|
foboxs.com
Семья Долл (англ. Doll Family, букв. «кукольная семья») — группа из четырёх карликов из Германии, брата и трёх сестёр, которые были популярными исполнителями в цирковых представлениях и уличных аттракционах в Соединённых Штатах с 1920 года вплоть до выхода на пенсию в середине 1950-х годов, а также в ряде художественных фильмов.
Родились в семье Эммы и Густава Шнейдеров в Штольпене, Саксония, Германия. Остальные трое детей выросли нормального роста.
Гарри и Грейс были первыми в квартете, кто начал выступать в аттракционе «Гензель и Гретель». В 1914 году они были замечены американцем Бертом В. Эрлсом, который привёз их в США, чтобы отправить в турне с «Шоу Дикого запада ранчо 101». Брат и сестра жили в Пасадине, штат Калифорния, в семье Эрлса. Позднее Эрлс перевёз Дэйзи и Тини в США (в 1922 и 1926 годах соответственно).
С конца 1920-х Доллы начали гастролировать с цирком Ringling Bros. and Barnum & Bailey, они пели, танцевали и ездили верхом на лошадях и фургонах. Дейзи представляли как «маленькую Мэй Уэст». К этому времени вся семья приняла фамилию Эрлс; после смерти Эрлса в 1930 году они решили назваться Долл — англ. «куклы».
Гарри был первым, кто начал свою карьеру в кино, в фильме режиссёра Тода Браунинга с Лоном Чейни "Несвятая троица" (1925) в роли безжалостного карлика Труляля. Позднее он исполнял эту же роль в звуковом ремейке фильма 1930 года, вновь с Чейни, но на этот раз с режиссёром Джеком Конвеем. Семья также начала появляться в фильмах вместе, почти всегда как цирковые артисты, и снималась в некоторых комедиях с дуэтом комиков Лорел и Харди. Гарри и Дейзи исполняли главные роли в фильме компании Metro-Goldwyn-Mayer 1932 года «Уродцы» (Freaks), Тини также получила там небольшую роль. Именно Гарри обратил внимание Тода Браунинга на рассказ Тода Роббинса «Шпоры», на котором был основан этот фильм. Все четверо, брат и сёстры, играли жевунов в фильме «Волшебник страны Оз», где Гарри исполнял небольшую роль в качестве одного из членов «Гильдии Лоллипоп», которые приветствовали Дороти после её прибытия в Оз. Доллы называли себя «Кино-Карликами» («The Moving Picture Midgets»), указывая на многочисленные фильмы с их участием.
Доллы были сплочённой семьёй, члены которой всегда жили, ели, работали вместе, за исключением краткого брака Дейзи в 1942 году с человеком среднего роста, Луисом Э. Раньяном, который закончился разводом меньше чем через год. Возможности семьи как актёров всегда были ограничены, и они перестали появляться в кино, хотя Дейзи позже сыграла небольшую роль в фильме «Величайшее шоу мира» (1952) режиссёра Сесиля Блаунта де Милля. Доллы вернулись к работе в бродячих аттракционах. После того как цирк Ринглингов был продан в 1956 году, Доллы гастролировали с Христианским цирком.
В 1958 году Доллы завершили выступления. Семья купила дом в Сарасоте, штат Флорида, в котором и жили все четверо. Дом часто упоминался в прессе, так как был построен на заказ, с мебелью небольшого размера. Все члены семьи жили в доме до самой смерти, дольше всех жила Тини, скончавшаяся после продолжительной болезни в возрасте 90 лет.
ru-wiki.org
≡ 25 Сентябрь 2013
А А А
Представляем вашему вниманию подборку известных звёзд Голливуда с нестандартной внешностью. Изъяны, которыми наградила природа этих людей, сыграли им только на руку. Известные ныне актёры смогли использовать недостатки своей внешности, как изюминку ,тем самым пробив себе дорогу в мир кино.
Мэттью Макгрори Мэттью Макгрори имел полутораметровый рост по окончании детского сада, а в зрелом возрасте дорос до 2,29 м. Низкий грудной голос и врожденный артистизм не дали ему продолжить карьеру судмедэксперта. Сначала его приглашали сниматься на популярные телешоу и в клипы Marilyn Manson и Iron Maiden, а затем и в фильмы ужасов вроде «Дома тысячи трупов» Роба Зомби. В финальной сцене «Большой рыбы» Тима Бертона Макгрори трогательно машет рукой главному герою, словно бы трогательно прощается со зрителем – и хотя мы знаем, что он потом играл еще в нескольких ужастиках, кажется, что этот обаятельный гигант прощается с нами. Мэттью МакГрори умер от естественных причин в возрасте 32 года.Курт Шнайдер
Курт Шнайдер, он же Харри Эрлз, родился в Германии в 1902 году. Вскоре выяснилось, что он навеки останется с карликовым ростом и детским, кукольным лицом, причем такая же судьба постигла двух его сестер и одного брата. Вместе они представляли фантасмагорическое зрелище. Переехав в США, семья Шнайдер превратилась в артистическую труппу «Куколки». Гарри первый стал сниматься в кино, его дебютной ролью стал карлик Твидлди в немом кино «Несвятая троица». Все четверо сыграли представителей народца манчкинов в легендарном «Волшебнике страны Оз» с Джуди Гарланд, цирковых лилипутов в «Уродах» и вошли в историю кино как главные «кинематографические карлики».Майкл Берриман
Майкл Берриман родился с диагнозом «гипогидротическая эктодермальная дисплазия», при котором человек лишается волос, ногтей и зубов и вообще имеет внешность мутанта из фантастического фильма. Собственно, на ролях мутантов Берриман и специализируется. Культовый ужастик «И у холмов есть глаза» 1977 года сделал его главным киномонстром Голливуда, «Звездный путь» и «Байки из склепа» ангажировали его сразу на несколько сезонов. Но Берриман превосходно играет и в серьезных драмах («Полет над гнездом кукушки»), и в улетных комедиях («Ох уж эта наука»), а любители хард-рока помнят его по роли мерзкого директора школы из клипа Motley Crue «Smokin’ in the Boys’ Room».Винсент Эндрю Скьявелли
