после того, как он сыграл на сцене ленинградского театра Н.Акимова роль доктора Калюжного в пьесе Ю.Германа «Сын народа», создав поразительно достоверный и своеобразный образ современника. А вот в кинофильме «Доктор Калюжный» играть эту роль ему не разрешили.
«Обрати внимание, — с горечью говорил он своей жене, — что как положительный персонаж, а тем более лицо одухотворенное, я окончательно забракован!»
∇
«Застенчивый Гарин»
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, вспоминая о походе на «Мандат» группы мхатовцев во главе со Станиславским, говорила, что в этот вечер было два спектакля: на сцене и в зале. Публика не знала, куда смотреть: то ли на сцену, то ли на Константина Сергеевича, который хохотал до слез. После спектакля Станиславский отправился за кулисы — поблагодарить и поздравить постановщика и актеров. Гарина искали, но не нашли – ненормально застенчивый Гарин просто сбежал.
∇
Увидев «Ревизора» на сцене мейерхольдовского театра, Михаил Чехов пришел к Мейерхольду с просьбой, чтобы режиссер познакомил его с Гариным – исполнителем роли Хлестакова. Но и в этот раз Гарина не оказалось на месте. Разгримированный и от волнения надежно спрятанный в темноту зрительного зала, он распластавшись на пустых стульях ждал, когда все уйдут. Но один из сотрудников театра, привычка которого была высыпаться в темном зрительном зале во время репетиций, с легкостью его обнаружил.
Каково же было удивление М. Чехова, когда он увидел сильно смутившегося молодого человека, чье лицо заливала краска стеснительности, – полная противоположность только что сыгранному актером образу и характеру.
∇
«Ослик Иа и другие»
Гарин создал такие запоминающиеся образы, как Мандарин («Братья Лю»), гусь Мартин из «Заколдованного мальчика» и ещё один гусь из «Лягушки путешественницы», Профессор («Двенадцать месяцев»), Рак («Дюймовочка»), Ослик Иа («ВинниПух и день забот»), озвучил фильмы «Палка-выручалка», «Дракон», «Лягушонок ищет папу», «Почта», «Храбрый портняжка», «В мире басен».
Рекомендуем также:
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Эраст Гарин - выдающийся советский актер, режиссер. Народный артист СССР (1977), лауреат Государственной премии СССР (1941).
Родился 28 октября (10 ноября) 1902 года в Рязани.Учился в Рязанской гимназии.В 1919 году, окончив гимназию, ушел добровольцем в Красную Армию.С 1919 по 1921 год Эраст Гарин играл на сцене Рязанского Гарнизонного театра (1-й самодеятельный театр Красной Армии). В 1921 году поступил в студию Всеволода Мейерхольда, а затем, в 1922-м, в Государственные высшие экспериментальные театральные мастерские (ГЭКТЕМАС) и окончил их в 1926 году.
С 1922 года Эраст Гарин работал в театре им. Вс.Мейерхольда. Работа с Мейерхольдом, знакомство и дружба с ним оставили отпечаток на всей последующей жизни Гарина. Однако в 1936 году он ушел от Мастера и был принят в труппу Ленинградского театра Комедии. В этом театре Гарин работал до 1950 года как актер и режиссер, поставив за это время на его сцене несколько спектаклей.
Дебютом актера в кино стала роль Каблукова в фильме "Поручик Киже", вышедшем на экраны в 1934 году. А в 1936-м Гарин впервые выступил в роли кинорежиссера, сняв фильм "Женитьба" (над этой и последующими картинами он работал вместе с супругой, режиссером Хесей Локшиной). С этих пор творчество Эраста Павловича было неразрывно связано с киноискусством, благодаря которому о его актерском и режиссерском таланте узнали миллионы зрителей, хотя он не оставлял и работу в театре. В кино Гариным созданы самые разноплановые, разнохарактерные кинообразы образы – положительные и отрицательные, комические и трагедийные. Одной из лучших и самых любимых публикой киноработ актера стала роль Короля в фильме "Золушка", снятом в 1947 году.
В 1946 году Эраст Гарин приступил к работе в Театре-студии киноактера в качестве актера и режиссера и несколько лет был его руководителем. Кроме того, он снимал свои киноленты на «Мосфильме» и снимался сам, озвучивал мультфильмы, много работал на радио.
Умер Гарин в Москве 26 августа 1980 года.
