Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рола́н Гарро́[прим. 1] (фр. Roland Garros; 6 октября 1888, Сен-Дени (Реюньон) — 5 октября 1918, Вузье) — французский лётчик, спортсмен, герой Первой мировой войны и первый лётчик-истребитель.
Иногда Ролану Гарро приписывают титул «первого воздушного аса», что предполагало уничтожение в воздухе 5 и более самолётов противника.
Адриен Жорж Эжен Ролан Гарро родился в Сен-Дени, Реюньон. Он с детства увлекался игрой на фортепиано и в юношеском возрасте приехал в Париж, чтобы продолжить своё музыкальное образование. Учился в юридическом лицее. Однако, в Париже Ролан впервые увидел аэроплан, после чего карьера музыканта его больше не интересовала. В 1909 году Гарро удалось упросить известного пилота Альберто Сантос-Дюмона, научить его летать. Через год, в июле 1910, он получил лицензию пилота «бреве» № 147, и вскоре стал одним из лучших авиаторов Франции.
Гаррос организовал воздушный цирк и отправился с ним на гастроли в Мексику и США, где выступал в течение года. Потом вернулся во Францию и принял участие во многих соревнованиях.
В 1911 Гарро участвовал в воздушных гонках Париж-Мадрид и Париж-Лондон-Париж, в ней он занял второе место.
В сентябре 1911 он установил мировой рекорд высоты — 5610 м.
В 1913 году Ролан Гарро получил мировую известность, совершив первый беспосадочный перелёт через Средиземное море из Фрежюса на юге Франции в Биззерту в Тунисе. Гарро так рассказывал об этом полёте:
«Находясь над открытым морем, я обнаружил, что горючего осталось двадцать литров, максимум на час полёта. И тут в разрывы облаков я увидел три маленькие чёрные точки, над ними — три вьющихся дымных хвоста… Страхи разом исчезли! Я был больше не одинок… Снижаюсь… Меня замечают. Все три судна разворачиваются и следуют моим курсом».
Моряки развернулись, чтобы иметь возможность оказать помощь лётчику.
Когда Гарро приземлился в Бизерте, в баке его Морана оставалось пять литров бензина.
Осенью 1913 года за этот перелёт его наградили Орденом Почетного Легиона.
В начале 1914 года Гарро встретился в Париже с известным русским авиатором Харитоном Славороссовым. Ролан Гарро вместе с авиатором Жюлем Ведрином помогли Славороссову устроиться «гастролирующим пилотом» в фирмы Кодрон и Моран-Солнье[1].
Неоднократно участвовал в демонстрационных полётах в Европе и в США. Во время одного из таких показательных воздушных выступлений в Германии его застало начало Первой мировой войны. Гарро удалось ночью без помощи обслуживающих немецких техников завести свой самолёт и удачно перелететь во Францию (в то время только единичные авиаторы осмеливались летать в тёмное время суток).
Сразу после начала войны, 1 августа 1914 года, Гарро записался добровольцем в армию и получил назначение в 23-ю эскадрилью «MS 23»[2], оснащённую самолетами «Моран Парасоль» (Morane Saulnier type L), построенных для Турции, но конфискованных с объявлением мобилизации. Был пилотом эскадрильи «MS 23» со 2 августа 1914 года по 3 февраля 1915 года. C 3 февраля по 18 апреля 1915 года — в эскадрилье «MS 26»[3]. При выполнении разведывательных полётов ему хотелось также сбивать в воздухе немецкие самолёты. На вооружении лётчика тогда был только револьвер или карабин, с помощью которых можно было только попытаться ранить или убить пилота противника.
Ещё в 1913 году инженеры Солнье и Шнейдер запатентовали новую схему синхронного пулеметного привода, что дало возможность укреплять пулемет на фюзеляже непосредственно рядом с кабиной и вести огонь через плоскость, вне зоны винта. Однако это новшество тогда реализовано не было.
Гарро первым установил пулемёт, совмещённый с продольной осью самолёта. Он рассчитал, что порядка 7 % пуль будут попадать в лопасти, поэтому сконструировал специальное откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с каналом ствола пулемета. В данном случае пулемет устанавливался таким образом, что пули при ведении огня попадали только в установленные грани стальных треугольников и при этом не пробивали винт. Конечно, от этого нововведения наряду с плюсами было и очень много минусов. Так, полезная мощность винта снижалась на 10 %, большое количество пуль так и не достигали цели, но в то же время главная цель была достигнута — пулемет мог вести огонь через винт.
В феврале 1915 года на фронт в распоряжение су-лейтенанта Гарро был предоставлен одноместный «Моран Парасоль», оснащенный неподвижным пулеметом и отсекателями на лопастях винта.
Это событие можно считать рождением самолета-истребителя в классическом понимании этого термина[4].
Воздушный винт с отражателями пуль, извлечённый немцами из обломков аэроплана Ролана Гарро. | Синхронизатор пулемёта | Установка пулемета Виккерс, стреляющего через винт, на аэроплане Моран[4] | Установка пулемета Виккерс на СПАД VII. |
Благодаря этому новшеству 1 апреля 1915 года Гарро сбил на высоте 1000 метров немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос» (вероятнее всего, «Albatros B.III»)
8 апреля французский лётчик провел три воздушных боя за день, отправив одного противника в беспорядочное падение (но самого падения никто, включая Гарро, не наблюдал, поэтому победу не засчитали), а двух других заставил спикировать под защиту своих зенитных пулемётов.
