В 1927 году советские власти предложили семнадцатилетнему комсомольцу Николаю Елизарову, китайцу по национальности, не возвращаться в Китай, а продолжить учебу в СССР. Предлагали так настойчиво, что Николай всё понял и согласился.
Мало того, он отказался от отца, и ТАСС распространил заявление: студент Университета трудящихся Востока Цзянь Цзинго (так его звали до приезда в СССР) отказывается от своего отца, военного руководителя партии Гоминдан, совершившего военный переворот и нарушившего союз с коммунистической партией.
Отец Николая, генералиссимус Чан Кайши, был человеком умным. Он понял: сделав такой шаг, сын спасает жизнь. Жизнь, которая началась очень бурно, в которой были самые неожиданные повороты и фантастические приключения, — закончилась… Впрочем, до ее конца было еще очень, очень далеко…
В советскую Россию Цзянь Цзинго приехал в 1925 году. Фамилию Елизаров, имя и отчество Владимирович ему дала сестра Ленина, Анна Ульянова-Елизарова, у которой Коля жил с 15 лет. За два года он успел немало: поступил в Университет имени Сунь Ятсена, выучил русский язык и… вступил в тайную организацию троцкистов. Идея мировой социалистической революции показалась ему привлекательней построения социализма в одной отдельно взятой стране.После того, как советские товарищи решили, что не стоит отпускать домой сына бывшего заклятого друга, а ныне проклятого врага, Цзинго-Коля продолжил учебу.
Он закончил военную школу особого назначения, потом — Казанское танковое училище, Военно-политическую академию в Ленинграде. Получив, академический диплом с отличием, в котором, как оказалось, не было ни малейшей нужды, Елизаров-Цзянь стал учеником слесаря на столичном заводе «Динамо». Наверху показалось, что это – слишком близко к Кремлю. И в мае 1931 года Цзяну предложили сменить жизнь и забыть всё, чему он учился целых шесть лет.
Его послали руководить колхозом в затерявшееся среди полей село Жоково, что в нынешнем Рыбновском районе Рязанской области, совсем рядом с есенинской родиной.
Под руководством Цзянь Цзинго, умного и талантливого организатора, колхоз встал на ноги. Через много-много лет, когда по российскому телевидению показывали передачу о Коле-китайце, который стал президентом Тайваня, жоковцы всей деревней сидели у телевизоров, и старики вспоминали своего председателя, хорошего человека, к которому всегда можно было прийти и сказать: «Так, мол, и так, Коля, посодействуй, чем можно…».
Но — очередной поворот судьбы, и наш герой намывал золото на приисках Алтая. Потом строил «Уралмаш», возглавлял самый крупный механический цех № 1, работал заместителем начальника отдела кадров. Затем Николай Елизаров исполнял обязанности редактора заводской многотиражки «За тяжелое машиностроение».
Однажды поздним зимним вечером 1933 года он возвращался домой и услышал крик о помощи. Кричала 17-летняя Фаина Вахрева, работавшая на заводе токарем. Она шла со смены, и какой-то хулиган преградил ей вход в общежитие…
Дальше все пошло по канонам классического китайского романа «спасение красавицы героем». А Фаина действительно была красавица, да еще спортсменка и комсомолка.
В отличие от романа, свадьбу сыграли не во дворце с паланкинами и балдахинами, а в общежитии — с картошкой и селедкой (на снимке – Фаина и «Николай»).
В 36-м Николай Елизаров написал письмо на имя вождя народов с просьбой разрешить ему вернуться на родину. Его немедленно выгнали с работы и лишили высокого звания кандидата в члены ВКП(б). Колю стали вызывать в НКВД, «уточняли» биографию, припоминали связи с троцкистами.
Колю вот-вот должны были арестовать, если бы… Если бы его папа из проклятого врага СССР снова не превратился бы в заклятого друга. Советское государство начало помогать Китаю отражать агрессию японцев, а Гоминдан снова «подружился» с компартией.
Воспользовавшись моментом, генералиссимус Чан Кайши потребовал вернуть ему сына, и с этим решили не спорить. В 1937 году, через двенадцать лет, Цзянь Цзинго вернулся домой. Чан Кайши был счастлив увидеть сына, невестку и внука. Он распорядился сыграть свадьбу еще раз – по всем древним китайским обычаям. Фаина стала Фанлян, «Чистая красавица», а «Коля Елизаров» навеки исчез. Об этом имени никто никогда не вспоминал.
Только разве… Ходили слухи, что когда тайваньские моряки захватили советский танкер, полный оружия для КНР, Цзян Цзинго позвонил Виктор Луи, «белоснежная ворона» советской журналистики – человек таинственный и непонятный. Он попросил Колю помочь советскому государству…
Цзян Цзинго в свое время был назначен руководителем III демократического союза молодежи, начальником группы спасения государства, членом комитета партии провинции Тайвань, министром обороны, заместителем начальника администрации, начальником администрации, председателем партии Гоминьдан, и, возглавляя министерство внутренних дел, подавил попытки прокоммунистических мятежей…
В 1975 году после смерти Чан Кайши выбран председателем ЦК и ЦИК Гоминьдана. В 1978 году избран президентом Тайваня, а в 1984 году переизбран на второй президентский срок. Во время правления Цзян Цзинго отменено военное положение, политика Тайваня пошла демократическим путем.
Кроме этого, при нём экономика Тайваня успешно развивалась, и он считался отцом «экономического чуда» в стране.