Фильмография
Актер:1934 — Поручик Киже1936 — Женитьба1938 — На границе1940 — Музыкальная история1941 — Боевой киносборник № 71942 — Швейк готовится к бою1944 — Иван Никулин1944 — Свадьба1947 — Золушка1949 — Встреча на Эльбе1952 — Ревизор1952 — Джамбул1954 — Большая семья1955 — Неоконченная повесть1955 — Фонтан1957 — Девушка без адреса1958 — Ведьма1958 — Шли солдаты1960 — Русский сувенир1961 — Алёнка1961 — Водяной1962 — Монета1963 — Каин XVIII1963 — Оптимистическая трагедия1964 — Обыкновенное чудо1966 — Весёлые расплюевские дни1968 — Полчаса на чудеса1970 — Два дня чудес1971 — Джентльмены удачи1971 — 12 стульев1971 — Если ты мужчина…1973 — Много шума из ничего1973 — Нейлон 100 %1975 — Меняю собаку на паровоз1975 — Пошехонская старина1979 — Профессия — киноактёр (документальный)
Режиссёр:1936 — Женитьба1939 — Доктор Калюжный1942 — Принц и нищий1946 — Синегория1955 — Фонтан1964 — Обыкновенное чудо1966 — Весёлые расплюевские дни
Сценарист:1936 — Женитьба1964 — Обыкновенное чудо1966 — Весёлые расплюевские дни
Озвучание мультфильмов:1947 — «Квартет»1948 — «Федя Зайцев»1950 — «Волшебный клад»1953 — «Лесной концерт»1955 — «Заколдованный мальчик»1956 — «Палка-выручалка»1957 — «Верлиока»1957 — «Исполнение желаний»1958 — «Краса ненаглядная»1958 — «Спортландия»1958 — «Тайна далёкого острова»1959 — «Легенда о завещании мавра»1961 — «Дорогая копейка»1961 — «Дракон»1961 — «Семейная хроника»1962 — «Дикие лебеди»1963 — «Дочь Солнца»1963 — «Свинья-копилка»1964 — «Дюймовочка»1964 — «Кот-рыболов»1964 — «Лягушонок ищет папу»1964 — «Почта»1964 — «Храбрый портняжка»1965 — «Наргис»1965 — «Лягушка-путешественница1967 — „Слонёнок“1969 — „Возвращение с Олимпа“1972 — „Винни-Пух и день забот“1973 — „В мире басен“
www.vokrug.tv
Эра́ст Па́влович Га́рин (настоящая фамилия — Герасимов; 28 октября [10 ноября] 1902, Рязань, Рязанская губерния, Российская империя — 4 сентября 1980, Москва, РСФСР, СССР) — советский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Народный артист СССР (1977)[1]
Эраст Герасимов родился в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. Окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани и Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919—1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром он попал в Москву, где был замечен Всеволодом Мейерхольдом, который посоветовал ему учиться. В 1921 Гарин поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (позже переименованные в Государственные высшие театральные мастерские), продолжал вести работу в РКА в создаваемой там «живой газете».
Эраст Гарин в 1920-е годыС 1922 года Эраст Гарин работал в театре, руководимом Мейерхольдом, сыграл небольшие роли в спектаклях «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1922) и «Земля дыбом» С. М. Третьякова (1924). Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум, прислушивался к его мнению. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Мейерхольда.
Гарин и Мейерхольд на репетиции РевизораПервую большую работу Гарин получил в спектакле «Д. Е.» — «Даёшь Европу!» — иронично-политическое обозрение Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на всё его творчество.
Славу и признание принесла Гарину роль Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены. Его Чацкий в «Горе уму» («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1928) был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Мейерхольда в спектакле. Первые роли в Театре им. Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде.
Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью — худощавым телосложением (которое подчёркивалось ношением мешковатых костюмов), выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное — высоким, старческим и пронзительным голосом, манерой «проглатывать» слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, философскими и невыносимыми. Гарин был неотразим в гротескных комических ролях, в которых он воплощал резко отрицательных персонажей. В 1934 году — актёр Рабочего театра Пролеткульта (худ. руководитель Сергей Эйзенштейн).