Винсент Эндрю Скьявелли американский актёр сицилийского происхождения, известный в основном по эпизодическим ролям в фильмах и телесериалах. Необычная фактура Скьявелли (высокий рост 1.98 м, удлинённая голова со специфическими чертами лица, длинные руки с длинными тонкими пальцами и т.д.) была обусловлена синдромом Марфана. Поэтому артисту в основном предлагались роли психически больных людей, с уродствами или роли, в которых комически обыгрывались детали такой внешности.Стив Бушеми
Стив Бушеми выглядит так, будто жизнь его не щадила. Но именно его необычная внешность и хорошо подвешенный язык выделяют его на фоне других персонажей в таких фильмах, как "Бешеные псы" и "Армагеддон".Кристофер Уокен
Кристофер Уокен обладает уникальным даром заставлять зрителей чувствовать себя не в своей тарелке, и его лицо играет в этом ключевую роль. Его глаза кажутся всегда широко раскрытыми, как будто он все время пытается заставить вас чувствовать себя неловко под его пристальным взором. Практически все персонажи Уокена отличаются этим напряженным выражением лица.Рон Перлман
Создатели телесериала "Красавица и чудовище" позволили обитающему в канализации чудовищу, которого играет Рон Перлман, сохранить свой необычный вид и в то же время оставаться романтичным. Перлман – очередной неплохой голливудский актер, застрявший на ролях гангстеров, однако ведущие режиссеры сделали его очаровательным и харизматичным отсутствующим звеном, которое было нужно Голливуду. Скажем, никто не смог бы сыграть Хэллбоя так, как это сделал Перлман, тем более, заставить зрителей полюбить его.oppps.ru
Показывать Новости Материалы Записи в блогах Фото Видео
Вдруг Клоппу пригодится.
Рейтинг +353
Похоже, он действительно проклятый.
Рейтинг +135
Встречаем команду, ставшую в последние годы завсегдатаем мировых первенств.
Рейтинг +51
Буквально еще вчера эти парни стелились в подкатах на зеленом газоне, клали мячи в ворота соперников или вытаскивали из «девяток» пенальти. Но не успели все оглянуться, как эти игроки сменили бутсы на строгие пиджаки и уселись на тренерские скамейки возле кромки поля.
Рейтинг +42
Еженедельник «Футбол» продолжает публикацию материалов с представлением команд-участниц предстоящего Кубка конфедераций. На очереди сборная Австралии, которая едет в Россию на КК-2017 в ранге победителя Кубка Азии-2015.
Рейтинг +40
Встречайте первый выпуск новой рубрики! Вспоминаем знаковые номера отдельно взятого клуба, кто из легенд команды играл под данной цифрой долгое время и оставил добрую память. Сегодня в выпуске – семёрки Ливерпуля.
Рейтинг +9
Рейтинг +35
www.sports.ru
Прошло сто лет с тех пор, как были запрещены первые наркотики, и в течение этого долгого века войны с наркотиками наши учителя и правительство создали для нас историю о наркомании. Эта история настолько глубоко укоренилась в нашем сознании, что мы стали принимать ее как должное. Она кажется очевидной. Она кажется правдой.
Для своей книги «Преследуя крик» Йохан Хари проделал в путь длиной в 30 000 миль и выяснил, что на самом деле является причиной яростной войны с наркотиками. В течение своего путешествия он понял, что большая часть того, что нам говорили о наркотиках, — неправда, а также, что есть совсем другая правда, если, конечно, мы готовы ее услышать.
Йохан Хари, «Преследуя крик: первые и последние дни войны с наркотиками»
Автор с раннего дества пытался раскрыть для себя природу зависимостей: что заставляет людей зацикливаться на наркотиках или поведении, которое они не могут контролировать? Как мы можем помочь этим людям вернуться в нормальное состояние? Если попробовать определить причину нарковзависимости, самым очевидным ответом, который сразу придет в голову, будут сами наркотики. Представьте, что двадцать человек, встреченных нами на улице, принимают очень сильный наркотик в течение двадцати дней. В этих препаратах есть очень сильные химические «крючки». Так что, если бы они захотели остановиться на двадцать первый день, то испытывали бы жуткую тягу к веществу. Вот что значит наркозависимость.
Одно из первых исследований, доказывающих эту теорию, было проведено на крысах в 1980-е годы. Крысу закрывали в одиночестве в клетку, где стояли две бутылки. В одной из них была вода, в другой — вода с примесью героина или кокаина. Почти в каждом эксперименте крыса, попробовавшая воду с наркотиком, возвращалась к ней снова и снова, пока не убила себя. Но в 1970-х годах профессор психологии Университета Ванкувера Брюс Александр заметил некоторую странность этого эксперимента. Крыса была помещена в клетку в одиночестве. «Что бы произошло, — подумал он, — если бы мы попробовали по-другому?» Так профессор Александр построил Крысопарк. Это что-то наподобие парка развлечений для крыс: с цветными шариками, лучшей крысиной едой, туннелями и несколькими друзьями. Словом, все, о чем крыса может только мечтать.