В январе 1988 года бывший председатель советского колхоза, президент Республики Китай (официальное название Тайваня) Цзянь Цзинго скончался. Жена, Вахрева Фаина Ипатьевна — Цзян Фанлян (в переводе на русский «чистая красавица») умерла 15 декабря 2004 года в Тайбее, в ветеранском госпитале, от рака легких. Было ей 88. На родину, на Урал, не приезжала никогда…
20:00, 17.12.2011 г. — VestiRegion.ru
vestiregion.ru
Чан Кайши | ||||||
лидер Гоминьдана Чан Кайши | ||||||
герб Чан Кайши как кавалера шведского ордена Серафимов | ||||||
| ||||||
должность учреждена; он Сунь Ятсен как Премьер-министр | ||||||
должность упразднена; он Цзян Цзинго как Председатель | ||||||
| ||||||
Сунь Ятсен | ||||||
Янь Цзягань | ||||||
| ||||||
Линь Сэнь | ||||||
должность упразднена | ||||||
| ||||||
Сун Цзывэнь | ||||||
Чжан Цунь | ||||||
| ||||||
Кун Сянси | ||||||
Сун Цзывэнь | ||||||
| ||||||
Ван Цзинвэй | ||||||
Кун Сянси | ||||||
|
ru-wiki.ru
|
ru.surnameanalysis.com
Чан Кай-ши — см. ниже главнокомандующий вооруженными силами Китая, генералиссимус Чан Кайши. Март 1945 года … Википедия
Чан Кай Ши — (1887 1975). Почетный член Исполкома Коминтерна. Глава (с 1927 г.) китайского гоминьдановского режима, свергнутого в результате революции Мао Цзе Дуна в 1949 г.; с остатками войск закрепился на о. Тайвань … 1000 биографий
ЧАН КАЙ-ШИ — Цзян Цзе ши (другое имя Цзян Чжун чжэн) (p. 31.X.1887), глава гоминьдановской клики, свергнутой в результате нар. революции в Китае в 1949 и бежавшей на о. Тайвань. Род. в г. Фынхуа пров. Чжэцзян в семье торговца. Окончил воен. академии в Баодине … Советская историческая энциклопедия
Чан Кай-ши — Цзян Цзе ши (31.10.1887, Фынхуа, провинция Чжэцзян, 5.4.1975, Тайбэй), глава гоминьдановского режима, свергнутого в результате народной революции в Китае в 1949. Из семьи торговца. Окончил военные академии в Баодине и Токио. В 1 й… … Большая советская энциклопедия
ЧАН КАЙ-ШИ \(Цзян Чжун-чжен\) — (р. 1886) реакционный политический и государственный деятель Китая. Ч. окончил военные академии в Баодин фу и в Токио. Участвовал в революции 1911, затем жил некоторое время в эмиграции в Японии. В 1924 был назначен начальником гоминдановской… … Дипломатический словарь
Цанн-кай-си, Фёдор Васильевич — Не следует путать с Чан Кайши. Фёдор Васильевич Цанн Кай Си (родился в 4 ноября 1929 года) один из крупнейших отечественных философов современности, профессор Владимирского государственного университета; доктор философских наук. Окончил… … Википедия
Цзян Цзэши — Чан Кай ши см. ниже главнокомандующий вооруженными силами Китая, генералиссимус Чан Кайши. Март 1945 года … Википедия
КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия
Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия
ВТОРАЯ ГРАЖДАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ВОЙНА 1927-37 в Китае — война трудящихся масс Китая под руководством компартии Китая (КПК) за свержение власти реакц. гоминьдана, являвшегося орудием порабощения народа помещиками, крупной компрадорской буржуазией и иностр. империалистами; один из периодов демократич.… … Советская историческая энциклопедия
marxism.academic.ru
|
ru.surnameanalysis.com
Чан Кайши́ (англ. Chiang Kai-shek, кит. трад. 蔣介石, упр. 蒋介石, пиньинь: Jiǎng Jièshí, палл.: Цзян Цзеши; 31 октября 1887 — 5 апреля 1975) — военный и политический деятель Китая, возглавивший партию Гоминьдан в 1925 году после смерти Сунь Ятсена; президент Китайской Республики, маршал и генералиссимус.
Согласно принятой в России системе китайско-русской транскрипции, его фамилия и имя должны записываться по-русски как «Цзян Цзеши». Однако так как информация изначально о нём попала в русский язык через переводы с западных языков, в которых транскрибировалась с южного диалектного произношения, то в русскоязычных источниках его фамилия и имя традиционно записываются как «Чан Кайши».
В традиционном китайском обществе человек обычно имеет много имён. При рождении Цзян Цзеши получил имя Жуйюань (瑞元), означающее «Благой первенец». В детстве у него было и другое имя — Чжоутай (周泰), означающее «тщательность, осторожность и надёжность». Когда мальчик начал учиться, то ему дали школьное имя Чжицин (志清), что означает «чистота помыслов, целей, устремлений». По окончании учёбы он получил от матери взрослые имена Цзеши (介石), означающее «непоколебимый как утёс», и Чжунчжэн (中正), означающее «занимающий центральное положение», «выбирающий золотую середину», «справедливый и правильный человек». Сам Чан Кайши предпочитал имя «Чжунчжэн», которым начал пользоваться с 1918 года, а имя «Цзеши» использовал в качестве псевдонима, издавая в Японии в 1922 году журнал «Цзюнь шэн»[5].
