Теннис в Красногорске
Теннисная жизнь в Красногорском районе Московской области




БОЛЬШОЙ ТЕННИС СО СМЫСЛОМ. О большом теннисе статьи


ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ В БОЛЬШОМ ТЕННИСЕ | Опубликовать статью РИНЦ

Григорьева О.В.

Доцент, к.б.н., заведующий кафедрой психологии развития и психофизиологии, Институт экономики, управления и права (Казань)

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ В БОЛЬШОМ ТЕННИСЕ

Аннотация

Целью данного исследования стало выявление личностных особенностей успешных спортсменов большого тенниса. Было выявлено, что для спортсмена большого тенниса характерны своеобразные личностные особенности: они обычно обладают достаточно высоким интеллектом, экстравертированны, довольно эмоционально устойчивы, проявляют достаточную твердость характера. Рост спортивных достижений в большом теннисе все больше зависит от рационального построения эффективной системы подготовки спортсменов, которую можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки на основе учета закономерностей формирования двигательных и психических возможностей спортсменов и особенностей их адаптации к физическим и психическим нагрузкам.

Ключевые слова: спортивная психология, успешность в спорте, личностные особенности, большой теннис, рост спортивных достижений.

Keywords: sport’s psychology, success in sports, personal features, Big tennis, growth of achievements in sport.

Спорт сегодня является одной из сторон современной культуры и социальной жизни общества, имеющей свое содержание и структуру. Зрелищность спорта притягивает к себе многомиллионные массы людей. Победы или неудачи спортсменов на международных соревнованиях, Универсиадах и Олимпиадах отражаются на престиже страны, поэтому каждая страна вкладывает много средств и сил, чтобы ее спортсмены были самые лучшие.

Одной из важнейших задач спортивной психологии является изучение зависимости успешности и не успешности в спорте от личностных особенностей спортсменов.

Следует отметить, что в спортивной психологии разные виды спорта изучены по-разному. Наиболее часто объектом психологического исследования становились такие виды спорта, как футбол, спортивная гимнастика, легкая атлетика, плавание, борьба. Это связано с их массовым характером и доступностью для обучения. Виды спорта, требующие сложного специального оборудования для занятий, менее представлены как в реальной жизни, так и в психологической литературе. К таким видам спорта относится большой теннис. Большой теннис, предъявляет специфические требования к психофизиологическим особенностям спортсмена на разных стадиях его спортивно-профессионального становления. Повышенные требования распространяются на физическую выносливость, саморегуляцию когнитивной и эмоциональной сферы в постоянно меняющихся внешних условиях. Эти же условия распространяются на способность, в случае достижения успеха, осознавать возможные мотивационные сдвиги и вырабатывать эффективные способы их коррекции. Выявляя психологические детерминанты успешного освоения деятельностью в различные возрастные периоды жизни спортсмена, можно обрести возможность оптимизировать условия тренировки с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Именно это и обуславливает актуальность темы исследования. Исходя из вышесказанного, целью данного исследования стало выявление личностных особенностей успешных и не успешных спортсменов большого тенниса.

В общей сложности можно выделить несколько черт, наиболее часто встречающихся у спортсменов. К ним относятся высокий уровень агрессивности (который почти все время находится под контролем у спортсмена высокого класса), высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера, уверенность в себе [1].

Во многих видах спорта участники могут пытаться скрыть за внешней общительностью и физической активностью чувство собственной неадекватности и неуверенности в себе [2]. Как общее чувство неуверенности, так и неуверенность в специфических спортивных ситуациях зарождаются еще в раннем детстве и затем уже в более поздние периоды жизни формируются в условиях соревновательной борьбы. Например, маловероятно, что длительное пребывание спортсмена в роли запасного вызовет у него чувство эмоционального подъема [3].