Те крысы, которые были изолированы и несчастны, стали тяжелыми наркоманами. Ни одна из счастливых крыс не попала в зависимость.
В Крысопарке все крысы, разумеется, попробовали воду из обеих бутылок, потому что они не знали, что в них. То, что произошло дальше, оказалось совсем неожиданным. Крысам вода с наркотиками не понравилась. Они в основном избегали ее, употребляя меньше четверти наркотиков от той дозы, которая доставалась их изолированным собратьям. Ни одна из счастливых крыс не умерла. Те крысы, которые были изолированы и несчастны, стали тяжелыми наркоманами. Ни одна из счастливых крыс не стала.
В человеческом мире одновременно проходил аналогичный, подтверждающий те же факты «эксперимент». Он назывался войной во Вьетнаме. Журнал Time сообщал, что американские солдаты «ели героин как жевательную резинку». Этому есть веские доказательства: 20% американских солдат стали героиновыми наркоманами, по данным исследования, опубликованного в Archives of General Psychiatry. Многие люди были в ужасе: они понимали, что после окончания войны домой вернется огромное количество наркоманов. Но, по данным того же самого исследования, 95% наркозависимых солдат просто завязали. После смены ужасной клетки на приятную наркотики стали больше не нужны.
Профессор Александр утверждает, что это открытие бросает вызов как точке зрения правых, которые утверждают, что наркомания является результатом морального падения из-за того, что люди слишклм любят весело проводить время, так и либеральной точке зрения, в рамках которой наркомания считается болезнью атакованного химией мозга. По факту, считает ученый, наркомания — это адаптация. Это не вы. Это ваша клетка.
После первого этапа Крысиного парка профессор Александр продолжил свои ранние эксперименты, в ходе крысы содержались в одиночестве и насильно пичкались наркотиками. Он давал им препараты в течение 57 дней — времени, достаточного, чтобы «подсесть». Затем он достал крыс из одиночных клеток и поместил в Крысопарк. Сначала крысы немного подергались, но вскоре прекратили употреблять наркотики и вернулись к нормальной жизни. Хорошая клетка спасла их.
Вы можете быть зависимым от азартных игр, но никто не подумает, что вы вкалываете себе карты в вену. Вы можете быть зависимым от чего-то без всяких химических крючков.
Другой пример эксперимента, который происходит вокруг нас, и участниками которого вы можете стать сами в один прекрасный день. Если вы займетесь бегом и сломаете ребро, вам, вероятно, пропишут диаморфин — медицинское название героина. В госпитале вас будут окружать люди, которые так же долго принимают героин для облегчения болей. Героин, который вы получите от врача, будет более чистым и эффективным, чем тот, что принимают наркоманы на улицах. Те получают его от дилеров, которые добавляют примеси в наркотик. Итак, если старая теория о наркомании верна, — препараты, вызывающие ее, очевидно, заставят ваше тело нуждаться в них. Тогда множество людей, выходящих из больницы, должны сразу отправляться на улицы, чтобы не расставаться со своей привычкой.
Но странная вещь: этого почти никогда не происходит. Как объясняет канадский доктор Гейбор Мейт, те, кто употребляет медицинские наркотики, просто перестают это делать, — несмотря на месяцы использования. Тот же самый наркотик, используемый в течение того же промежутка времени, превращает людей, употребляющих «уличную версию», в тяжелых наркоманов, но люди в больнице наркоманами почти никогда не становятся.
Уличные наркоманы — как крысы в первой клетке: изолированные, одинокие, с единственным источником утешения. Пациенты больницы — как крысы во второй клетке. Они возвращается домой, где будут окружены людьми, которых они любят. Наркотик тот же, но окружающая среда отличается.
Это дает нам мысль гораздо более глубокую, чем просто необходимость понять наркоманов. Профессор Питер Коэн утверждает, что человеческие существа имеют глубокую потребность соединяться и образовывать связи. Так мы достигаем удовлетворения. Если мы не можем связаться друг с другом — то привязываемся к чему-то, что можем найти: к звуку рулетки в казино или ритуалу употребления наркотиков. Коэн считает, что мы должны перестать говорить о «наркомании», заменив ее словом «привязанность». Героиновая наркоманка привязана к героину, потому что она не может полностью быть привязана к чему-то еще. Так что противовес наркомании — это не воздержанность. Это связи с людьми. Вы можете быть зависимым от азартных игр, но никто не подумает, что вы вкалываете себе карты в вену. Вы можете быть зависимым от чего-то без всяких химических крючков.
Каждый согласится, что привычка курить, — наиболее распространенная зависимость. Химические крючки в табаке базируются на наркотике под названием «никотин». Поэтому с появлением в начале девяностых никотиновых пластырей многие испытали приступ оптимизма: теперь курильщики смогут получить все от химических крючков без негативных (даже смертельных) последствий. Они будут освобождены.
Однако Управление государственной службы здравоохранения США установило, что только 17,7% курильщиков могут бросить свою привычку с помощью пластырей. Но это еще не все. Если химические вещества влияют на 17, 7% наркомании, то это по-прежнему миллионы рарзрушенных жизней. То, что доказывает исследование, — химические причины наркомании весьма реальны, но они являются лишь верхушкой айсберга.