14 апреля во время патрулирования Гарро сбил одного из двух немецких «Авиатиков», проводивших разведку.
Утром 18 апреля 1915 года Гарро провел ещё один удачный бой, отчитавшись по возвращении об ещё одном сбитом «Альбатросе», а вечером вылетел на бомбардировку железнодорожных объектов в районе Курти. Не найдя в городе достойного объекта, Гарро направился дальше на север вдоль железнодорожных путей и атаковал приближающийся эшелон. Первая бомба упала на рельсы перед паровозом. Солдаты охраны немедленно открыли огонь по кружившему на малой высоте самолёту, и во время второго захода одна из пуль перебила бензиновую трубку (по другой версии ‒ топливопровод засорился), после чего двигатель заглох. Лётчик совершил аварийную посадку на вражеской территории, в результате чего попал в плен.
Хотя Гарро и поджёг свой самолет, уничтожить его полностью не смог. Сгорела обшивка фюзеляжа, но бомбы не взорвались, поэтому немцы получили возможность изучить французский синхронизатор пулемёта. Считается, что немецкие конструкторы просто скопировали французское нововведение. На самом деле, разработки синхронизатора велись в Германии ещё до войны, в 1913—1914 годах. Поэтому уже через месяц после вынужденной посадки Гарро появился первый настоящий истребитель «Фоккер Е-1». Он, как две капли воды, походил на «Моран-Н», отличаясь от него лишь конструкцией шасси и металлическим каркасом. Однако главным усовершенствованием был пулемёт, снабжённый синхронизатором для стрельбы через винт. Синхронизатор имел существенное отличие: прерыватель стрельбы. При разработке этого несложного устройства, видимо, сработала известная немецкая практичность: не нужно стрелять по лопастям собственного винта и впустую тратить пули при рикошете. В момент прохождения лопастью линии ствола пулемёт можно просто «отключать». Начиная с мая 1915 года такие немецкие машины начали поступать на фронт. Несмотря на категорическое запрещение командования перелетать на них линию фронта, вскоре один из самолётов был подбит, и секрет немецкого синхронизатора стал всеобщим достоянием[5].
Гарро пробыл военнопленным 3 года. После нескольких попыток ему удалось бежать в феврале 1918 года. В середине мая лётчик вернулся на службу. Летом прошёл переподготовку, восстановив навыки пилотирования и изучив новые веяния в технике и тактике воздушной войны. Командование не хотело отпускать его на фронт, предлагая стать инструктором, испытателем или офицером штаба, но он сумел настоять на своём. 23 августа Гарро получил назначение в свою прежнюю эскадрилью «SPA-26».
Роллан Гарро, пилот эскадрильи «MS 23». | Награждение лейтенанта Ролана Гарро орденом Почётного Легиона 6 марта 1918 года. Открытка. | Роллан Гарро, пилот эскадрильи «MS 26». |
В конце сентября и начале октября 1918 г. Гарро участвовал в нескольких воздушных боях. Утром и вечером 2 октября в паре с комэском капитаном Ксавье де Севеном[3] (12 воздушных побед) он провёл по воздушному бою с тройкой «Фоккеров» и одержал свою четвёртую победу. 5 октября 1918 года в 9:30 утра де Севен повел в бой пятерку «СПАДов»-13. При появлении немецких истребителей лейтенант Гарро («SPAD XIII» № 15403) оставил группу и направился к ним, так что командиру пришлось его догонять и возвращать обратно. Потом, когда ниже появилось несколько немецких двухместных разведчиков, он не подчинился приказу к атаке и продолжил набирать высоту для схватки с истребителями. Капитан де Севен вынужден был оставить разведчиков ведомым и идти прикрывать «самовольщика». В этот момент появилась ещё три «Фоккера» («Fokker D.VII»). Гарро не заметил сигнала «выходим из боя», и оба лётчика вступили в неравную схватку. Скованный боем капитан де Севен вскоре потерял из виду своего товарища, который на аэродром уже не вернулся.
19 октября швейцарские газеты перепечатали сообщение немецкого агентства о том, что «…авиатор Гарро был убит 5 октября, его самолёт упал в расположении немецких войск». Через несколько дней после этого наступающие французские войска обнаружили в районе Вузье могилу с именем «Гарро».
Скорее всего, Гарро сбил лейтенант Герман Хабих из «Jasta 49». Для немецкого лётчика это была 6-я по счёту победа (всего он одержал их 7).
Через пять недель после смерти Ролана Гарро было подписано перемирие.
10 франков «Roland Garros, 1888—1918». | 10 евро 2012 года. |
Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали. Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг. Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.
Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.