Большой теннис представляет собой сложнокоординированную деятельность в вариативных ситуациях. Неопределенность условий игровой деятельности осложнена жестким лимитом времени и малой информативностью действий соперника, что представляет сложность технико-тактических задач, непрерывно решаемых спортсменом в течение встречи. Специфическая структура большого тенниса характеризуется тем, что каждая ситуация перед каждым новым обменом ударами воспринимается как предстартовое состояние, способное оказывать мощное стрессогенное воздействие на организм спортсмена. Состязательная игра, протекающая в условиях постоянного соперничества, оперативного разгадывания замыслов противника при отыгрывании каждого отдельного мяча. В поединках спортсменов-профессионалов нет, и не может быть, длительного обмена ударами. Этот процесс носит сложный конфликтный характер и отличается большим психологическим напряжением.

В рамках данной работы обследовано 50 теннисистов-подростков, проведен анализ данных между следующими группами испытуемых: в первую группу вошли успешные спортсмены, во вторую неуспешные, по 25 человек в каждой группе. Исследование проводилось на базе Академии тенниса имени Шамиля Тарпищева г. Казани.

Было выявлено, что для спортсмена большого тенниса характерны своеобразные личностные особенности. Они обычно обладают достаточно высоким интеллектом, экстравертированны, довольно эмоционально устойчивы, проявляют достаточную твердость характера. Личностные показатели важны в практической работе только в том случае, если они учитываются в контексте всей программы тестирования вместе с результатами объективных наблюдений, проективных и других тестов. На независимого спортсмена лучше действуют внушение и убеждение, чем простые указания, что делать. Такой спортсмен неблагоприятно реагирует на тренера, отдающего распоряжения или приказы. Ему целесообразно объяснять и аргументировать необходимость тех или иных действий. Такому спортсмену следует создавать условия для проявления своей независимости, помогать сохранить высокий уровень самооценки. Слишком резкие переходы и изменение стиля взаимоотношения с такими спортсменами могут иметь нежелательные последствия.

В рамках эмпирического исследования получено, что успешные спортсмены замкнуты, эмоционально устойчивы, самоуверенны, независимы, ответственны, настойчивы в достижении целей, подозрительны, в целом имеют устойчивые личностные характеристики. В то время как неуспешные спортсмены эмоционально неустойчивы, зависимы от окружающих. Они импульсивны, активны, тревожны, склонны к непостоянству, подвержены влиянию случая и обстоятельств, нерешительны, боятся проявлять инициативу и самостоятельность, постоянно ориентируются на рекомендации тренера, а так же не знают свой внутренний потенциал личности, так как имеют низкий уровень самоконтроля и приспособляемости.

При проведении сравнительного анализа выявлено, что в выборке успешных спортсменов мотивация к успеху влияет на развитие самоконтроля, самооценки, уровня притязаний. В выборке неуспешных спортсменов уровень притязаний влияет на развитие самооценки, эмоциональной неустойчивости, мотивации к избеганию неудач. Эмоциональная неустойчивость спортсмена снижает уровень самоконтроля и  мотивации к успеху.

Итак, рост спортивных достижений в большом теннисе все больше зависит от рационального построения эффективной системы подготовки спортсменов, которую можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки на основе учета закономерностей формирования двигательных и психических возможностей спортсменов и особенностей их адаптации к физическим и психическим нагрузкам.

«Длина пути» спортсмена от начинающего до мастера спорта международного класса определяется целым рядом факторов биологического, психологического и социального порядка. Существенное влияние на уровень и динамику спортивного результата оказывают влияние личностные особенности спортсмена. Существенное влияние на процесс становления спортивного мастерства оказывает динамика психического развития, проявляющаяся как в развитии тех или иных психических качеств, так и в формировании специфических свойств личности юного спортсмена.

В рамках изучения личностных особенностей успешных и неуспешных спортсменов большого тенниса нами были получены данные, что успешные спортсмены способны управлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, нарастающего утомления, неожиданных трудностей, неудач и других неблагоприятных факторов. Успешные спортсмены мотивированы в большей степени на удачу, это обуславливает направленность в процессе соревнований на нападение, нежели чем на защиту. Они предъявляют высокие требования к своей личности, при этом у них наблюдается адекватная самооценка.