Чан Кайши родился в местечке Сикоу уезда Фэнхуа провинции Чжэцзян, примерно в 40 километрах от портового города Нинбо, расположенного южнее Шанхая. Согласно записям в книге семейной летописи он принадлежал к 28-му поколению рода Цзян, берущему начало от потомков Чжоу-гуна (мудрого правителя, которым восхищался сам Конфуций). Семья Чан Кайши жила в доме, который одновременно являлся и магазином: его отец — типичный сельский грамотей из старого китайского общества — был хозяином соляной лавки, бережливым, строгим и степенным. В возрасте 6 лет родители отдали его в частную школу, где он начал своё регулярное образование под руководством учителя Жэнь Цземая.[6]
В 1895 году отец мальчика умер, и семья стала испытывать серьёзные финансовые трудности. В 1899 году мать была вынуждена от сына в дом своего отца. В 15-летнем возрасте по настоянию матери он женился, его невесту звали Мао Фумэй, она была на 5 лет старше жениха.
Чан Кайши в японской военной форме, 1906 годВ 1903 году, в возрасте 17 лет Цзян Чжунчжэн поступил в школу в уездном городе Фэнхуа, где давали образование по европейскому образцу. Там он начал интересоваться политическими событиями, и выбрал свой жизненный путь, решив стать военным. В 1906 году он впервые приехал в Японию, где познакомился с революционерами, группировавшимися вокруг Сунь Ятсена. В знак своей решимости участвовать в антимонархической антиманьчжурской революции Цзян Чжунчжэн в апреле 1906 года, находясь в Токио, срезал свою косу и отослал её домой. Он хотел поступить в Японии в военное училище, однако его планы сорвались, и зимой он был вынужден вернуться на родину.
Летом 1907 Цзян Чжунчжэн прибыл в Баодин, где, выдержав огромный конкурс, поступил в военное училище на краткосрочные курсы подготовки офицеров Национальной армии Министерства обороны. В конце года он успешно сдал экзамены по японскому языку для желающих продолжить военное обучение в Японии. В 1908—1909 годах Цзян обучался в японском пехотном училище Синбу, в это же время он по рекомендации Чэнь Цимэя (один из соратников Сунь Ятсена) вступил в Тунмэнхой. По окончании училища Цзян Чжунчжэн был принят на военную службу в качестве кадета 19-го артиллерийского полка 13-й дивизии японской армии.
18 марта 1910 года у Цзян Чжунчжэна появился первый и единственный, официально считающийся родным сын, которому он дал имя Цзинго.
В 1911 году, после начала Синьхайской революции в Китае, Чан Кайши вернулся в Китай, где стал помогать Чэнь Цимэю разворачивать вооружённые действия в Шанхае и в Ханчжоу против цинских властей. Командуя авангардом, он проложил путь к столице своей родной провинции Чжэцзян — городу Ханчжоу. В награду за успехи в этой операции он был назначен командиром полка. Затем он помог Чэнь Цимэю поставить под контроль восставшую провинцию Цзянси.
В 1912 году в ходе борьбы за власть Чэнь Цимэй приказал Чан Кайши организовать тайное убийство Тао Чэнчжана — руководителя активной в то время в Шанхае и прилегающей к нему части Китая революционной организации. В связи с разразившимся скандалом Чан Кайши был вынужден бежать в Японию. Там он стал издавать журнал «Цзюнь шэн» («Голос армии») и занялся изучением немецкого языка, подумывая о поездке в Германию. Однако зимой он снова вернулся в Шанхай, помогал Чэнь Цимэю в борьбе против Юань Шикая, а потом вновь уехал в Японию. В 1914 году он по приказу Сунь Ятсена попытался организовать выступления против Юань Шикая в районе Шанхая и Нанкина, однако они оказались неудачными. После этого Сунь Ятсен направил Цзян Чжунчжэня в Маньчжурию. В Харбине Чан Кайши направил Сунь Ятсену памятную записку о неминуемости войны в Европе, а также предложил план свержения власти Юань Шикая. После начала Первой мировой войны он вернулся в Японию.
В 1915—1916 годах Чан Кайши принимал участие в вооружённых выступлениях против власти Юань Шикая в Шанхае. В ходе их он проявил большое личное мужество, и его имя приобрело известность среди сторонников Сунь Ятсена. Когда в 1916 году Чэнь Цимэй погиб от руки наёмного убийцы, подосланного Юань Шикаем, Чан Кайши фактически заменил его в роли ведущего военного деятеля из числа приверженцев Сунь Ятсена в Шанхае.
10 сентября 1916 года на свет появился мальчик, которого Чан Кайши впоследствии официально усыновил и назвал Вэйго. Есть версия, что Цзян Вэйго — внебрачный сын Чан Кайши и его японской подруги.
Чан Кайши в 1920 годуВ 1918 году Сунь Ятсен вызвал Чан Кайши в Гуанчжоу, где тогда находился центр революционных сил, и назначил его начальником оперативного управления. В октябре 1918 года он стал командующим второй колонной гуандунской армии и принял участие в боях против фуцзяньских войск. В 1919 году ему пришлось уйти с командных постов. Он некоторое время ездил между Японией и Шанхаем, а затем уехал в родные края, чтобы ухаживать за матерью. Его мать умерла в 1921 году в возрасте 58 лет. Вскоре после этого он был вызван Сунь Ятсеном и начал разработку планов Северного похода, то есть наступления армии из провинции Гуандун на север страны с целью покончить с её раздробленностью, объединить страну и создать центральное правительство Китайской республики.