После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною. Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность. В третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом, событие за событием, мгновение за мгновением вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим. На совете в Филях у русского начальства преобладающею мыслью было само собой разумевшееся отступление по прямому направлению назад, то есть по Нижегородской дороге. Доказательствами тому служит то, что большинство голосов на совете было подано в этом смысле, и, главное, известный разговор после совета главнокомандующего с Ланским, заведовавшим провиантскою частью. Ланской донес главнокомандующему, что продовольствие для армии собрано преимущественно по Оке, в Тульской и Калужской губерниях и что в случае отступления на Нижний запасы провианта будут отделены от армии большою рекою Окой, через которую перевоз в первозимье бывает невозможен. Это был первый признак необходимости уклонения от прежде представлявшегося самым естественным прямого направления на Нижний. Армия подержалась южнее, по Рязанской дороге, и ближе к запасам. Впоследствии бездействие французов, потерявших даже из виду русскую армию, заботы о защите Тульского завода и, главное, выгоды приближения к своим запасам заставили армию отклониться еще южнее, на Тульскую дорогу. Перейдя отчаянным движением за Пахрой на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали оставаться у Подольска, и не было мысли о Тарутинской позиции; но бесчисленное количество обстоятельств и появление опять французских войск, прежде потерявших из виду русских, и проекты сражения, и, главное, обилие провианта в Калуге заставили нашу армию еще более отклониться к югу и перейти в середину путей своего продовольствия, с Тульской на Калужскую дорогу, к Тарутину. Точно так же, как нельзя отвечать на тот вопрос, когда оставлена была Москва, нельзя отвечать и на то, когда именно и кем решено было перейти к Тарутину. Только тогда, когда войска пришли уже к Тарутину вследствие бесчисленных дифференциальных сил, тогда только стали люди уверять себя, что они этого хотели и давно предвидели.
wiki-org.ru
21:54 Симона Халеп о вопросах, выиграет ли когда-нибудь «Шлем»: «Ей-богу, это было самое ужасное»|17
20:59 Слоун Стивенс: «В конце туннеля всегда есть свет. Я рада, что Симона наконец дошла до своего»|14
20:51 Видео Эрбер и Маю взяли третий «Шлем» и первый «Ролан Гаррос»|8
19:39 Халеп стала третьей теннисисткой, выигравшей «Шлем» после трех проигранных финалов|11
19:08 Андреа Петкович: «Все, кто говорил, что Халеп никогда не выиграет «Шлем», подавитесь своими словами»|19
18:56 7 последних «Шлемов» выиграли разные теннисистки|15
18:43 Остапенко, защищая титул «Ролан Гаррос», выиграла «деревянную ложку»|20
18:22 Стивенс впервые в карьере проиграла финал|10
18:16 Видео Халеп выиграла «Шлем» после трех проигранных финалов|76
18:15 Халеп обыграла Стивенс и выиграла «Ролан Гаррос»|655
17:45 В финале ветеранского «Ролан Гаррос» Кафельников и Сафин сыграют с Ферреро и Корретхой|2
16:34 14-летняя американка стала самой молодой чемпионкой «Ролан Гаррос» после Хингис, Каприати и Сабатини|7
15:48 Финалист юниорского Australian Open выиграл «Ролан Гаррос»|5
10:41 Слоун Стивенс о том, что выиграла все 6 своих финалов: «Просто спокойно играю в свой теннис»|6
10:21 Симона Халеп: «Давления не чувствую. Чувствую, что это большой шанс выиграть титул моей мечты»|19
6 июня20:44 Симона Халеп: «После поражения в первом сете было тяжело, но я не сдавалась. Выиграла матч головой»|15
20:26 Анжелик Кербер: «В концовке Симона была агрессивнее, и это решило судьбу матча»|5
20:18 Гарбинье Мугуруса: «С момента последней встречи я больше узнала об игре Шараповой»|11
18:08 Надаль впервые с 2015 года проиграл сет на «Ролан Гаррос»|21
18:05 Мария Шарапова: «Последние победы и результаты – это, конечно, шаг в правильном направлении. Хотя сегодня я таких шагов не сделала»|41
17:33 Халеп и Мугуруса разыграют первую строчку рейтинга WTA|16
17:26 Халеп второй раз подряд вышла в 1/2 финала «Ролан Гаррос»|7
17:23 Ролан Гаррос. Халеп, Киз вышли в 1/2 финала, Шарапова, Касаткина выбыли|1002
16:23 Мугуруса впервые обыграла Шарапову и вышла во второй полуфинал «Ролан Гаррос»|101
10:18 Эжени Бушар: «Ваше неуемное желание сравнивать или осуждать людей – это полный отстой»|17
00:59 Мэдисон Киз: «Мне много раз говорили, что я ничего не выиграю, потому что я слишком добрая. Я считаю, это чушь собачья»|3
00:28 Слоун Стивенс об американском полуфинале «Ролан Гаррос», где сыграет с Киз: «Может, мы единственные, кто не говорил, что ненавидит грунт, и это наша награда?»|12
4 июня23:25 Хуан Мартин дель Потро: «Сегодня на матче спел и на следующем спою»|9
23:11 Мария Шарапова: «Надеюсь, Серена скоро вернется»|22