Успешные спортсмены целеустремлены, не бояться брать на себя ответственность, смелы, решительны, настойчивы, а так же хорошо знают свой внутренний потенциал личности, так как в процессе спортивных соревнований применяют самоконтроль, приспособляемость, независимость. Предъявляют и ориентируются на высокие достижения, при этом имеют ясную и адекватную оценку своих способностей и личности.

Неуспешные спортсмены не проявляют самоконтроль, независимость, инициативность, строго следуя указаниям тренера, не могут самостоятельно менять намеченный план в процессе борьбы, если что-то идёт не так. Спортсмены мотивированы на избегание неудач в большой степени чем на успех, данный фактор сказывается и на тактике введения игры, то есть спортсмены ведут не наступательный бой, а оборонительный. Неуспешные спортсмены также предъявляют высокий требования к своей личности (ставят перед собой сверхцели), но при этом у них выявлен низкий уровень самооценки. Это приводит к снижению соревновательной результативности. Спортсмены мотивированы на избегание неудач в большой степени чем на успех, данный фактор сказывается и на тактике введения игры, то есть спортсмены ведут не наступательный бой, а оборонительный.

В результате исследования мы выявили, что успешность и не успешность спортсмена в спорте находится в зависимости от личностных особенностей спортсмена. В перспективе изучение данной зависимости возможно целесообразно на большей выборке спортсменов различной квалификации, а также различных возрастных категорий.

Литература

1. Журавлев А.А. Психология коллективной деятельности. /А.А.Журавлев – Ленинград: Изд-во ленинградского университета, 2000 – 184с.

2. Зотов Ю.И. Воспитание подростка в спортивном коллективе. /Ю.И.Зотов. – М.: ФиС, 2004. – 303 с.

3. Келлер В.С. Деятельность спортсмена в вариативных конфликтных ситуациях. /В.С.Келлер – М.: ФиС, 1991. – 196 с.

research-journal.org

Чем привлекает игра большой теннис? - Статьи о большом теннисе - Каталог статей

Большой теннис – вид спорта, который нравится многим людям, интересующимися увлекательными играми. В теннисе участники соревнуются друг с другом, кто из них больше перебьёт мяч через сетку, чем соперник. Суть игры, казалось бы, понятна: необходимо всё время держать мяч и не ошибаться. Чем же примечателен данный вид спорта? Одни ответят: ловкостью и быстротой реакции, с которыми спортсмены справляются со сложными ситуациями на корте. Другие – красотой, третьи – всем!

Престижность – это главное!

Большой теннис – один из самых престижных и дорогих видов спорта. В него играют самые известные бизнесмены и руководители стран, поэтому и другие, простые (и не только) люди тоже стремятся научиться держать теннисную ракетку. Они записываются в группы или на индивидуальные тренировки с тренером, стараются отдать детей хорошему специалисту, обучающему этой игре.

 Популярность тенниса связана, прежде всего, с крупными деньгами, которые постоянно вокруг него «крутятся». Чего только стоят чемпионаты «Большого Шлема», призовые фонды которых превышают полтора миллиона долларов! В большом теннисе зарабатывают деньги даже дети, которые выигрывают юниорские соревнования! Правда, на руки купюры им не даются, но сертификаты на бесплатное приобретение хорошей спортивной экипировки в теннисных магазинах.

Обо всём остальном коротко

Научиться играть в большой теннис красиво – это большое достижение для некоторых людей. Техничное выполнение ударов в этом спорте со стороны выглядит эффектно и завораживающе. Многие ради того, чтобы добиться больших результатов в технике, готовы  ходить на занятия каждый день и рано утром до работы. Всё ради того, чтобы другие ими любовались.

Когда человек играет в большой теннис, у него развиваются не только определённые группы мышц, но и: ловкость, реакция, координация, концентрация, эмоциональный контроль и тактические навыки. Бесспорно: все знаменитые теннисисты – это атлеты, подражать им хотят начинающие игроки и в этом, наверное, нет ничего плохого. Наоборот, даже показательно, что у людей есть стремление достичь успеха в этой увлекательной игре!

olimpiamd.com

Ложь мыслью в большом теннисе - Статьи о большом теннисе - Каталог статей

            В большом теннисе, как и в других видах спорта и любой деятельности человека присутствует обман. Что такое ложь все знают, поэтому не будем заниматься этимологий этого слова, но вот о её проявлениях в мыслях у теннисистов-любителей будет интересно разобраться.