В июне 1922 года гуандунский милитарист генерал Чэнь Цзюнмин поднял мятеж против Сунь Ятсена в Гуанчжоу. Чан Кайши вместе с Сунь Ятсеном укрылся на канонерской лодке «Юнфэн». Факт, что в трудную для Сунь Ятсена минуту Чан Кайши очутился вместе с ним, послужил причиной их сближения.
Сунь Ятсен во время визита в Академию Вампу 16 июня 1924 года. Стоят, слева направо: Хэ Инцинь, Чан Кайши и Ван БолинВ феврале 1923 года Сунь Ятсен вернулся в Гуанчжоу и назначил Чан Кайши начальником своего генерального штаба, а также сделал его членом военного комитета партии Гоминьдан. Встала задача создания собственных вооружённых сил партии Гоминьдан. В связи с этим, Сунь Ятсен направил Чан Кайши в Москву. В Москве Чан Кайши предложил план военных действий в Китае, составленный Сунь Ятсеном, который предполагал значительную помощь со стороны СССР. Вместо этого Москва предложила помощь в создании вооружённых сил партии Гоминьдан на её собственной базе в Гуанчжоу.
В 1924 году Сунь Ятсен принял решение об организации в Гуанчжоу на острове Хуанпу (на кантонском диалекте его название произносится как «Вампу») академии Вампу — будущей кузницы кадров для национальной революционной армии, подчиняющейся руководству партии Гоминьдан. Председателем комитета по подготовке к созданию этой школы был назначен Чан Кайши; в апреле он был назначен начальником военной школы Вампу и одновременно начальником генерального штаба. 16 июня состоялась торжественная церемония открытия. В июле Чан Кайши стал по совместительству начальником крепости Чанчжоу.
12 марта 1925 года в Пекине в возрасте 59 лет скончался Сунь Ятсен. В августе Чан Кайши получил пост командующего 1-й национальной революционной армией. В сентябре он был назначен командующим войсками Восточного похода, осуществлявшегося с целью объединения провинций Гуандун и Гуанси. Таким образом Чан Кайши стал самой сильной военной фигурой в партии Гоминьдан. В ноябре в результате ряда успешных военных операций вся провинция Гуандун оказалась под властью Национального правительства.
В 1926 году, на 2-м съезде партии Гоминьдан Китая Чан Кайши был избран членом Центрального исполнительного комитета (ЦИК), а на пленуме ЦИК — членом Постоянного комитета. На съезде Чан Кайши выступил с докладом о военном положении. Он отстаивал предложение о том, чтобы правительство предприняло Северный поход с целью объединения страны.
В начале 1926 года у Гоминьдана оказалось два лидера: военный — Чан Кайши, и гражданский — Ван Цзинвэй. Однако в мае Ван Цзинвэй неожиданно, сославшись на недомогание, уехал во Францию. В июне в руках Чан Кайши формально сосредоточилась партийная, государственная, военная и финансовая власть. В июле по болезни с поста председателя Постоянного комитета ЦИК ушёл Чжан Цзинцзян, и его место также занял Чан Кайши .
9 июля Чан Кайши вступил в должность главнокомандующего Национальной революционной армией, и немедленно начал Северный поход. Всего за полгода ему удалось добиться стабилизации обстановки в Юго-Восточном Китае. К ноябрю 1926 года армия под командованием Чан Кайши одержала верх над двумя из трёх основных противников. По воспоминаниям С. А. Далина, во время похода Чан Кайши не проявлял особой храбрости[7]:
В.К. Блюхер, главный военный советник Чан Кайши во время Северного похода, рассказывал мне, что неустойчивость верховного главнокомандующего проявлялась при первой же военной неудаче. Несколько раз, когда противнику удавалось нанести удар Национально-революционной армии и перейти в наступление, Чан Кайши пытался бежать с фронта. Не один раз его чуть ли не за руки держали, не допуская бегства, которое внесло бы моральное разложение в командный состав революционной армии. |
В декабре ЦИК партии Гоминьдан переехал из Гуанчжоу в Ухань, где образовался центр власти. Чан Кайши в противовес Ухани создал свой центр власти в Наньчане, где вместе с ним оказались вернувшийся к своим обязанностям председатель ЦИК Чжан Цзинцзян и исполняющий обязанности председателя Национального правительства Тань Янькай. Так возник раскол партии Гоминьдан.
В 1927 году войска Чан Кайши взяли Нанкин, где было создано новое Национальное правительство. Тогда же Чан Кайши начал открытую вооружённую борьбу против коммунистов под названием «кампании за наведение порядка и чистоты в собственном доме». В апреле 1927 года в результате сговора между Чан Кайши, руководством иностранных концессий Шанхая и главой Зеленой банды Ду Юэшэнем в Шанхае была учинена резня, в результате которой погибло около 4 тысяч коммунистов и им сочувствующих. В августе, в результате политических интриг, Чан Кайши объявил о своей отставке и об отходе от политической деятельности, после чего уехал сначала на родину, в провинцию Чжэцзян, а затем в Японию. Однако при этом он продолжал активную работу по развалу лагеря своих политических противников.
1 декабря 1927 года состоялось бракосочетание Чан Кайши и Сун Мэйлин (младшая сестра жены Сунь Ятсена). Первая супруга Чан Кайши — Мао Фумэй — добровольно выступила инициатором развода, на который Чан Кайши согласился.