23:10 Андрей Чесноков: «Мое мнение: у Серены нет никакой травмы»|71
20:58 Гарбинье Мугуруса: «Смотрела матч Шараповой с Плишковой – она играла нереально хорошо»|14
20:49 Ролан Гаррос. Надаль, дель Потро, Чилич, Шварцман вышли в 1/4 финала|1027
20:38 Каролин Возняцки: «Касаткина не дает тебе двух одинаковых мячей, замедляет темп, а потом вдруг один раз пробивает сильно»|13
20:21 Цуренко получила травму во 2-м гейме матча с Мугурусой и не смогла его продолжить|7
20:06 Ролан Гаррос. Касаткина, Халеп, Кербер вышли в 1/4 финала, Серена, Цуренко снялись|1083
19:59 Симона Халеп о том, что за год было несколько первых ракеток мира: «Думаете?»|6
19:46 Диего Шварцман о том, как отыгрался с 0:2 по сетам против Андерсона, который выше его на 30 см: «Вы читали про Давида и Голиафа?»|10
18:40 Серена Уильямс: «Очень обидно сниматься, потому что я люблю играть с Марией»|160
18:24 Рафаэль Надаль: «Все думают, что я все детство тренировался на грунте. Но я и на харде тренировался много»|10
17:19 Надаль одержал 900-ю победу и стал третьим по числу выигранных матчей на «Шлемах»|30
16:26 Серена Уильямс снялась с «Ролан Гаррос» перед матчем с Шараповой|273
15:55 Дарья Касаткина: «У меня сегодня заканчивается аренда дома, так что надо переехать в гостиницу»|22
13:50 Видео Касаткина в 3-й раз в сезоне обыграла Возняцки и впервые вышла в 1/4 финала «Шлема»|52
12:59 Новак Джокович: «Серена и Мария играют друг с другом? Попробую глянуть»|12
10:50 Шарапова и Серена сыграют четвертым запуском после 12:00 по Москве|26
www.sports.ru
Адриен Жорж Эжен Ролан Гаррос родился в Сен-Дени, Реюньон. Он с детства увлекался игрой на фортепиано и в юношеском возрасте приехал в Париж, чтобы продолжить своё музыкальное образование. Учился в юридическом лицее. Однако, в Париже Ролан впервые увидел аэроплан, после чего карьера музыканта его больше не интересовала. В 1909 году Гарросу удалось упросить известного пилота Альберто Сантос-Дюмона, научить его летать. Через год, в июле 1910, он получил лицензию пилота «бреве» № 147, и вскоре стал одним из лучших авиаторов Франции.
Гаррос организовал воздушный цирк и отправился с ним на гастроли в Мексику и США, где выступал в течение года. Потом вернулся во Францию и принял участие во многих соревнованиях.
В 1911 Гаррос участвовал в воздушных гонках Париж-Мадрид и Париж-Лондон-Париж, в ней он занял второе место.
В сентябре 1911 он установил мировой рекорд высоты — 5610 м.
В 1913 году Ролан Гаррос получил мировую известность, совершив первый беспосадочный перелёт через Средиземное море из Фрежюса на юге Франции в Биззерту в Тунисе. Гаррос так рассказывал об этом полёте:
«Находясь над открытым морем, я обнаружил, что горючего осталось двадцать литров, максимум на час полёта. И тут в разрывы облаков я увидел три маленькие чёрные точки, над ними — три вьющихся дымных хвоста… Страхи разом исчезли! Я был больше не одинок… Снижаюсь… Меня замечают. Все три судна разворачиваются и следуют моим курсом».
Моряки развернулись, чтобы иметь возможность оказать помощь лётчику.
Когда Гаррос приземлился в Бизерте, в баке его Морана оставалось пять литров бензина.
Осенью 1913 года за этот перелёт его наградили Орденом Почетного Легиона.
В начале 1914 года Гаррос встретился в Париже с известным русским авиатором Харитоном Славороссовым. Ролан Гаррос вместе с авиатором Жюлем Ведрином помогли Славороссову устроиться «гастролирующим пилотом» в фирмы Кодрон и Моран-Солнье[1].
Неоднократно участвовал в демонстрационных полётах в Европе и в США. Во время одного из таких показательных воздушных выступлений в Германии его застало начало Первой мировой войны. Гарросу удалось ночью без помощи обслуживающих немецких техников завести свой самолёт и удачно перелететь во Францию (в то время только единичные авиаторы осмеливались летать в тёмное время суток).
Сразу после начала войны, 1 августа 1914 года, Гаррос записался добровольцем в армию и получил назначение в 23-ю эскадрилью «MS 23»[2], оснащённую самолетами «Моран Парасоль» (Morane Saulnier type L), построенных для Турции, но конфискованных с объявлением мобилизации. Был пилотом эскадрильи «MS 23» со 2 августа 1914 года по 3 февраля 1915 года. C 3 февраля по 18 апреля 1915 года — в эскадрилье «MS 26»[3]. При выполнении разведывательных полётов ему хотелось также сбивать в воздухе немецкие самолёты. На вооружении лётчика тогда был только револьвер или карабин, с помощью которых можно было только попытаться ранить или убить пилота противника.
Ещё в 1913 году инженеры Солнье и Шнейдер запатентовали новую схему синхронного пулеметного привода, что дало возможность укреплять пулемет на фюзеляже непосредственно рядом с кабиной и вести огонь через плоскость, вне зоны винта. Однако это новшество тогда реализовано не было.