В 1936 году Гарин, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии, где работал актёром и режиссёром до 1950 года, поставив за это время несколько спектаклей — «Простая девушка» В. Шкваркина (1938), «Сын народа» Ю. Германа (роль Калюжного, 1938), «Медведь» А. Чехова (1948). Однако своей дружбы и творческих связей со своим учителем он не прерывал. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда был закрыт, а сам он подвергся гонениям и нападкам. И только Эраст Гарин из всей труппы остался предан Мейерхольду до конца. В 1939 году Всеволод Эмильевич был арестован. Свой последний вечер он провёл с Гариным и его женой Хесей Локшиной, обсуждая их дебют — ленту «Женитьба» (1936). Картина, представляющая собой блестящее сочетание фильма и театрального спектакля, была снята Гариным (он же выступил в роли Подколёсина) в творческой мастерской Сергея Юткевича и вызвала самые разные отклики зрителей и критики, от восторженных до разгромных. В 1937—1938 годах фильм был подвергнут разгрому в ходе кампании борьбы с «формализмом», негатив был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Поиски в фильмотеках других стран, начатые ещё самим Гариным и продолжающиеся до настоящего времени, пока успеха не принесли.
В 1937 году после краткого, но, в целом, успешного пребывания на экранах картина «Женитьба» была полностью изъята из кинотеатров в связи с развернувшейся в это время борьбой с «мейерхольдовщиной». После чего Гарин и Локшина возвращаются в театральную режиссуру. В театре Акимова они ставят спектакль «Сын народа» по пьесе Юрия Германа, где Эраст Гарин исполняет главную роль. Спектакль имел огромный успех у зрителей и получил хорошую критику. Что дало возможность режиссёрам экранизировать пьесу и, тем самым, вернуться в кинематограф. Подобная практика вполне укладывалась в рамки творческой мастерской Юткевича, где практически каждый снимаемый фильм вышел из поставленного ранее театрального спектакля. Экранизация получила название «Доктор Калюжный». Художественный совет Ленфильма наотрез отказал Эрасту Гарину в исполнении им главной роли, поскольку его облик не укладывался в рамки советского положительного героя. Калюжного сыграл актёр московского театра им. Революции (ныне Театр Маяковского) Борис Толмазов, который в точности повторил весь пластический рисунок роли, сыгранной Эрастом Гариным в театре.
Также вместо Б. М. Тенина, игравшего в спектакле, роль слепого учителя сыграл Юрий Толубеев. А И. П. Гошеву сменила Янина Жеймо. Некоторые же актёры перешли в фильм из спектакля. Например, травести М. П. Барабанова. В фильме «Доктор Калюжный» свою вторую роль в кинематографе сыграл Аркадий Райкин. В роли медсестры выступила молодая театральная актриса Екатерина Милентьева (мать известного актёра Михаила Боярского).
На гонорар, полученный за «Доктора Калюжного», Эраст Гарин и Хеся Локшина купили квартиру в Москве и переехали в столицу. Здесь они поступили на студию Союздетфильм (ныне Киностудия имени М. Горького), где уже работал Сергей Юткевич с остатками своей мастерской. В Москве Гарин продолжил работу в кинематографе. Одна из лучших его ролей — Король в фильме «Золушка» (1947). В сказках Е. Шварца он замечательно сыграл ещё двух королей в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964). Одной из последних заметных его ролей стала роль профессора-археолога Мальцева в комедии «Джентльмены удачи» (1971). Фильмам с Гариным всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высоком уровне актёрского мастерства.
В 1966 году, во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни», случилась авария. Эрасту Павловичу удалили один глаз, второй — практически не видел. Поэтому его перестали приглашать на съёмки и в спектакли. Много лет Эраст Павлович выразительно озвучивал мультфильмы на студии «Союзмультфильм»[2], много работал на радио.
В последние годы жизни он поставил спектакль «Горе от ума» Грибоедова в Театре-студии киноактёра, повторив постановку Мейерхольда (где он играл Чацкого), роль Чацкого исполнял А. Золотницкий. И хотя постановка всеми признавалась как удачная, в целом у зрителя спектакль не пользовался успехом, по всей видимости из-за «заезженности» темы — пьеса входила в обязательную школьную программу и в силу этого воспринималось как скучная «классическая обязаловка».