Это должно оказать огромное влияние на войну человечества с наркотиками. Ведь эта грандиозная война основана на утверждении, что мы должны физически уничтожить целый ряд химических веществ, оккупирующих мозг человека и вызывающих зависимость. Но если не только наркотики ведут к наркомании? Если к ней ведет отсутствие связей с людьми? Есть альтернатива. Можно построить систему, созданную для того, чтобы помогать наркоманам восстанавливать связь с миром и оставлять позади их зависимость.
Если мы не можем связаться друг с другом — то привязываемся к чему-то, что можем найти: к звуку рулетки в казино или ритуалу употребления наркотиков.
Португалия была одной из худших стран в Европе в плане приема наркотиков. Один процент населения сидел на героине. Правительство ппробовало развязать официальную войну с наркотиками, но проблема лишь усугубилась. Тогда португальцы решили сделать нечто совсем иное: отменить уголовную ответственность за наркотики и направить деньги, которые тратились на арест и содержание наркоманов в тюрьмах, на их социализацию. Результаты этого мы можем наблюдать в настоящее время. Независимое исследование, проведенное British Journal of Criminology, доказало, что после тотальной декриминализации уровень наркомании в Португалии упал, а употребление инъекционных наркотиков снизилось на 50%. Декриминализация имела такой успех, что лишь очень немногие в Португалии хотели бы вернуться к старой системе.
Эта тема касается всех нас, поскольку заставляет нас думать по-другому о самих себе. Человеческие существа — связанные между собой животные. Нам нужна связь и любовь. Но мы такую создали окружающую обстановку и культуру, что отрезали самих себя друг от друга, предложив взамен лишь пародию под названием «интернет». Рост зависимостей — это симптом более глубокой болезни, касающейся всего нашего образа жизни, в рамках которого мы уделяем больше внимания предметам, которые можно купить, чем живым людям вокруг себя. Писатель Джордж Монбио назвал это «веком одиночества». Мы создали общества людей, где для человека проще быть отрезанным от своих собратьев, чем когда-либо раньше.
theoryandpractice.ru
Харри Холе — главный герой серии романов Ю Несбё, блестящий детектив и алкоголик с тяжелым характером. К выходу новой, одиннадцатой книги о нем на русском языке, которая называется «Жажда», «Горький» подготовил досье на Харри Холе.
1. Внешность
Описание внешности своего любимого героя Несбё обычно дает в начале каждой книги, часто — глазами других героев: он кажется им холодным, «острым», уставшим, многие с первого взгляда подмечают его пристрастие к алкоголю. Так Харри видела его бывшая коллега Катрин Братт в «Полиции», предпоследней книге о норвежском полицейском: «Катрине Братт он совсем не казался страшным. Не красавчик, конечно, во всяком случае не в традиционном понимании этого слова, скорее то, что англичане называют acquired taste. Голос его был все таким же глубоким, теплым, с нотками усталой хрипотцы». В первых книгах Несбё описывал внешность Харри не столь подробно, однако в «Тараканах» — второй по счету книге — можно найти характерное описание героя:
Когда сквозняк из двери на время развеял дымовую завесу, двое полицейских увидели рослого мужчину, который сидел под старинной картиной с изображением Акерской церкви. Его светлые волосы были острижены так коротко, что торчали ежиком, а трехдневная щетина на худом запоминающемся лице отливала сединой, хотя мужчине вряд ли было сильно за тридцать. Он сидел в полном одиночестве, выпрямившись, не снимая короткого пальто, словно в любую секунду мог подняться и уйти. И словно кружка пива, стоящая перед ним на столе, была для него не удовольствием, а работой, которую предстояло сделать.
(«Тараканы»)
Холе около сорока, он высокий, примерно сто девяносто три сантиметра ростом, достаточно худой, но держит форму. Бывали моменты, когда Харри выглядел хуже — уставшим, болезненно худым, с безжизненными глазами, — таким мы его встречаем, например, в «Призраке», когда он возвращается из Гонконга.
Нарисовать портрет знаменитого полицейского в 2012 году попытался художник норвежской газеты «VG» Харальд Нюгорд. В течение более 30 лет Нюгорд рисовал портреты преступников со слов свидетелей для полиции Норвегии. Художник написал портрет после подробного изучения описаний Харри, которые встречаются в романах. Особое внимание он уделил его глазам, поскольку Несбё обращает на них отдельное внимание в книгах: уставшие, налитые кровью, пустые, сияющие. Герой Несбё немногословен, но производит большое впечатление:
Она не понимала, как человек с таким медленным пульсом, который мог целые дни, почти не разговаривая, проводить в собственном мире, где могло не происходить никаких событий, внезапно переключался и получал от жизни все — каждую секунду, каждую ее частичку, каждую трепещущую десятую и сотую долю. Всего несколькими словами, произнесенными спокойным хриплым голосом, он мог выразить больше эмоций, информации, удивления, глупости и разумности, чем все встреченные ею болтуны выражали в течение обеда из семи блюд. И потом, этот взгляд. Спокойный, почти стеснительный взгляд обладал способностью держать человека в напряжении, вынуждал его быть.
(«Полиция»)
2. Детство
Ранние годы жизни Харри провел в Уппсале. Его мать была урожденной саамкой и умерла, когда Холе было всего двадцать лет. С отцом, Улавом Холе, у Харри никогда не было близких отношений, в отличие от его младшей сестры Сес, которую Холе ласково называет Сестреныш, с синдромом Дауна. Он очень любит ее, гордится ее успехами. Сестреныш — самый близкий человек для Харри, и, хотя они общаются не каждый день, она всегда знает, что на самом деле чувствует ее брат, даже если он сам себе в этом не сознается.