Гаррос первым установил пулемёт, совмещённый с продольной осью самолёта. Он рассчитал, что порядка 7 % пуль будут попадать в лопасти, поэтому сконструировал специальное откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с каналом ствола пулемета. В данном случае пулемет устанавливался таким образом, что пули при ведении огня попадали только в установленные грани стальных треугольников и при этом не пробивали винт. Конечно, от этого нововведения наряду с плюсами было и очень много минусов. Так, полезная мощность винта снижалась на 10 %, большое количество пуль так и не достигали цели, но в то же время главная цель была достигнута — пулемет мог вести огонь через винт.
В феврале 1915 года на фронт в распоряжение су-лейтенанта Гарроса был предоставлен одноместный «Моран Парасоль», оснащенный неподвижным пулеметом и отсекателями на лопастях винта.
Это событие можно считать рождением самолета-истребителя в классическом понимании этого термина[4].
Воздушный винт с отражателями пуль, извлечённый немцами из обломков аэроплана Ролана Гарроса. | Синхронизатор пулемёта | Установка пулемета Виккерс, стреляющего через винт, на аэроплане Моран[4] | Установка пулемета Виккерс на СПАД VII. |
Благодаря этому новшеству 1 апреля 1915 года Гаррос сбил на высоте 1000 метров немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос» (вероятнее всего, «Albatros B.III»)
8 апреля французский лётчик провел три воздушных боя за день, отправив одного противника в беспорядочное падение (но самого падения никто, включая Гарроса, не наблюдал, поэтому победу не засчитали), а двух других заставил спикировать под защиту своих зенитных пулемётов.
14 апреля во время патрулирования Гаррос сбил одного из двух немецких «Авиатиков», проводивших разведку.
Утром 18 апреля 1915 года Гаррос провел ещё один удачный бой, отчитавшись по возвращении об ещё одном сбитом «Альбатросе», а вечером вылетел на бомбардировку железнодорожных объектов в районе Курти. Не найдя в городе достойного объекта, Гаррос направился дальше на север вдоль железнодорожных путей и атаковал приближающийся эшелон. Первая бомба упала на рельсы перед паровозом. Солдаты охраны немедленно открыли огонь по кружившему на малой высоте самолёту, и во время второго захода одна из пуль перебила бензиновую трубку (по другой версии ‒ топливопровод засорился), после чего двигатель заглох. Лётчик совершил аварийную посадку на вражеской территории, в результате чего попал в плен.
Хотя Гаррос и поджёг свой самолет, уничтожить его полностью не смог. Сгорела обшивка фюзеляжа, но бомбы не взорвались, поэтому немцы получили возможность изучить французский синхронизатор пулемёта. Считается, что немецкие конструкторы просто скопировали французское нововведение. На самом деле, разработки синхронизатора велись в Германии ещё до войны, в 1913—1914 годах. Поэтому уже через месяц после вынужденной посадки Гарроса появился первый настоящий истребитель «Фоккер Е-1». Он, как две капли воды, походил на «Моран-Н», отличаясь от него лишь конструкцией шасси и металлическим каркасом. Однако главным усовершенствованием был пулемёт, снабжённый синхронизатором для стрельбы через винт. Синхронизатор имел существенное отличие: прерыватель стрельбы. При разработке этого несложного устройства, видимо, сработала известная немецкая практичность: не нужно стрелять по лопастям собственного винта и впустую тратить пули при рикошете. В момент прохождения лопастью линии ствола пулемёт можно просто «отключать». Начиная с мая 1915 года такие немецкие машины начали поступать на фронт. Несмотря на категорическое запрещение командования перелетать на них линию фронта, вскоре один из самолётов был подбит, и секрет немецкого синхронизатора стал всеобщим достоянием[5].
Гаррос пробыл военнопленным 3 года. После нескольких попыток ему удалось бежать в феврале 1918 года. В середине мая лётчик вернулся на службу. Летом прошёл переподготовку, восстановив навыки пилотирования и изучив новые веяния в технике и тактике воздушной войны. Командование не хотело отпускать его на фронт, предлагая стать инструктором, испытателем или офицером штаба, но он сумел настоять на своём. 23 августа Гаррос получил назначение в свою прежнюю эскадрилью «SPA-26».
Роллан Гаррос, пилот эскадрильи «MS 23». | Награждение лейтенанта Ролана Гарроса орденом Почётного Легиона 6 марта 1918 года. Открытка. | Роллан Гаррос, пилот эскадрильи «MS 26». |
В конце сентября и начале октября 1918 г. Гаррос участвовал в нескольких воздушных боях. Утром и вечером 2 октября в паре с комэском капитаном Ксавье де Севеном[3] (12 воздушных побед) он провёл по воздушному бою с тройкой «Фоккеров» и одержал свою четвёртую победу. 5 октября 1918 года в 9:30 утра де Севен повел в бой пятерку «СПАДов»-13. При появлении немецких истребителей лейтенант Гарро («SPAD XIII» № 15403) оставил группу и направился к ним, так что командиру пришлось его догонять и возвращать обратно. Потом, когда ниже появилось несколько немецких двухместных разведчиков, он не подчинился приказу к атаке и продолжил набирать высоту для схватки с истребителями. Капитан де Севен вынужден был оставить разведчиков ведомым и идти прикрывать «самовольщика». В этот момент появилась ещё три «Фоккера» («Fokker D.VII»). Гаррос не заметил сигнала «выходим из боя», и оба лётчика вступили в неравную схватку. Скованный боем капитан де Севен вскоре потерял из виду своего товарища, который на аэродром уже не вернулся.