Эраст Гарин умер 4 сентября 1980 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Во время очередного съёмочного дня в картине «Русский сувенир», где я играл французского певца, Эраст Павлович Гарин сказал мне: «Молодой человек, не сыграете ли вы у меня роль Учёного в пьесе „Тень“, у меня артист запил». Пьесу эту я не читал, но сразу ответил: «Конечно, сыграю». Он говорит: «Давайте встретимся с вами, поговорим. Приходите ко мне завтра домой». Сам Гарин приглашал меня домой, я, конечно, явился к нему. Помню, что мы шли к нему в кабинет через какие-то комнатки, комнатки, комнатки… И вот, проходя одну из них, я увидел слева какую-то полудетскую кровать, чуть ли не с сеткой, и там, о Боже, под простынкой, мне показалось, лежит мёртвый человек. Простынка накрывала такое худющее-худющее тело, и безжизненная головка усопшей повисла с кровати. Абсолютный морг. Я прошёл в кабинет, не понимая, как Эраст Павлович не обратил на это внимания. Это была его жена Хеся, знаменитая его помощница, мастер дубляжа. Мы сели, он стал рассказывать о Мейерхольде, о «Тени», о роли, но мне всё время хотелось сказать: «Знаете, Эраст Павлович, по-моему, у вас там в соседней комнате случилось несчастье». Он мне показывал какие-то скульптурки и спрашивал меня: «Знаете ли вы, кто это?» Я говорил: «Это вы». — «Нет, это Мейерхольд». Так, показав штук шесть слепков, он понял, что я ни черта про Мейерхольда не знаю. Короче говоря, были назначены первые репетиции, и я ушёл. Впоследствии выяснилось, что Хеся всегда так выглядела и всё было нормально, она просто крепко спала. Она, кстати, пережила Эраста Павловича на много лет. Естественно, Гарин не явился ни на одну репетицию, а репетировала со мной Хеся, которой я очень не понравился.[4].
wp.wiki-wiki.ru
И.И.Гарин- Пророки и поэты в двух томах.Том 1 И.И.Гарин- Серебряный век в трех томах.Том 1. И.И.Гарин- Серебряный век в трех томах.Том 2. И.И.Гарин- Серебряный век в трех томах.Том3. И.И.Гарин- Проклятые поэты И.И.Гарин - Век Джойса И.И.Гарин- Многоликий Достоевский И.И.Гарин-Загадочный Гоголь
МНОГОТОМНИКИ: 1-7. Пророки и поэты, т. 1-7, «Терра», М., 1992-1995, т. 1 – 750 с., т. 2 – 688 с., т. 3 – 542 с., т. 4 – 688 с., т. 5 – 640 с., т. 6 – 608 с, т. 7 – 688 с.8-17. Йехуизм (Тоталитаризм), «Фолио», «Гариниздат», Харьков, 1994-2000, т. 1-10, т. 1 – 432 с., т.2 – 480 с, т. 3 – 484 с., т. 4 – 548 с., т. 5 – 388 с., т. 6 – 368 с., т. 7 – 340 с., т. 8 – 320 с, т. 9 – 316 с., т. 10 – 440 с.18-20. Серебряный Век, т. 1-3, «Терра-книжный клуб», М., 1999, т. 1 – 720 с., т. 2 – 704 с., т. 3 – 816 с.21-22. Что такое мистика? т. 1-2, «Терра-книжный клуб», М., 2004, т. 1 – 960 с, т. 2 - 848 с.
МОНОГРАФИИ: 23. Воскрешение духа, «Терра», М., 1992, 640 с.24. Неизвестный Толстой, «Инарт», «Фолио», Харьков, 1993, 240 с.25. Данте, «Гариниздат», Харьков, 1994, 384 с.26. Шекспир, «Гариниздат», Харьков, 1994, 416 с. 27. Аввакум, «Фолио», Харьков, 1994, 160 с.28. Кальвин, «Фолио», Харьков, 1994, 126 с.29. Лютер, «Фолио», Харьков, 1994, 228 с.30. Владимир Соловьев, «Гариниздат», Харьков, 1994, 240 с.31. Тютчев, «Гариниздат», Харьков, 1995, 416 с.32. Кант, «Гариниздат», Харьков, 1995, 84 с.33. Фрейд, «Гариниздат», Харьков, 1996, 352 с.34. Мильтон, «Гариниздат», Харьков, 1997, 104 с.35. Многоликий Достоевский, «Терра-книжный клуб», М., 1997, 398 с. 36. Что такое истина? «Гариниздат», Харьков, 1997, 84 с.37. Что такое наука? «Гариниздат», Харьков, 1997, 352 с.38. Запад и Восток, «Гариниздат», Харьков, 1999, 288 с.39. Загадочный Гоголь,«Терра-книжный клуб», М.,2000, 620с.40. Что такое философия и что такое истина? «Терра-книжный клуб», М., 2000, 638 с.41. Ницше, «Терра-книжный клуб», М., 2000, 848 с.42. Что такое этика, культура, религия? «Терра-книжный клуб», М., 2002, 848 с.43. Век Джойса, «Терра-книжный клуб», М., 2002, 848 с.44. Проклятые поэты, «Терра-книжный клуб», М., 2003, 848 с.45. Афоризмы и стихи о любви, АСТ, М., 2004, 432 с. 46. Предсказания. Исповедь