            Внутренний диалог

            Раннее было интересно рассказано без особых преувеличений о том, что каков теннисист в жизни, такой он и на площадке. Теперь опишем, как зрители могут влиять на игроков-любителей своим безобидным взглядом. Итак, предположим, пришли на тренировку два друга в семь часов утра, когда ещё солнце не встало, и начали перебивать мячик через сетку. Их игровой уровень ниже среднего, у обоих проблемы с техникой и они об этом знают. Зато это совершенно не мешает им по 8-10 ударов держать темп. Назовём их просто: первый и второй.

            К восьми потихоньку стали появляться и другие теннисисты. Среди них: тренера, дети со своими родителями и даже профессионалы. Тут, что-то произошло с первым из друзей, он начал стабильно совершать ошибки: теперь мяч у него, совершено, не перебивался названное количество раз через сетку. Приятель его даже стал нервничать, выкрикивая: «Да, что с тобой случилось, устал?». Нет, конечно, он не устал, просто почувствовал на себе стороннее взгляды и начал беседу в мыслях: «Они смотрят на меня, какой я «инвалид» в теннисе…». Это не мнительность, нет, потому что у второго, ощущающего такие же взгляды вот, что в голове: «Они смотрят на меня и в восторге от моих ударов!» - ложь в мыслях однозначно.

            У первого любителя слишком занижена самооценка, а у второго – высокое мнение о себе. Такого никогда не наблюдается у настоящих спортсменов, если же имеет место быть, тогда они просто случайные чемпионы…

olimpiamd.com

Большой теннис: играй и оставайся! - Статьи о большом теннисе - Каталог статей

Международная Федерация Большого Теннис (ITF) несколько лет назад разработала специальную программу, которая носит название Tennis Play and Stay, что дословно переводится на русский язык так: «Теннис: играй и оставайся!». 

Причины появления новой программы 

Как ни странно самой главной и существенной причиной, повлиявшей появлению новой программы, являлись деньги. Всё объясняется просто: теннис – это игра очень сложная в техническом плане. Для того чтобы хоть как-то научиться играть в большой теннис, нужно потратить уйму времени – это бесспорный факт, поэтому люди попросту стали уходить с большого тенниса, ведь они желали сразу прийти играть! Покидали тренировки состоятельные бизнесмены и теннис начал терять популярность на Западе.  Вот и решили специалисты ITF пойти на хитрость и выработать совершенно новые методики обучения теннису, с громким названием: «Играй и оставайся!» 

Что изменилось? 

Перемены коснулись детей до десятилетнего возраста и любителей тенниса. Помимо самого подхода к обучению, который стал другим, поменялись следующее вещи: мячи, высота сетки, площадь теннисного корта, стал намного больше использоваться различный теннисный и не совсем предназначенный для этого спорта инвентарь. Простой пример: раньше, например, тренера с новичками сразу начинали заниматься на большом корте, практикуя обучение технике, говоря: «Держите ракетку так-то и так-то, согните ноги, перенесите вес тела вперёд и т.п.» Но теперь, идёт чередование техники и игры. Вначале тренер укорачивает корт, делая его размеры оптимальными для человека, никогда раньше не игравшего в теннис. Потом начинает играть с ним мягким мячиком (или поролоновым), давая попутные рекомендации, периодически подсказывая, как держать ракетку. Всё происходит настолько непринужденно, что игрок из-за того, что ему нравится происходящее, совершенно забывает о напряжении. Он расслаблен, потому что со стороны тренера нет давления, и больше веселится от игры, чем зажимается во время касания мяча ракеткой.

В дальнейших статьях будут описаны практически все нюансы, связанные с новой методикой обучения теннису маленьких детей, новичков и игроков среднего уровня.