19 октября швейцарские газеты перепечатали сообщение немецкого агентства о том, что «…авиатор Гаррос был убит 5 октября, его самолёт упал в расположении немецких войск». Через несколько дней после этого наступающие французские войска обнаружили в районе Вузье могилу с именем «Гаррос».
Скорее всего, Гарроса сбил лейтенант Герман Хабих из «Jasta 49». Для немецкого лётчика это была 6-я по счёту победа (всего он одержал их 7).
Через пять недель после смерти Ролана Гарроса было подписано перемирие.
ru-wiki.org
Париж недаром имеет статус одной из культурных столиц мира. Здесь можно найти развлечения на любой вкус. В городе огромное количество исторических и архитектурных памятников, театров, музеев, ресторанов, кафе, ночных клубов.
Здесь расположены знаменитые Лувр, Эйфелева башня, Нотр-Дам, Триумфальная Арка, Мулен Руж. Родителям с детьми стоит побывать в Диснейленде неподалеку от столицы. Не останутся в накладе и любители спорта. В Париже располагаются одна из красивейших футбольных арен мира Парк-де-Пренс и не менее знаменитый теннисный стадион Ролан Гаррос.
История стадиона Ролан Гаррос (Roland Garros) в Париже начинается в 1927 году. Тогда сборная Франции выиграла Кубок Дэвиса в поединке с командой США в Америке. В следующем году нужно было играть ответный матч во Франции, а соответствующего такому уровню стадиона в стране не было. В кратчайшие сроки было выделено 3 гектара земли, и уже через год был возведен суперсовременный по тем временам теннисный комплекс.
Новый стадион по предложению спортивного клуба Стад Франсе получил имя летчика Ролана Гарроса. Во Франции пилот входит в число героев Первой Мировой войны. Ему принадлежит рекорд в виде первого беспосадочного перелета через Средиземное море. В годы войны Гаррос прославился изобретением авиационного пулемета, который мог стрелять через работающий пропеллер самолета. В 1918 году летчик был сбит в бою и погиб.
Сегодня стадион включает 20 кортов, часть из которых была построена позже 1928 года. Основные матчи проводятся на трех крупных кортах, из которых только один функционирует с самого открытия комплекса. Главная площадка арены сначала называлась Центральным кортом, а в 2001 году получила имя бывшего руководителя французской федерации тенниса Филиппа Шатрие. Второй по величине корт построен в 1994 году и носит имя теннисистки Сюзанн Ленглен. Третий называется Корт №1 и построен в 1980 г.
Основное событие, которое проходит на стадионе Ролан Гаррос – ежегодный Открытый чемпионат Франции по теннису. В 2014 и 2015 годах дата проведения соревнований выпадает на конец мая и начало июня. Обычно турнир проводится в последнюю неделю весны и первую лета.
Отличительной особенностью кортов Ролана Гарроса является красное грунтовое покрытие. Основой поверхности арены Филиппа Шатрие служит кирпичная крошка. Это самое медленное покрытие среди всех площадок, на которых проводятся турниры Большого Шлема.
Сегодня стадион занимает площадь 8,5 гектар. На этой территории расположены следующие основные объекты:
Музей тенниса Ролан Гаррос, ТеннисеумБольшой интерес для туристов и посетителей стадиона представляет музей тенниса. Здесь собрано огромное количество интереснейших экспонатов и документов, посвященных истории тенниса и летчика Гарроса. Экспозиция занимает площ
дь около 1000 квадратных метров. При входе вас встречает стенд с фотографиями всех победителей Открытого Чемпионата Франции. На стенах и под стеклом – ракетки, форма, кроссовки, медали знаменитых чемпионов.Вам покажут настоящую теннисную экипировку столетней давности, видеонарезки из самых увлекательных матчей за долгую историю турнира. В фондах музея хранится свыше 3000 документов и несколько тысяч часов документальных записей. Среди экспонатов — настоящий самолет начала 20-го века.
Экскурсии по комплексу Ролан Гаррос Экскурсия дает возможность посетить не только музей, магазины с сувенирами, кафе и ресторан, но и закрытые помещения, в которых готовятся к соревнованиям участники Чемпионата Франции. Вы сможете побывать в раздевалках игроков, служебных помещениях, выйти на середину главного корта и представить себя в роли финалиста турнира.
Во время экскурсии вы посетите магазины с сувенирами и символикой стадиона и первенства Франции. Гид расскажет об интереснейших моментах из жизни великих чемпионов Ролан Гарроса.
Записываться на экскурсию нужно накануне, на сайте стадиона. Если вы хотите посетить матчи Чемпионата Франции, вам лучше позаботиться об этом заранее, хорошие билеты раскупают в интернете в первые же два-три дня после их появления в продаже.
