Настоящий Теннис (англ. Real Tennis) — один из немногих видов спорта, который называют «Спортом Королей»[источник не указан 295 дней]. Эта игра была предшественником того, что сегодня мы называем большим теннисом, а в Англии, на родине большого тенниса, называют «лаун-теннис» (англ.lawn tennis), что в буквальном переводе означает теннис на лужайке или теннис на траве. В Соединённых Штатах настоящий теннис называют теннисом на корте (англ. court tennis), в Австралии — это королевский теннис, а во Франции — «жё-де-пом» (франц. jeu de paume). «жё-де-пом» так же был предшественником современной игры ручной мяч и других видов спорта, включая другие игры с использованием ракетки. Сегодня многие корты для настоящего тенниса во Франции являются клубами игры «жё-де-пом» .
Термин Настоящий Теннис впервые был использован журналистами в середине 20-ого столетия для различия между современным теннисом («лаун-теннис») и более старинным вариантом игры, для которого и было придумано название настоящий теннис. Надо заметить что, несмотря на название «лаун-теннис», в современный теннис довольно редко играют на траве. Уимблдонский турнир — один из немногих турниров, который проходит на травяном корте. Теннисисты и теннисистки настоящего тенниса, тем не менее, последовательно называют свою игру теннисом, в то время как тот вариант игры, который сегодня широко известен как теннис, они называют «лаун-теннис».
Энтузиасты или «реалисты» (англ. «real» — «Real Tennis») настоящего тенниса по сей день играют в настоящий теннис в Англии, Австралии, Соединённых Штатах, Франции.
Существуют исторические документы, свидетельствующие о том, что теннисные корты для настоящего тенниса были на территории Германии 17-го века, но, судя по всему, настоящий теннис перестал существовать в Германии как последствие Второй Мировой войны.
Теннисные мячи для настоящего тенниса по сей день приозводятся вручную. Они сделаны из пробки, плотно обмотанной широкой тесьмой, а затем обтянуты, как правило, шерстяной тканью. Первые теннисные мячи были белого цвета; мячи жёлтого цвета впервые появились в самом конце 20-ого века (в большом теннисе мячи жёлтого цвета появились несколько раньше). Пробковые теннисные мячи гораздо менее прыгучие, чем современные теннисные мячи, сделанные с использованием латекса.
Ракетки настоящего тенниса сделаны из дерева. Струны должны быть натянуты очень туго для того, чтобы ракетка могла выдержать удар довольно тяжёлого мяча. Голова ракетки немного изогнута, чтобы дать возможность теннисистам брать низкие мячи (находящиеся в положении очень близко к полу или углу помещения). В настоящее время существуют только два производителя в мире, специализирующиеся на производстве таких ракеток: «Грейз оф Кембридж» (англ. Grays of Cambridge), UK, а также «Харроу Спортс»(англ. Harrow Sports), USA.
Корты настоящего тенниса находятся в помещении капитальной постройки и, таким образом, занимают гораздо большее пространство, чем корты современного большого тенниса.
Jesmond Dene jeu à dedans courtЭто полноценное здание с очень высоким потолком. С трёх сторон здания потолок приспущен для пентхаусов. Под пентхаусами находятся галереи, из которых зрители могут наблюдать за игрой. Размер поверхности корта 29 × 9.8 метра, размер корта на уровне пентхаусов 34 × 12 метра.
Правила счёта очень похожи на современный теннис за исключением того, что в настоящем теннисе, в отличие от современного большого тенниса, сет выигрывает тот, кто первым выиграл 6 игр (геймов): то есть после того как счёт становится 5:5, нет неоходимости выиграть две игры подряд для того, чтобы выграть сет.
Подача мяча произодится всегда с одного и того же конца корта. Хорошей подачей считается та подача, при которой мяч, до того как приземлился на стороне принимающего, задевает пентхаус с левой стороны (от подающего) на стороне принимающего подачу. Существуют разные стили подач; их названия, по всей видимости, характеризуют технику, используемую при подаче, например: «бумеранг» или «жираф».
Правила игры довольно сложные, к примеру, если подающий не сумел вернуть удар оппонента, и мяч сделал два отскока (что в ситуации большго тенниса означает проигранное очко), теннисист не проигрывает очко автоматически, а имеет возможность отыграть его. В такой ситуации в действие вступает правило игры, которое называется «чейс»: обозначается место второго отскока мяча; подающий и принимающий подачи меняются местами, и игра продолжается до тех пор, пока «чейс» не считается отыграным или проиграным, и очко не присуждается той или иной стороне. «Чейс» считается отыграным, если удар игрока, пытающегося отыграть «чейс», лучше чем тот удар, который он(игрок) не смог принять, и, таким образом, выл вызван «чейс». Удар считается лучше, если второй отскок мяча находится дальше от сетки, чем второй отскок того удара, который вызвал «чейс». В правилах настоящего тенниса существуют и другие сложности, в том числе и сложности, связаные с регуляцией подач: в настоящем теннисе подающий и принимающий подачи не меняются после каждого «гейма», как это происходит в современном большом теннисе. В настоящем теннисе смена подач происходит в зависимости от «чейсов».