С самого детства Холе дружит с Эйстейном Эйкеландом, который в романах предстает перед нами водителем такси. Эйнстейн не раз появляется в романах, помогая Харри в расследованиях.
3. Женщины
Интересно, что, несмотря на свой брутальный вид, опасную работу и недостатки, Харри пользуется большой популярностью у женщин. Он не красавец, но обладает особым шармом, перед которым сложно устоять. Холе редко когда делает первый шаг: зачастую это связано с тем, что Харри считает своей главной любовью профессию и понимает, что совмещать семейный быт и работу следователя практически невозможно. Женщинам же он кажется обворожительно брутальным, а его неразговорчивость и отрешенность делают его в глазах противоположного пола еще загадочнее и интереснее.
Первой возлюбленной Холе стала Биргитта Энквист, которую он встретил в Австралии («Нетопырь»). Следующая дама сердца — Руна Мольнес, которую он встретил в Бангкоке («Тараканы»). Что примечательно, все героини, связанные с Холе романтическими отношениями, погибали или попадали в ситуации, где их жизни угрожала смертельная опасность.
Отдельно стоит сказать о главной женщине в жизни норвежского полицейского — Ракель Фёуке. Холе даже воспитал ее сына Олега как собственного: он со школьных лет заботился о нем и навсегда связал себя с мальчиком узами крепкой дружбы (с самого детства Харри и Олег соревнуются, играя в тетрис, это становится своеобразным символом их связи). Во взрослом возрасте, когда Олег вырастает и попадает в сложную ситуацию, Холе бросает все свои дела и едет прямиком из Гонконга спасать его.
Харри и Ракель знакомятся в «Красношейке», и до последних страниц десятой книги читатель с волнением наблюдает за тем, как складываются непростые отношения полицейского и любви всей его жизни. Из-за тяжелого характера и одержимости Харри преступлениями они не раз расставались, находили себе других, однако всегда сходились заново. Несмотря на все сложности, эту историю ждал счастливый конец — в последней книге они встречаются у церковного алтаря:
Песня закончилась, и священник начал читать свадебные обещания: «Обязуешься ли ты любить и уважать ее…» — но они с Ракелью, нарушив сценарий, так и стояли лицом друг к другу, и Харри знал, что никогда ее не отпустит, независимо от того, сколько ему сейчас придется соврать, независимо от того, что невозможно пообещать любить другого человека до смерти. Он надеялся, что священник скоро заткнется и он сможет произнести «да», радостно бившееся в его груди.
(«Полиция»)
4. Травмы
За время работы полицейским Харри не раз оказывался в опасных ситуациях, буквально на грани жизни и смерти. Каждый из этих случаев оставил шрам, особый отпечаток, напоминающий о событиях прошлого. В последней книге, когда Холе решает отойти от оперативной работы и начинает преподавать в полицейской академии, мы видим его на лекции глазами Катрин Братт: «Катрина заметила, что, помимо шрама, тянущегося от уголка рта к уху, у него появилось два новых. Один был похож на удар ножом в шею, а второй вполне мог быть оставлен пулей, вошедшей в череп на уровне брови».
– В «Снеговике» Харри теряет указательный палец правой руки, вместо которого у героя теперь титановый протез.– В «Леопарде» полицейскому пришлось сломать себе челюсть и распороть щеку гвоздем, чтобы освободиться от «леопольдова яблока» — смертельного орудия для пыток.– На шее у Холе присутствует несколько шрамов от нападения киллера в баре (роман «Призрак»).– В том же «Призраке» Харри стреляют в голову, и на месте попадания пули также остался след.
5. Враги
На протяжении десяти романов бескомпромиссный Харри постоянно наживает врагов. Одним из главных и «достойных» норвежского полицейского врагов является Том Волер, работающий в полицейском управлении Осло. Он желает смерти Харри и даже похищает Олега, пытаясь убить главного героя Несбё. Лишь хитрость и холодный разум Холе помогают ему избежать гибели. Вторым и одним из самых опасных врагов становится Снеговик, серийный убийца: он не только чуть не убил Холе, но и подверг серьезной опасности его близких. Микаэль Бельман, глава Крипоса, Национальной службы уголовного розыска, также считает Харри занозой, мешающей его работе. Он не раз лишал Харри полномочий и всячески подставлял его, стараясь выгнать из полиции. Трульс Бернтсен, правая рука Микаэля Бельмана, ненавидит Харри и относится к нему с пренебрежением. Однако есть черта, объединяющая всех врагов Холе: все они, хоть и неохотно, но признают его интеллектуальные способности. Что примечательно, Холе также относится к некоторым из своих злейших врагов со странным уважением и даже жалостью. Так, например, одному из них он помогает покончить с собой, избавив его от мучений тяжелой болезни.
6. Друзья
Кроме друга детства Эйстейна Эйкеланда, Холе нашел близких по духу людей во время работы в полиции Осло. Столе Эуне, Джек Халворсен, Беата Лённ, Катрин Братт, Бьёрн Хольм — коллеги Харри, которые навсегда стали его друзьями. Они принимают его со всеми недостатками и сложностями, не раз нарушая законы и правила ради раскрытия преступлений: тайно пробивают номера обычных людей и полицейских по базе данных, взламывают почту, помогают Харри, даже когда он забирает с собой заключенного и бросается в бега. Коллеги Холе, не раз оказываясь под его влиянием, меняются сами. Вот что думал один из близких друзей Холе, психиатр Столе Эуне:
Скучал ли он по составлению психологических портретов больных душ, совершавших такие страшные преступления, что он порой лишался сна, а если ему в конце концов удавалось уснуть, то его будил телефонный звонок от Харри Холе, требовавшего немедленных ответов на невозможные вопросы? Скучал ли он по тому, как Харри Холе превратил его в подобие себя самого, в изголодавшегося, невыспавшегося, параноидального охотника, который мог обругать любого, кто мешал его работе над тем единственным, что он сам считал важным, и который медленно, но верно отталкивал от себя коллег, родных и друзей? Да, черт возьми, он скучал по всему этому.