4 января 1928 года Чан Кайши вернулся на пост главнокомандующего Национальной революционной армией и был назначен командующим силами Северного похода, который успешно завершил в июле того же года. 10 октября 1928 года Чан Кайши стал председателем Национального правительства Китайской республики.
В 1931 году Япония начала открытую интервенцию с целью захвата Маньчжурии. Чан Кайши оказался одновременно перед тремя противниками: внешней японской агрессией, выступлениями спорадического характера со стороны местных центров власти внутри самого Китая, и активной вооружённой борьбой Коммунистической партии Китая за власть в стране. Несколько лет ему удавалось лавировать между этими тремя напастями, однако в конце 1936 года, в результате «Сианьского инцидента», он был вынужден пойти на создание с КПК единого фронта борьбы против японских захватчиков.
Стремясь наладить сотрудничество с ведущими державами того времени в борьбе против Японии, Чан Кайши развивает сотрудничество одновременно с СССР и с Германией. Цзян Цзинго отправляется на учёбу в Москву, а Цзян Вэйго — в Мюнхен, впоследствии служит в танковых войсках вермахта.
7 июля 1937 года японские войска обстреляли мост Лугоуцяо (Мост Марко Поло) в окрестностях Пекина; так началась Японо-Китайская война 1937-45. Решением национального правительства Чан Кайши был назначен генералиссимусом Китайской республики. В конце 1938 года Ван Цзинвэй бежал к японцам и стал главой марионеточного китайского правительства; Чан Кайши пришлось воевать не только против японской армии, но и против армий, составленных из китайцев и подчиняющихся прояпонским правительствам.
Участвовал в Каирской конференции 1943 года.
20 мая 1948 года. Чан Кайши вступает в должность президента Китайской республикиПосле капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. и неудачных переговоров с КПК о создании коалиционного правительства с июля 1946 г. Чан Кайши руководил борьбой Гоминьдана с КПК в гражданской войне.
Вопреки антихристианским настроениям в Гоминьдане, желая жениться на Сун Мэйлин, генерал Чан Кайши согласился с условием, поставленным её матерью — принять христианство. Свадьба состоялась 1 декабря 1927, однако крещение в методистской церкви Чан Кайши принял лишь по прошествии почти трех лет — 23 октября 1930, перед этим тщательно исследовав христианское вероучение[8]. Впоследствии он регулярно выступал с проповедями и радиообращениями на христианские темы.
В 1951 Чан Кайши и его супруга Сун Мэйлин приняли участников миссионерской конференции, которая после этого стала регулярной. Правительство Гоминьдана тесно сотрудничало с христианскими миссионерами, используя их печать, радиостанции и школы для антикоммунистической пропаганды[9].
До сих пор на Тайване пользуется популярностью книга «Сладкий источник в пустыне» (Хуанмо ганьцюань), представляющая собой перевод книги американской писательницы Летти Кауман[en] «Streams in the Desert» с комментариями «анонимного китайского христианина», автором которых является Чан Кайши, читавший её с июля 1944[8].
Почтовая марка Китая 1945 года, посвященная инаугурации Чан КайшиПосле поражения Гоминьдана в 1949 Чан Кайши возглавил правительство и Гоминьдан на Тайване. Президент (1950) и Верховный главнокомандующий вооружённых сил Китайской Республики (как официально называется государство на Тайване). До начала 1970-х годов пользовался поддержкой США и многих (но далеко не всех) их союзников как единственный законный правитель всего Китая. Долгое время представители режима Чан Кайши занимали в Совете Безопасности ООН китайское место, однако 25 октября 1971 в Совет Безопасности был введён представитель КНР.
Как глава Китайской Республики и Гоминьдана Чан Кайши активно участвовал в создании международных антикоммунистических союзов — Антикоммунистической лиги народов Азии (АЛНА), Всемирной антикоммунистической лиги (ВАКЛ). Близкий соратник Чан Кайши Гу Чжэнган (известен также как Ку Ченкан) более двадцати лет был президентом ВАКЛ.
Скончался от почечной недостаточности 5 апреля 1975 г. на Тайване, где провёл последние 26 лет своей жизни. В своем политическом завещании Чан Кайши призывал своих соотечественников продолжать осуществлять три народных принципа Сунь Ятсена: добиваться оздоровления и возвращения к жизни континентальной части Китая, возрождать национальную культуру и решительно защищать демократию. Был похоронен в мавзолее. Перед своей кончиной он просил, чтобы его останки были перевезены на материк в Нанкин для постоянного захоронения на горе Цзыцзиньшань, где покоится гроб с телом Сунь Ятсена[10]. Сын Чана Кайши — Цзян Цзинго — стал новым главой тайваньской администрации.
ru.wikibedia.ru
Чан Кайши́ (англ. Chiang Kai-shek, кит. трад. 蔣介石, упр. 蒋介石, пиньинь: Jiǎng Jièshí, палл.: Цзян Цзеши; 31 октября 1887 — 5 апреля 1975) — военный и политический деятель Китая, возглавивший партию Гоминьдан в 1925 году после смерти Сунь Ятсена; президент Китайской Республики, маршал и генералиссимус.
Согласно принятой в России системе китайско-русской транскрипции, его фамилия и имя должны записываться по-русски как «Цзян Цзеши». Однако так как информация изначально о нём попала в русский язык через переводы с западных языков, в которых транскрибировалась с южного диалектного произношения, то в русскоязычных источниках его фамилия и имя традиционно записываются как «Чан Кайши».