ясновидца, «Терра-книжный клуб», М., 2004, 240 с.47. Двойное убийство Сталина, «Мастер-класс», Киев, 2006, 272 с.48. Блудный сын, «Мастер-класс», Киев, 2006, 240 с. 49. Иные миры, «Мастер-класс», Киев, 2007, 464 с.50. Психоанализ и мистика, «Мастер-класс», Киев, 2007, 704 с.51. Вечность, «Мастер-класс», Киев, 2007, 256 с. 52. Бог в тебе, «Терра-книжный клуб», М ., 2008, 304 с. 53. Ньютон, «Мастер-класс», Киев, 2008, 208 с.54. Эйнштейн, «Мастер-класс», Киев, 2008, 276 с.55. Любовь, «Мастер-класс», Киев, 2009, 864 с. 56. Обретение Бога, «Мастер-класс», Киев, 2009, 400 с. 57. Что ждет Украину, ЧП «Торсинг-плюс», Харьков, 2009, 288 с.58. В мире мудрости, ЧП «Торсинг-плюс», Харьков, 2009, 640 с.59. Русский фашизм, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2014, 694 с. 60. Русская идея, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2014, 308 с.61. Русский характер, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2014, 554 с.62. Закат христианства и торжество Христа, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2014, 560 с.63. Стихи и афоризмы о России, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2014, 630 с.64. Русский коллаборационизм во время Второй мировой, серия "Правда о войне", 2014 (http://www.etextlib.ru/Book/Details/54301, http://knigolib.net/?p=233242)
ПРЕДИСЛОВИЯ (ЭССЕ) К КНИГАМ65. Т.С.Элиот, Переводы К.С.Фарая, Логос, М., 1998, 176 с.66. Эзра Паунд, Т.С.Элиот, Переводы К.С.Фарая, Logosaltera, М., 2005, 328 с. 67. К.С.Фарай, Поющий Минотавр, «Русский Гулливер, М., 2010, 142 с.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ НАУЧНЫЕ МОНОГРАФИИ 68. Ориентированная кристаллизация, «Металлургия», М., 1964, 408 с.69. Чистые и сверхчистые металлы, «Металлургия», М., 1965, 264 с.70. Production of Pure and Ultrapure Metals, University California Press, Livermore, 1968, 240 p.71. Физическое металловедение бериллия, «Атомиздат», М., 1968, 452 с.72. Окисление и защита бериллия, «Металлургия», М., 1968, 120 с.73. Диаграммы состояния и сплавы бериллия, Харьков, 1968, 77 с.74. Эпитаксиальные пленки, «Наука», М., 1971, 480 с.75. Пластическая деформация бериллия, «Атомиздат», М., 1973, 304 с.76. Электронная структура и свойства бериллия, Харьков, 1973, 64 с.77. Бериллий – конструкционный материал, «Машиностроение», М., 1977, 160 с.78. Природа пластической деформации циркония. Часть I, II, 1976, Харьков, 67 с. 79. Атлас полюсных фигур бериллия, Харьков, 1977, 91 с. 80. Природа пластической деформации бериллия, «Наукова думка», Киев, 1977, 148 с.81. 50 лет Харьковскому физико-техническому институту АН УССР, «Наукова думка», Киев, 1978, 320 с.82. Структура и свойства сплавов бериллия,«Энергоиздат»,М.,1981,368 с.83. Бериллий: наука и технология, «Металлургия», М., 1984, 624 с. (редакция и перевод).84. Новые методы исследования текстур поликристаллических материалов, «Металлургия», М., 1985, 312 с. (редакция и перевод).85. Бериллий в сплавах, «Энергоатомиздат», М., 1986, 184 с.86. Процессы изостатического прессования, «Металлургия», М., 1990, 193 с. (редакция и перевод).87-88. High-purity ductile beryllium alloys for space structural applications, v. 1,2, University of California, USA, 1994, p. 266, 284. 89. Мodern Investigations of the Beryllium, Garinizdat, Kharkov, 1998, 228 p.90. The development of magnesium alloys intended for manufacturing biosoluble in vivo vascular stents. Booklet, Master-Class, Kiev, 2008, 112 p.91. Атлас структур бериллия, Дубна, 2009, 204 с. 92. Квантовая физика и квантовое сознание, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2013, 334 p.93. Влияние структурных факторов на прочностные и вязкостные характеристики бериллия, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2014, 450 с.94. Пластичность и сверхпластичность бериллия, М., Изд. Дом МИСиС, 2014, 208 с.95. Изучение акустической эмиссии материалов реакторостроения, Харьков, 2015, 60 с.96. Физика бериллия, М., 2016, 360 с., в печати.