(«Полиция»)
Интересно, что Харри сохраняет хорошие отношения со своими бывшими и действующими начальниками — Бьярне Мёллером и Гуннаром Хагеном. Не раз угрожая увольнением, они всегда прощали Харри его выходки, поскольку понимали, что он уникальный сотрудник. Как сказал о нем Хаген в романе «Призрак»: «Ты был лучшим. Худшим и лучшим». Манере общения Харри с друзьями и коллегами свойственен сарказм. Его близкие не раз отмечали нелюдимость главного героя романов:
— В последние годы значительно снизилось количество умерших от передоза. Цены взлетели, потребление упало. Городские власти получили то, о чем просили. Осло больше не самый героиновый город в Европе. — «Happy days are here again». Харри сложил руки за головой и вытянулся так, что чуть не соскользнул со стула. Хаген вздохнул: — Ты не сказал мне, что привело тебя в Осло, Харри. — Разве не сказал? — Нет. А если точнее, что привело тебя сюда, в убойный отдел. — Разве не принято навещать бывших коллег? — Да, у других, нормальных, социально адаптированных людей.
(«Призрак»)
7. Путешествия
Харри много путешествует не только по Норвегии, но и по всему земному шару — Австралия, Таиланд, Гонконг. Последний стал ключевым в биографии знаменитого полицейского, ведь именно туда он сбегает каждый раз, когда решает бросить работу и скрыться от прошлого. И каждый раз из Гонконга Холе приходится возвращаться домой в Норвегию по долгу службы. Так, в «Леопарде» глава полиции даже посылает туда одну из коллег, Кайю Сульнес, на поиски Холе. Холе отказывается возвращаться, аргументируя это тем, что он, алкоголик и наркоман, не самый лучший человек для работы в полиции Осло:
Он загасил сигарету. — Вот вы и узнали, что вам было надо, Кайя Сульнес. — Что мне было надо? — она наморщила лоб. — Не понимаю. — А разве не так? — он встал. — А вы что, думали, я треплюсь про опиум и про долг, потому что я такой весь из себя одинокий норвежец, встретивший соотечественницу? Она не ответила. — Я рассказал все это для того, чтобы вы поняли: я не тот, кто вам нужен. И чтобы вы могли возвращаться домой с чувством исполненного долга. Чтобы у вас не было больше проблем на лестницах, а я мог спать спокойно, не боясь, что вы приведете моих кредиторов прямо ко мне. Она посмотрела на него. Лицо жесткое и аскетичное, а глаза смеются, не стоит, мол, воспринимать все так уж всерьез. Или, точнее сказать: плевать, мол, он на все хотел.
(«Леопард»)
И все же Холе возвращается в Норвегию, хоть и под другим предлогом — из-за болезни отца. Он долго твердит своему начальнику в Осло, что не станет больше заниматься расследованиями, однако, естественно, не сдерживает своего обещания и решает помочь полиции.
8. Алкоголь
Ни для кого не секрет, что Холе весьма неравнодушен к спиртным напиткам, в особенности к виски. Его любимый напиток — Джим Бим. Из-за алкоголизма Харри не раз пытались выгнать с работы, от него уходили женщины. Однако его внутренние «псы», «жаждущие волшебного снадобья», не раз ломали судьбу героя и разрушали его мир — его бросали женщины, а однажды, в «Немезиде», он едва не был осужден за убийство, потому что находился в состоянии опьянения и сам не помнил, совершил ли он то, на что указывают улики. Коллеги Холе не раз находили его в любимом пабе «Шрёдер», где тот прятался от проблем, с которыми не мог справиться:
— Пьешь? — внезапно рядом с ним материализовалась Катрина. — Это последний стаканчик, — пообещал Харри, чувствуя, что язык во рту уменьшился и сделался мягким и послушным. Обычно выпивка только улучшала его артикуляцию. Вот почему его трудно было уличить в пьянстве. Собственно, поэтому его до сих пор не вышвырнули с работы. — Это не последний, — ответила Катрина. — Это только начало. — Садись, пять.
(«Снеговик»)
9. Характер
Что касается характера Холе, то он весьма неоднозначен. С одной стороны, Харри можно было бы назвать отрицательным персонажем: он алкоголик, много курит, не раз нарушал закон. Он одержим своей работой, из-за чего множество раз страдала его личная жизнь и дорогие ему люди. С другой — Харри весьма сильная личность. Моральные принципы и правда — вот то, что по-настоящему важно для него. Ради справедливости Холе готов жертвовать жизнью. Он по-настоящему добр, что особенно проявляется в одном из эпизодов, где Холе хочет убить одного из своих врагов. Он приезжает с настроем убить его, однако, понимая, что не имеет твердых доказательств, он не только не убивает его, но и спасает ему жизнь, рискуя своей, когда они оказываются в опасном положении. Харри всегда смотрит своим страхам в лицо и заставляет себя бороться с ними:
Отец продолжал говорить. О Сестреныше и Харри, какой хорошей и милой была Сестреныш. И какая у Харри была невероятная сила воли. Что он боялся темноты, но никому не хотел об этом говорить, и когда они с матерью иногда подходили к его двери, то слышали, как он то плачет, то ругает невидимых чудовищ. Но войти в комнату и успокоить, утешить его родители не могли. Иначе он пришел бы в ярость и стал кричать, чтобы они убирались.