Продолжение

olimpiamd.com

Статьи о большом теннисе

Основные удары в большом теннисе

удары в большом теннисеВ теннисе существует всего 5 базовых ударов. Давайте рассмотрим их подробней.      Первый удар, который мы рассмотрим называется форхенд (удар справа). Именно форхенд является самым естественным и самым распространенным. При этом ударе действия спортсмена похожи на действия, предпринимаемые при попытке поймать мяч правой рукой, т.е. игрок инстинктивно отходит влево и принимает мяч.Бэкхенд (удар слева) - далеко не самый естественный удар. Как правило бэкхенд для новичков составляет трудности.

Подробнее...

Что такое хватка в большом теннисе?

хватка в большом теннисеПеред тем как отрабатывать удары, нужно научиться держать ракетку. Это не шутка и не ирония, от того, как спортсмен держит ракетку (от хватки) зависит качество и сила ударов. Вариантов хватки большое множество. Не стоит, выбрав один, останавливаться на нем. В каждой из хваток есть свои сильные стороны. Смена хватки в процессе игры в начале обучения может составить трудности, однако со временем это умение должно дойти до автоматизма. Специалисты рекомендуют уделить пару занятий именно освоению различных хваток и только потом приступать к отработке ударов.

Подробнее...

Наши новости

Княгиня Монако Шарлин провела мастер-класс для юных пловцов! В тренировке участвовали воспитанники спортивной школы "Олимп-Центр".

Подробнее »

Поздравляем Колесникова Климента ( тр. Лазарев Д.Г., Тюгаева Т.Е.) с успешным выступлением на открытом первенстве Sportvisor  и выполнением норматива КМС (дистанция 200 комплекс -2.18,93)!

Подробнее »

Наш бассейн

Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека:

Подробнее »

Клуб плавания «Ихтиандрик» был создан в 1997 году на базе спорткомплекса «Олимпийский». Основателями клуба являются доцент кафедры физвоспитания, кандидат педагогических наук , мастер спорта СССР Медведев Александр Александрович

Подробнее »

www.olimp-c.ru

Компетентность тренера: настоящие признаки - Статьи о большом теннисе - Каталог статей

           Тренер может быть компетентный среди определённого круга тренеров или же его профессиональное умение распространяться только на детей до 15 лет и всё. Например, человек с 6 летнего возраста воспитывает четырнадцати летнего юниора, находящегося в ТОП европейского рейтинга, у того всё хорошо, но спустя 2-3 года происходят стабильные поражения – это означает, что тренер не может далее с ним работать, ему не позволяет компетенция и теннисисту придётся сменить инструктора. Такое случается постоянно, повсеместно и это нормальное явление спортивного мира, не только теннисного.

         Итак, компетентность тренера подтверждается двумя важными критериями это:

            Возможно, сюда можно приписать ещё и опыт, но, как правило, опытные тренера блистали давно, сейчас они полны амбиций, иногда осуждают других коллег. Опыт не может являться свидетельством компетенции у тех тренеров, которые когда-то вырастили чемпиона. Настоящий опыт – выработанная методика обучения, всегда приносящая результат, например, занимается тренер с игроком, и последний каждый год становится чемпионом, сперва города, потом страны, Европы, мира. Затем берёт он на обучение другого теннисиста и делает с ним то же самое, а простой опыт характеризуется лишь всплеском: однажды вывел всего одного игрока на первое место в республике и всё.

            Честность тренера

            Тренер обязан быть честным перед самим собой, игроками, родителями, вообще, по жизни оставаться искренним. Многие «специалисты» получают образования нечестными способами: покупают дипломы и становятся обладателями «левелов» по блату. К таким людям лучше не попадать: для получения прибыли они будут петь, какие угодно песни, лишь бы к ним рекой текли деньги, ведь обучаться большому теннису стоит дорого. Известно: одно индивидуальное занятие с инструктором варьируется от 20 до 100 долларов. Ой, на что только не идут такие «тренера», ладно, когда человек просто не хочет повышать свою квалификацию, не посещает тренерские курсы и т.п. (и то даже такое утверждение не оправдание), но нагло обманывать, выставлять себя «великим специалистом»…В следующей статье подробно рассмотрим эту тему.

          Продолжение

olimpiamd.com