Стадион Ролан Гаррос находится на западе Парижа, в 16-м округе, у южной границы Булонского леса. Комплекс занимает треугольник между бульваром д’Отей, авеню Ла Порт д’Отей и Гордон Бенетти.
Добраться до стадиона можно на:
Станции метро:
Автобусные маршруты: 22, 32, 52, 62, 72, 123, 241, PC1.
Стадион Ролан Гаррос на карте Парижа:
Как добраться в замок Во-ле-Виконт из Парижа. Понравилась статья? Ставь ЛАЙК!Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
travelermap.ru
Адриен Жорж Эжен Ролан Гаррос родился в Сен-Дени, Реюньон. Он с детства увлекался игрой на фортепиано и в юношеском возрасте приехал в Париж, чтобы продолжить своё музыкальное образование. Учился в юридическом лицее. Однако, в Париже Ролан впервые увидел аэроплан, после чего карьера музыканта его больше не интересовала. В 1909 году Гарросу удалось упросить известного пилота Альберто Сантос-Дюмона, научить его летать. Через год, в июле 1910, он получил лицензию пилота «бреве» № 147, и вскоре стал одним из лучших авиаторов Франции.
Гаррос организовал воздушный цирк и отправился с ним на гастроли в Мексику и США, где выступал в течение года. Потом вернулся во Францию и принял участие во многих соревнованиях.
В 1911 Гаррос участвовал в воздушных гонках Париж-Мадрид и Париж-Лондон-Париж, в ней он занял второе место.
В сентябре 1911 он установил мировой рекорд высоты — 5610 м.
В 1913 году Ролан Гаррос получил мировую известность, совершив первый беспосадочный перелёт через Средиземное море из Фрежюса на юге Франции в Биззерту в Тунисе. Гаррос так рассказывал об этом полёте:
«Находясь над открытым морем, я обнаружил, что горючего осталось двадцать литров, максимум на час полёта. И тут в разрывы облаков я увидел три маленькие чёрные точки, над ними — три вьющихся дымных хвоста… Страхи разом исчезли! Я был больше не одинок… Снижаюсь… Меня замечают. Все три судна разворачиваются и следуют моим курсом».
Моряки развернулись, чтобы иметь возможность оказать помощь лётчику.
Когда Гаррос приземлился в Бизерте, в баке его Морана оставалось пять литров бензина.
Осенью 1913 года за этот перелёт его наградили Орденом Почетного Легиона.
В начале 1914 года Гаррос встретился в Париже с известным русским авиатором Харитоном Славороссовым. Ролан Гаррос вместе с авиатором Жюлем Ведрином помогли Славороссову устроиться «гастролирующим пилотом» в фирмы Кодрон и Моран-Солнье[1].
Неоднократно участвовал в демонстрационных полётах в Европе и в США. Во время одного из таких показательных воздушных выступлений в Германии его застало начало Первой мировой войны. Гарросу удалось ночью без помощи обслуживающих немецких техников завести свой самолёт и удачно перелететь во Францию (в то время только единичные авиаторы осмеливались летать в тёмное время суток).
Сразу после начала войны, 1 августа 1914 года, Гаррос записался добровольцем в армию и получил назначение в 23-ю эскадрилью «MS 23»[2], оснащённую самолетами «Моран Парасоль» (Morane Saulnier type L), построенных для Турции, но конфискованных с объявлением мобилизации. Был пилотом эскадрильи «MS 23» со 2 августа 1914 года по 3 февраля 1915 года. C 3 февраля по 18 апреля 1915 года — в эскадрилье «MS 26»[3]. При выполнении разведывательных полётов ему хотелось также сбивать в воздухе немецкие самолёты. На вооружении лётчика тогда был только револьвер или карабин, с помощью которых можно было только попытаться ранить или убить пилота противника.
Ещё в 1913 году инженеры Солнье и Шнейдер запатентовали новую схему синхронного пулеметного привода, что дало возможность укреплять пулемет на фюзеляже непосредственно рядом с кабиной и вести огонь через плоскость, вне зоны винта. Однако это новшество тогда реализовано не было.
Гаррос первым установил пулемёт, совмещённый с продольной осью самолёта. Он рассчитал, что порядка 7 % пуль будут попадать в лопасти, поэтому сконструировал специальное откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с каналом ствола пулемета. В данном случае пулемет устанавливался таким образом, что пули при ведении огня попадали только в установленные грани стальных треугольников и при этом не пробивали винт. Конечно, от этого нововведения наряду с плюсами было и очень много минусов. Так, полезная мощность винта снижалась на 10 %, большое количество пуль так и не достигали цели, но в то же время главная цель была достигнута — пулемет мог вести огонь через винт.
В феврале 1915 года на фронт в распоряжение су-лейтенанта Гарроса был предоставлен одноместный «Моран Парасоль», оснащенный неподвижным пулеметом и отсекателями на лопастях винта.
Это событие можно считать рождением самолета-истребителя в классическом понимании этого термина[4].