— Ты всегда считал, Харри, что сражаться с чудовищами надо только самому.
(«Леопард»)
С религией у Харри сложные отношения. Сам герой признается, что он весьма циничен и мрачно смотрит на окружающий мир:
— У меня проблемы с религией, которая утверждает, что вера как таковая — входной билет в Царствие Небесное, а стало быть, идеал — это способность манипулировать собственным разумом, заставив его принять неприемлемое для рассудка. По сути, та же модель интеллектуального подчинения, какую использовали все диктатуры во все времена, идея высшего разума, которая не подлежит доказательству. — Философское замечание, инспектор. И вы, разумеется, не первый сделали такой вывод. Тем не менее люди куда более умные, чем вы или я, веруют. Вам это не кажется парадоксальным? — Нет, — сказал Харри. — Я встречаю множество людей, которые гораздо умнее меня. Иные из них отнимают человеческие жизни по причинам, непонятным ни мне, ни вам.
(«Спаситель»)
10. Страхи
Чаще всего в романах Несбё боятся тьмы, настоящей и метафорической. Этот страх тянется с самого детства Харри:
Спустилась ночь, когда Харри наконец вполз в кухню. Бабушка обняла его и сказала, что отец, дед и все взрослые с соседних хуторов вышли на его поиски. — Где же ты был? — В лесу. — Так ты что же, не слышал, как мы тебя звали? Все это время мы кричали: «Харри! Харри!» Сам он этого не помнил, но ему много раз рассказывали, как он ответил, сидя на дровяном ящике возле печи, дрожа от холода и уставив невидящий взгляд куда-то вбок: — Я думал, это не наши меня зовут. — Не наши? А кто же тогда? — Те, другие. Бабушка, а ты знаешь, что у тьмы есть вкус?
(«Снеговик»)
На протяжении всей жизни Холе приходится сталкиваться с тьмой, которую он встречает в мире (или внутри себя?):
В это мгновение Харри вновь посетило пережитое в концертном зале «Спектрум» чувство: показалось, что за ним кто-то наблюдает. Он инстинктивно зажмурился, и тьма черным ковром набросилась на него. Он затаил дыхание и прислушался. Не надо, подумал он. Не трусь. Зло не материально, его нельзя потрогать. Зло — это не сущность. Наоборот, это отсутствие сущности. Отсутствие добра. Если уж здесь кого и можно бояться, так это тебя самого.
(«Снеговик»)
Кроме этого, Холе боится серьезных отношений и обязательств. Этот страх также продиктован профессией героя — он боится подвергнуть опасности дорогих ему людей и потому зачастую вовсе отказывается от отношений.
gorky.media
Романы Ю Несбё о Харри Холе – сложносочиненные конструкции с замысловатой внутренней инженерией. Захватывающие расследования запутанных убийств и динамично развивающиеся события – сюжеты этих книг идеально вписываются в безостановочное движение современного мира. При всей злободневности текстов Ю Несбё секрет мирового успеха его книг во многом связан с харизматичным и противоречивым главным героем – гениальным детективом Харри Холе.
Харри Холе – лучший следователь полицейского управления Осло, бунтарь, скандалист, упрямец и алкоголик. Антигерой, которому невозможно не симпатизировать. Легенда ословской полиции, он раскрывает самые безнадежные дела, но не всегда использует для этого чистые и законные методы, из-за чего не пользуется большой популярностью среди коллег. Не самый симпатичный и не самый счастливый человек, уродливый красавец, несговорчивый умница, талантливый аутсайдер – Харри Холе соткан из противоречий и недосказанностей.
Перед вами краткий путеводитель по жизни и делам Харри Холе и по изумительным триллерам Ю Несбё о нем.
Харри окончил Полицейскую академию с оценками немного выше среднего. Прошел курсы ФБР в Чикаго по серийным убийствам.
В романе «Полиция» начинает сам преподавать в Полицейской академии и становится легендой не только среди коллег, но и среди студентов.
Вредные привычки Харри Холе — такая же неотъемлемая его часть, как и гениальная способность распутывать самые сложные дела. Харри зависим от алкоголя, никотина и адреналина. Виски «Джим Бим» он называет своим верным другом, но это дружба-вражда: как только Харри начинает пить, остановиться ему трудно.
Любимый бар Холе — «Шрёдер». Он похож одновременно и на классический английский паб, и на курилку пассажирского парохода: коричневые стены, стеклянный потолок, диваны, пейзажи старого Осло, дешевые пластиковые столы и необязывающая атмосфера — идеальная для одиночки.
Методы расследования Харри Холе далеки от классических и не всегда гуманны. Зато действенны.
• Никогда не думать о том, что именно ищешь. Очистить разум. И думать только о том, что находишь: почему оно там оказалось, должно ли оно быть там? А если не должно, откуда взялось?
• На допросе раздражать, даже злить и запугивать подозреваемых. Так они могут выдать свои тайны.
• Листать на допросе пустой блокнот, чтобы сделать вид, что что-то там ищешь. Это раздражает собеседников.
• Обращать внимание на запахи.
• Дробить информацию на маленькие порции. Разбирать и собирать мозаику снова и снова, пока не сложится.