В традиционном китайском обществе человек обычно имеет много имён. При рождении Цзян Цзеши получил имя Жуйюань (瑞元), означающее «Благой первенец». В детстве у него было и другое имя — Чжоутай (周泰), означающее «тщательность, осторожность и надёжность». Когда мальчик начал учиться, то ему дали школьное имя Чжицин (志清), что означает «чистота помыслов, целей, устремлений». По окончании учёбы он получил от матери взрослые имена Цзеши (介石), означающее «непоколебимый как утёс», и Чжунчжэн (中正), означающее «занимающий центральное положение», «выбирающий золотую середину», «справедливый и правильный человек». Сам Чан Кайши предпочитал имя «Чжунчжэн», которым начал пользоваться с 1918 года, а имя «Цзеши» использовал в качестве псевдонима, издавая в Японии в 1922 году журнал «Цзюнь шэн»[5].
Чан Кайши родился в местечке Сикоу уезда Фэнхуа провинции Чжэцзян, примерно в 40 километрах от портового города Нинбо, расположенного южнее Шанхая. Согласно записям в книге семейной летописи он принадлежал к 28-му поколению рода Цзян, берущему начало от потомков Чжоу-гуна (мудрого правителя, которым восхищался сам Конфуций). Семья Чан Кайши жила в доме, который одновременно являлся и магазином: его отец — типичный сельский грамотей из старого китайского общества — был хозяином соляной лавки, бережливым, строгим и степенным. В возрасте 6 лет родители отдали его в частную школу, где он начал своё регулярное образование под руководством учителя Жэнь Цземая.[6]
В 1895 году отец мальчика умер, и семья стала испытывать серьёзные финансовые трудности. В 1899 году мать была вынуждена от сына в дом своего отца. В 15-летнем возрасте по настоянию матери он женился, его невесту звали Мао Фумэй, она была на 5 лет старше жениха.
Чан Кайши в японской военной форме, 1906 годВ 1903 году, в возрасте 17 лет Цзян Чжунчжэн поступил в школу в уездном городе Фэнхуа, где давали образование по европейскому образцу. Там он начал интересоваться политическими событиями, и выбрал свой жизненный путь, решив стать военным. В 1906 году он впервые приехал в Японию, где познакомился с революционерами, группировавшимися вокруг Сунь Ятсена. В знак своей решимости участвовать в антимонархической антиманьчжурской революции Цзян Чжунчжэн в апреле 1906 года, находясь в Токио, срезал свою косу и отослал её домой. Он хотел поступить в Японии в военное училище, однако его планы сорвались, и зимой он был вынужден вернуться на родину.
Летом 1907 Цзян Чжунчжэн прибыл в Баодин, где, выдержав огромный конкурс, поступил в военное училище на краткосрочные курсы подготовки офицеров Национальной армии Министерства обороны. В конце года он успешно сдал экзамены по японскому языку для желающих продолжить военное обучение в Японии. В 1908—1909 годах Цзян обучался в японском пехотном училище Синбу, в это же время он по рекомендации Чэнь Цимэя (один из соратников Сунь Ятсена) вступил в Тунмэнхой. По окончании училища Цзян Чжунчжэн был принят на военную службу в качестве кадета 19-го артиллерийского полка 13-й дивизии японской армии.
18 марта 1910 года у Цзян Чжунчжэна появился первый и единственный, официально считающийся родным сын, которому он дал имя Цзинго.
В 1911 году, после начала Синьхайской революции в Китае, Чан Кайши вернулся в Китай, где стал помогать Чэнь Цимэю разворачивать вооружённые действия в Шанхае и в Ханчжоу против цинских властей. Командуя авангардом, он проложил путь к столице своей родной провинции Чжэцзян — городу Ханчжоу. В награду за успехи в этой операции он был назначен командиром полка. Затем он помог Чэнь Цимэю поставить под контроль восставшую провинцию Цзянси.
В 1912 году в ходе борьбы за власть Чэнь Цимэй приказал Чан Кайши организовать тайное убийство Тао Чэнчжана — руководителя активной в то время в Шанхае и прилегающей к нему части Китая революционной организации. В связи с разразившимся скандалом Чан Кайши был вынужден бежать в Японию. Там он стал издавать журнал «Цзюнь шэн» («Голос армии») и занялся изучением немецкого языка, подумывая о поездке в Германию. Однако зимой он снова вернулся в Шанхай, помогал Чэнь Цимэю в борьбе против Юань Шикая, а потом вновь уехал в Японию. В 1914 году он по приказу Сунь Ятсена попытался организовать выступления против Юань Шикая в районе Шанхая и Нанкина, однако они оказались неудачными. После этого Сунь Ятсен направил Цзян Чжунчжэня в Маньчжурию. В Харбине Чан Кайши направил Сунь Ятсену памятную записку о неминуемости войны в Европе, а также предложил план свержения власти Юань Шикая. После начала Первой мировой войны он вернулся в Японию.
В 1915—1916 годах Чан Кайши принимал участие в вооружённых выступлениях против власти Юань Шикая в Шанхае. В ходе их он проявил большое личное мужество, и его имя приобрело известность среди сторонников Сунь Ятсена. Когда в 1916 году Чэнь Цимэй погиб от руки наёмного убийцы, подосланного Юань Шикаем, Чан Кайши фактически заменил его в роли ведущего военного деятеля из числа приверженцев Сунь Ятсена в Шанхае.
10 сентября 1916 года на свет появился мальчик, которого Чан Кайши впоследствии официально усыновил и назвал Вэйго. Есть версия, что Цзян Вэйго — внебрачный сын Чан Кайши и его японской подруги.