МАКЕТЫ КНИГ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ К ПЕЧАТИ:
97-106. 10-томник «Мудрость веков», 960 стр. каждый том107. Воскрешение отцов. Злодеи и гении. 354 с.108. Что такое наука? Эйнштейн, 900 с.109. Харизматик, 416 с. 110. Русская жизнь, т. 1, 980 с. (серия "Русский феномен").111. Дарвин, 276 с.112. Шекспир, 2 изд., 464 с. 113. Данте, 2 изд., 480 с. 114. Фрейд, 2-е изд., 560 с.115. Эволюция сознания – путь к Богу, 304 с.116. Что такое власть и что такое свобода? 700 с.117. Реформация и Раскол, 960 с. 118. Ангелы библиотек. Моя жизнь в науке и литературе, 660 с.119. Мои Одиссеи. 1000 с.120. Мысли вслух, т. 1, 288 с.121. Мысли вслух, т. 2, 288 с.122. Что такое время? 500 с.123. Время и вечность, 650 с.124. Мудрость, 400 с.125. Непризнанные гении, 730 с.126. Фантазии в манере Гарина, 240 с.127. Другая правда о Второй мировой, 520 с.128. Эволюции души, или новое сознание, 354 с.129. Русская жизнь, т. 2, 400 с.
www.livelib.ru
Гарин Кирилл Вадимович — художник-иллюстратор, копиист, художник-миниатюрист.
Родился Кирилл Вадимович 1 августа 1971 года.
Образование — ЛХУ им. Серова (с 1992 года — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), факультет живописи.
Иллюстрировал произведения Г. Диксона, Г. Кука, Г. Тертлдава, П. Энтони и других авторов.
Работал в издательствах «Terra Fantastica», «Златоуст», «Идонеус». 2-е персональные выставки, 56 книжных проектов, 18 лет работы в индустрии сувениров и подарков.
Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Кирилл Вадимович о себе: «С детства мечтал иллюстрировать книги, но жизнь заставила приобрести опыт художника по самым разным материалам: картины, деревянные сувениры, перламутровые броши и декор икон. И многое, многое другое — от оформления оригинального камина до росписи по зеркалу в восточном стиле.Сегодня я, наконец, занимаюсь любимым делом — оформляю книги».
1996
1997
Читать далее:
1998
1999
2010
2012
2013
2014
2015
2016
2-е персональные выставки.
Смотреть далее:
О замеченных ошибках и опечатках пожалуйста сообщайте в комментариях.
kniga3000.ru
Эра́ст Па́влович Га́рин (настоящая фамилия — Герасимов; 28 октября [10 ноября] 1902 — 4 сентября 1980) — советский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Народный артист СССР (1977)[1]
Эраст Герасимов родился в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. Окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани и Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919—1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром он попал в Москву, где был замечен Всеволодом Мейерхольдом, который посоветовал ему учиться. В 1921 Гарин поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (позже переименованные в Государственные высшие театральные мастерские), продолжал вести работу в РКА в создаваемой там «живой газете».
Эраст Гарин в 1920-е годыС 1922 года Эраст Гарин работал в театре, руководимом Мейерхольдом, сыграл небольшие роли в спектаклях «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1922) и «Земля дыбом» С. М. Третьякова (1924). Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум, прислушивался к его мнению. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Мейерхольда.
Гарин и Мейерхольд на репетиции РевизораПервую большую работу Гарин получил в спектакле «Д. Е.» — «Даёшь Европу!» — иронично-политическое обозрение Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на всё его творчество.
Славу и признание принесла Гарину роль Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены. Его Чацкий в «Горе уму» («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1928) был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Мейерхольда в спектакле. Первые роли в Театре им. Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, бл
dic.academic.ru