Воздушный винт с отражателями пуль, извлечённый немцами из обломков аэроплана Ролана Гарроса. | Синхронизатор пулемёта | Установка пулемета Виккерс, стреляющего через винт, на аэроплане Моран[4] | Установка пулемета Виккерс на СПАД VII. |
Благодаря этому новшеству 1 апреля 1915 года Гаррос сбил на высоте 1000 метров немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос» (вероятнее всего, «Albatros B.III»)
8 апреля французский лётчик провел три воздушных боя за день, отправив одного противника в беспорядочное падение (но самого падения никто, включая Гарроса, не наблюдал, поэтому победу не засчитали), а двух других заставил спикировать под защиту своих зенитных пулемётов.
14 апреля во время патрулирования Гаррос сбил одного из двух немецких «Авиатиков», проводивших разведку.
Утром 18 апреля 1915 года Гаррос провел ещё один удачный бой, отчитавшись по возвращении об ещё одном сбитом «Альбатросе», а вечером вылетел на бомбардировку железнодорожных объектов в районе Курти. Не найдя в городе достойного объекта, Гаррос направился дальше на север вдоль железнодорожных путей и атаковал приближающийся эшелон. Первая бомба упала на рельсы перед паровозом. Солдаты охраны немедленно открыли огонь по кружившему на малой высоте самолёту, и во время второго захода одна из пуль перебила бензиновую трубку (по другой версии ‒ топливопровод засорился), после чего двигатель заглох. Лётчик совершил аварийную посадку на вражеской территории, в результате чего попал в плен.
Хотя Гаррос и поджёг свой самолет, уничтожить его полностью не смог. Сгорела обшивка фюзеляжа, но бомбы не взорвались, поэтому немцы получили возможность изучить французский синхронизатор пулемёта. Считается, что немецкие конструкторы просто скопировали французское нововведение. На самом деле, разработки синхронизатора велись в Германии ещё до войны, в 1913—1914 годах. Поэтому уже через месяц после вынужденной посадки Гарроса появился первый настоящий истребитель «Фоккер Е-1». Он, как две капли воды, походил на «Моран-Н», отличаясь от него лишь конструкцией шасси и металлическим каркасом. Однако главным усовершенствованием был пулемёт, снабжённый синхронизатором для стрельбы через винт. Синхронизатор имел существенное отличие: прерыватель стрельбы. При разработке этого несложного устройства, видимо, сработала известная немецкая практичность: не нужно стрелять по лопастям собственного винта и впустую тратить пули при рикошете. В момент прохождения лопастью линии ствола пулемёт можно просто «отключать». Начиная с мая 1915 года такие немецкие машины начали поступать на фронт. Несмотря на категорическое запрещение командования перелетать на них линию фронта, вскоре один из самолётов был подбит, и секрет немецкого синхронизатора стал всеобщим достоянием[5].
Гаррос пробыл военнопленным 3 года. После нескольких попыток ему удалось бежать в феврале 1918 года. В середине мая лётчик вернулся на службу. Летом прошёл переподготовку, восстановив навыки пилотирования и изучив новые веяния в технике и тактике воздушной войны. Командование не хотело отпускать его на фронт, предлагая стать инструктором, испытателем или офицером штаба, но он сумел настоять на своём. 23 августа Гаррос получил назначение в свою прежнюю эскадрилью «SPA-26».
Роллан Гаррос, пилот эскадрильи «MS 23». | Награждение лейтенанта Ролана Гарроса орденом Почётного Легиона 6 марта 1918 года. Открытка. | Роллан Гаррос, пилот эскадрильи «MS 26». |
В конце сентября и начале октября 1918 г. Гаррос участвовал в нескольких воздушных боях. Утром и вечером 2 октября в паре с комэском капитаном Ксавье де Севеном[3] (12 воздушных побед) он провёл по воздушному бою с тройкой «Фоккеров» и одержал свою четвёртую победу. 5 октября 1918 года в 9:30 утра де Севен повел в бой пятерку «СПАДов»-13. При появлении немецких истребителей лейтенант Гарро («SPAD XIII» № 15403) оставил группу и направился к ним, так что командиру пришлось его догонять и возвращать обратно. Потом, когда ниже появилось несколько немецких двухместных разведчиков, он не подчинился приказу к атаке и продолжил набирать высоту для схватки с истребителями. Капитан де Севен вынужден был оставить разведчиков ведомым и идти прикрывать «самовольщика». В этот момент появилась ещё три «Фоккера» («Fokker D.VII»). Гаррос не заметил сигнала «выходим из боя», и оба лётчика вступили в неравную схватку. Скованный боем капитан де Севен вскоре потерял из виду своего товарища, который на аэродром уже не вернулся.
19 октября швейцарские газеты перепечатали сообщение немецкого агентства о том, что «…авиатор Гаррос был убит 5 октября, его самолёт упал в расположении немецких войск». Через несколько дней после этого наступающие французские войска обнаружили в районе Вузье могилу с именем «Гаррос».
Скорее всего, Гарроса сбил лейтенант Герман Хабих из «Jasta 49». Для немецкого лётчика это была 6-я по счёту победа (всего он одержал их 7).
Через пять недель после смерти Ролана Гарроса было подписано перемирие.
org-wikipediya.ru