«Заповеди» Харри ХолеНесбё рассказывает, что у Харри есть свод из десяти «заповедей» для следователей. Правда в книгах упоминается только половина из них:
Заповедь №1. Ищите мужчину. Всегда виноват муж.
Заповедь №3. 95% времени полиция ищет не в том месте.
Заповедь №4. Нужно научиться любить эти 95% поиска.
Заповедь №5. Начинайте искать там, где есть свет.
Заповедь №6. Всегда фотографируйте людей, которые пришли посмотреть на место преступления.
Заповедь №. Прежде чем ступить на место происшествия, надо выбросить из головы все мысли, чтобы освободить место для самого ценного первого впечатления.
Хотя Харри и чувствует себя одиноким, на самом деле он не один. В расследованиях ему помогает целаякоманда:
Бьярне Мёллер — руководитель убойного отдела, первый начальник Харри. Несмотря на сложный характер своего подчиненного, хорошо к нему относится. Считает Харри лучшим следователем отдела и худшим госслужащим. Высокий и тощий.
Гуннар Хаген — второй начальник Харри. Как и Мёллер, закрывает глаза на недостатки Холе и не мешает ему работать. Среднего роста, худой, с косматыми бровями и густыми волосами, но с лысиной посередине головы.
Эллен Йельтен — напарница Харри. У нее хорошая интуиция. Следит за тем, чтобы он не пил. Молодая девушка с кукольным смазливым личиком.
Джек Халворсен — инспектор убойного отдела. Белобрысый парень с простодушным мальчишеским лицом.
Беата Лённ — криминалист. У нее хорошо развита область мозга, отвечающая за память на лица, поэтому она навсегда запоминает лица всех людей, которых когда-либо видела. Миниатюрная, очень бледная.
Магнус Скарре — один из самых молодых полицейских в отделе. Заносчивый, амбициозный. Невысокий крепыш, в прошлом гимнаст.
Бьёрн Хольм — криминалист. Из провинции, с говором. У него круглое лицо, круглые глаза и огненно-рыжие бакенбарды.
Катрина Братт — следователь, напарница Харри. Отлично умеет собирать информацию. Настоящая красавица, темноволосая, с тонким бледным лицом.
Столе Эуне — психолог, консультирует полицейских, объясняет им образ мышления преступников. Заодно пытается помочь Харри бросить пить. Полный, с двойным подбородком. Носит твидовый пиджак.
Том Волер — инспектор полиции. Умный, карьерист. Ведет двойную игру, Харри ему не доверяет и считает расистом и «мешком с дерьмом».
Микаэль Бельман — в книгах Несбё впервые появляется как комиссар норвежской криминальной полиции (КРИПОСа). Быстро движется по карьерной лестнице. Постоянно вставляет Харри палки в колеса. Женственно красив.
Трульс Бернтсен — школьный друг Бельмана. Выполняет за него всю грязную работу. Кажется глупым, но на самом деле не так прост. В глубине души таит обиду на весь мир. Получил прозвище «Бивис» за сходство с героем мультфильма.
Олег Фёуке – сын Ракель. Харри относится к нему как к собственному сыну, а Олег любит Харри как отца. Ракель и Олег – «уязвимые места» Харри Холе, чем не раз пользовались его враги.
Сес Холе (Сестреныш) — младшая сестра Харри. У нее синдром Дауна, но она живет самостоятельно.
Улав Холе — отец Харри. Бывший преподаватель. Между ним и сыном нет взаимопонимания. Мать умерла, когда Харри было 20 лет, и с тех пор отец с сыном не находят общего языка.
Эйстейн Эйкеланн — друг детства Харри, таксист по профессии, хакер по совместительству. Алкоголик.
Валенок — друг детства Харри. Алкоголик, карточный игрок. Мастерски читает лица соперников по покеру.
Группа Raga Rockers Дюк Эллингтон (Duke Ellington) Коул Портер (Cole Porter) Группа The Rolling Stones Группа Creedence Clearwater Revival Группа Lynyrd Skynyrd Группа Green On Red Группа The Dream Syndicate Группа Pixies Группа Police Стиви Уандер (Stevie Wonder) Игги Поп (Iggy Pop) и группа The Stooges Дэвид Боуи (David Bowie) Элвис Костелло (Elvis Costello) Фил Коллинс (Phill Collins) Стинг (Sting) Группа The Stone Roses
Жертва — гражданка Норвегии Ингер Холтер. Ее изнасиловали, задушили, а тело сбросили с обрыва. Харри Холе прилетает в Сидней, чтобы помочь в расследовании этого зверского убийства. Австралийская полиция не принимает его всерьез, а между тем дело гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Вскоре выясняется, что преступник уже убивал раньше. Каждый раз его жертвами становились девушки-блондинки.
Древние легенды аборигенов оживают, дух смерти распростер над землей черные крылья летучей мыши, и Харри, подобно герою, победившему страшного змея Буббура, предстоит вступить в схватку с коварным врагом, чтобы одолеть зло и отомстить за смерть возлюбленной.
Харри не был в Норвегии уже три года, но возвращается, чтобы расследовать убийство молодого наркодилера — на этот раз не как служащий полиции, а неофициально. Дело в том, что главный подозреваемый — Олег, сын его возлюбленной Ракель. Еще недавно Олег был милым ребенком, а теперь он уже неуправляемый тинейджер, живущий в сквоте и принимающий наркотики.
Пытаясь спасти сына Ракели от тюрьмы, Харри выходит на след могущественного наркокартеля. Ситуация осложняется еще и тем, что кто-то из полиции тайком помогает наркоторговцам заметать следы преступлений.
nesbe.azbooka.ru