Чан Кайши в 1920 годуВ 1918 году Сунь Ятсен вызвал Чан Кайши в Гуанчжоу, где тогда находился центр революционных сил, и назначил его начальником оперативного управления. В октябре 1918 года он стал командующим второй колонной гуандунской армии и принял участие в боях против фуцзяньских войск. В 1919 году ему пришлось уйти с командных постов. Он некоторое время ездил между Японией и Шанхаем, а затем уехал в родные края, чтобы ухаживать за матерью. Его мать умерла в 1921 году в возрасте 58 лет. Вскоре после этого он был вызван Сунь Ятсеном и начал разработку планов Северного похода, то есть наступления армии из провинции Гуандун на север страны с целью покончить с её раздробленностью, объединить страну и создать центральное правительство Китайской республики.
В июне 1922 года гуандунский милитарист генерал Чэнь Цзюнмин поднял мятеж против Сунь Ятсена в Гуанчжоу. Чан Кайши вместе с Сунь Ятсеном укрылся на канонерской лодке «Юнфэн». Факт, что в трудную для Сунь Ятсена минуту Чан Кайши очутился вместе с ним, послужил причиной их сближения.
Сунь Ятсен во время визита в Академию Вампу 16 июня 1924 года. Стоят, слева направо: Хэ Инцинь, Чан Кайши и Ван БолинВ феврале 1923 года Сунь Ятсен вернулся в Гуанчжоу и назначил Чан Кайши начальником своего генерального штаба, а также сделал его членом военного комитета партии Гоминьдан. Встала задача создания собственных вооружённых сил партии Гоминьдан. В связи с этим, Сунь Ятсен направил Чан Кайши в Москву. В Москве Чан Кайши предложил план военных действий в Китае, составленный Сунь Ятсеном, который предполагал значительную помощь со стороны СССР. Вместо этого Москва предложила помощь в создании вооружённых сил партии Гоминьдан на её собственной базе в Гуанчжоу.
В 1924 году Сунь Ятсен принял решение об организации в Гуанчжоу на острове Хуанпу (на кантонском диалекте его название произносится как «Вампу») академии Вампу — будущей кузницы кадров для национальной революционной армии, подчиняющейся руководству партии Гоминьдан. Председателем комитета по подготовке к созданию этой школы был назначен Чан Кайши; в апреле он был назначен начальником военной школы Вампу и одновременно начальником генерального штаба. 16 июня состоялась торжественная церемония открытия. В июле Чан Кайши стал по совместительству начальником крепости Чанчжоу.
12 марта 1925 года в Пекине в возрасте 59 лет скончался Сунь Ятсен. В августе Чан Кайши получил пост командующего 1-й национальной революционной армией. В сентябре он был назначен командующим войсками Восточного похода, осуществлявшегося с целью объединения провинций Гуандун и Гуанси. Таким образом Чан Кайши стал самой сильной военной фигурой в партии Гоминьдан. В ноябре в результате ряда успешных военных операций вся провинция Гуандун оказалась под властью Национального правительства.
В 1926 году, на 2-м съезде партии Гоминьдан Китая Чан Кайши был избран членом Центрального исполнительного комитета (ЦИК), а на пленуме ЦИК — членом Постоянного комитета. На съезде Чан Кайши выступил с докладом о военном положении. Он отстаивал предложение о том, чтобы правительство предприняло Северный поход с целью объединения страны.
В начале 1926 года у Гоминьдана оказалось два лидера: военный — Чан Кайши, и гражданский — Ван Цзинвэй. Однако в мае Ван Цзинвэй неожиданно, сославшись на недомогание, уехал во Францию. В июне в руках Чан Кайши формально сосредоточилась партийная, государственная, военная и финансовая власть. В июле по болезни с поста председателя Постоянного комитета ЦИК ушёл Чжан Цзинцзян, и его место также занял Чан Кайши .
9 июля Чан Кайши вступил в должность главнокомандующего Национальной революционной армией, и немедленно начал Северный поход. Всего за полгода ему удалось добиться стабилизации обстановки в Юго-Восточном Китае. К ноябрю 1926 года армия под командованием Чан Кайши одержала верх над двумя из трёх основных противников. По воспоминаниям С. А. Далина, во время похода Чан Кайши не проявлял особой храбрости[7]:
В.К. Блюхер, главный военный советник Чан Кайши во время Северного похода, рассказывал мне, что неустойчивость верховного главнокомандующего проявлялась при первой же военной неудаче. Несколько раз, когда противнику удавалось нанести удар Национально-революционной армии и перейти в наступление, Чан Кайши пытался бежать с фронта. Не один раз его чуть ли не за руки держали, не допуская бегства, которое внесло бы моральное разложение в командный состав революционной армии. |
В декабре ЦИК партии Гоминьдан переехал из Гуанчжоу в Ухань, где образовался центр власти. Чан Кайши в противовес Ухани создал свой центр власти в Наньчане, где вместе с ним оказались вернувшийся к своим обязанностям председатель ЦИК Чжан Цзинцзян и исполняющий обязанности председателя Национального правительства Тань Янькай. Так возник раскол партии Гоминьдан.
В 1927 году войска Чан Кайши взяли Нанкин, где было создано новое Национальное правительство. Тогда же Чан Кайши начал открытую вооружённую борьбу против коммунистов под названием «кампании за наведение порядка и чистоты в собственном доме». В апреле 1927 года в результате сговора между Чан Кайши, руководством иностранных концессий Шанхая и главой Зеленой банды Ду Юэшэнем в Шанхае была учинена резня, в результате которой погибло около 4 тысяч коммунистов и им сочувствующих. В августе, в результате политических интриг, Чан Кайши объявил о своей отставке и об отходе от политической деятельности, после чего уехал сначала на родину, в провинцию Чжэцзян, а затем в Японию. Однако при этом он продолжал активную работу по развалу лагеря своих политических противников.
1 декабря 1927 года состоялось бракосочетание Чан Кайши и Сун Мэйлин (младшая сестра жены Сунь Ятсена). Первая супруга Чан Кайши — Мао Фумэй — добровольно выступила инициатором развода, на который Чан Кайши согласился.
4 января 1928 года Чан Кайши вернулся на пост главнокомандующего Национальной революционной армией и был назначен командующим силами Северного похода, который успешно завершил в июле того же года. 10 октября 1928 года Чан Кайши стал председателем Национального правительства Китайской республики.
В 1931 году Япония начала открытую интервенцию с целью захвата Маньчжурии. Чан Кайши оказался одновременно перед тремя противниками: внешней японской агрессией, выступлениями спорадического характера со стороны местных центров власти внутри самого Китая, и активной вооружённой борьбой Коммунистической партии Китая за власть в стране. Несколько лет ему удавалось лавировать между этими тремя напастями, однако в конце 1936 года, в результате «Сианьского инцидента», он был вынужден пойти на создание с КПК единого фронта борьбы против японских захватчиков.
Стремясь наладить сотрудничество с ведущими державами того времени в борьбе против Японии, Чан Кайши развивает сотрудничество одновременно с СССР и с Германией. Цзян Цзинго отправляется на учёбу в Москву, а Цзян Вэйго — в Мюнхен, впоследствии служит в танковых войсках вермахта.
7 июля 1937 года японские войска обстреляли мост Лугоуцяо (Мост Марко Поло) в окрестностях Пекина; так началась Японо-Китайская война 1937-45. Решением национального правительства Чан Кайши был назначен генералиссимусом Китайской республики. В конце 1938 года Ван Цзинвэй бежал к японцам и стал главой марионеточного китайского правительства; Чан Кайши пришлось воевать не только против японской армии, но и против армий, составленных из китайцев и подчиняющихся прояпонским правительствам.
Участвовал в Каирской конференции 1943 года.
20 мая 1948 года. Чан Кайши вступает в должность президента Китайской республикиПосле капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. и неудачных переговоров с КПК о создании коалиционного правительства с июля 1946 г. Чан Кайши руководил борьбой Гоминьдана с КПК в гражданской войне.
Вопреки антихристианским настроениям в Гоминьдане, желая жениться на Сун Мэйлин, генерал Чан Кайши согласился с условием, поставленным её матерью — принять христианство. Свадьба состоялась 1 декабря 1927, однако крещение в методистской церкви Чан Кайши принял лишь по прошествии почти трех лет — 23 октября 1930, перед этим тщательно исследовав христианское вероучение[8]. Впоследствии он регулярно выступал с проповедями и радиообращениями на христианские темы.
В 1951 Чан Кайши и его супруга Сун Мэйлин приняли участников миссионерской конференции, которая после этого стала регулярной. Правительство Гоминьдана тесно сотрудничало с христианскими миссионерами, используя их печать, радиостанции и школы для антикоммунистической пропаганды[9].
До сих пор на Тайване пользуется популярностью книга «Сладкий источник в пустыне» (Хуанмо ганьцюань), представляющая собой перевод книги американской писательницы Летти Кауман[en] «Streams in the Desert» с комментариями «анонимного китайского христианина», автором которых является Чан Кайши, читавший её с июля 1944[8].
Почтовая марка Китая 1945 года, посвященная инаугурации Чан КайшиПосле поражения Гоминьдана в 1949 Чан Кайши возглавил правительство и Гоминьдан на Тайване. Президент (1950) и Верховный главнокомандующий вооружённых сил Китайской Республики (как официально называется государство на Тайване). До начала 1970-х годов пользовался поддержкой США и многих (но далеко не всех) их союзников как единственный законный правитель всего Китая. Долгое время представители режима Чан Кайши занимали в Совете Безопасности ООН китайское место, однако 25 октября 1971 в Совет Безопасности был введён представитель КНР.
Как глава Китайской Республики и Гоминьдана Чан Кайши активно участвовал в создании международных антикоммунистических союзов — Антикоммунистической лиги народов Азии (АЛНА), Всемирной антикоммунистической лиги (ВАКЛ). Близкий соратник Чан Кайши Гу Чжэнган (известен также как Ку Ченкан) более двадцати лет был президентом ВАКЛ.
Скончался от почечной недостаточности 5 апреля 1975 г. на Тайване, где провёл последние 26 лет своей жизни. В своем политическом завещании Чан Кайши призывал своих соотечественников продолжать осуществлять три народных принципа Сунь Ятсена: добиваться оздоровления и возвращения к жизни континентальной части Китая, возрождать национальную культуру и решительно защищать демократию. Был похоронен в мавзолее. Перед своей кончиной он просил, чтобы его останки были перевезены на материк в Нанкин для постоянного захоронения на горе Цзыцзиньшань, где покоится гроб с телом Сунь Ятсена[10]. Сын Чана Кайши — Цзян Цзинго — стал новым главой тайваньской администрации.
ru.wikibedia.ru