Принято считать, что слово теннис произошло от Французского слова «tenez», что означает определённого рода предупреждение от подающего принимающему подачу. Французская игра 12-ого века, судя по всему, была похожа на современный ручной мяч, то есть предполагала игру голой рукой, а на более поздней стадии развития — рукой в перчатке. Судя по архитектурному строению первых теннисных кортов, есть предположение, что игру придумали монахи. В 16-ом веке установились правила игры, появилась ракетка, и игра была перенесена в закрытые помещения. Примерно в этот период игра становится популярной в других странах Европы. Существуют исторические документы, свидетельствующие о том, что в одном только Париже в 1596 году было 250 кортов.
Генрих V был первым в Английской королевсой семье, кто заинтересовался теннисом, однако наибольший вклад в развитие тенниса внёс Генрих VIII. Во время его правления несколько теннисных кортов было построено на территории дворца. Существует поверие что его жена, Анна Болейн, была арестована во время наблюдения за игрой. Существует также поверие о том, что Генрих VIII играл в теннис в то время, когда ему принесли известие об экзекуции Анны Болейн. Позже, во времена правления Джеймса I (1603-25), на территории Лондона было построено 14 кортов.
Во Франции, Фрасуа I (1515-47) относился к теннису с большим энтузиазмом и всячески способствовал его развитию, как в высоких сословиях, так и в среде простых людей. Вслед за ним, Генрих II (1547-59) также был превосходным теннисистом и, таким образом, продолжил королевскую традицию. Первая известная истории книга о теннисе была написана во времена правления Генриха II в 1555 году Итальянским священником Антонио Скаино да Сало. Смерти двоих Французских королей связаны с теннисом: Луи X умер от лихорадки после игры в теннис, и Чарльз VIII — от удара головой о дверную перегородку во время игры в теннис. Король Чарльз IX дал согласие на создание организации теннисных профессионалов в 1571 году. В результате работы организации было установлено 3 уровня профессионалов: ученик, младший член и мастер. Организация так же установила правила игры, которые были зафиксированы в письменной форме неким профессиональным теннисистом по имени Форбет и опубликованы в 1599 году.
Теннис бурно развивался в аристократической среде во Франции, Испании, Италии и Габсбургской империи 17 ого века, а во времена Английского пуританизма развитие тенниса приостановилось. Настоящий теннис сыграл свою роль в истории Французской Революции: документ, который вошёл в историю под названием «Клятва Теннисного Корта» или, в соответствии, с другим переводом «Клятва зала для игры в мяч» (фр. serment du jeu de paume), и следующие за ним события, были решающим моментом на начальном этапе революции. На протяжении 18 ого и 19 ого веков в Англии стали стали развиваться новые виды спорта с ракеткой, в том числе рэкетс и сквош, и развитие настоящего тенниса замедлилось. В Англии Викторианского периода произошло возрождение настоящего тенниса, но на этот раз внимание поклонников тенниса переключилось на игру на открытых кортах, и вскоре большой теннис на открытых кортах стал более популярным среди мужчин и женщин, чем настоящий теннис (игроки настоящего тенниса были практически исключительно мужчинами).
В Австралии корты настоящего тенниса были построены в 1875 году в Хобарте, а в Соединённых Штатах в 1876 в Бостоне, в 1890 в Нью-Йорке и некоторых других городах.
dic.academic.ru
Теннис (Tonnies) Фердинанд (26. 07.1855, Рип, близ Олденсворта, Шлезвиг,- 11.04.1936, Киль) - немеций социолог и историк философии, один из основоположников социологии в Германии, один из основателей Немецкого социологического общества и его президент (1909-1933), сооснователь и президент Гоббсовского общества (Societas Hobbesiana). С 1909-экстраординарный профессор, с 1913 - ординарный профессор Кильского университета, где продолжал читать лекции вплоть до отставки нацистами (1933).
На формирование взглядов Тенниса оказали значительное влияние политическая философия Гоббса, иррационалистическая философия Шопенгауэра и Э. фон Гартмана, а также взгляды основоположников марксизма. Им написаны биографии Гоббса и Маркса. Социология Тенниса - один из первых опытов построения системы формальных, "чистых" категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Теннис подразделяет социологию на "общую" и "специальную". Первая им подробно не рассматривается. По замыслу Тенниса, она должна изучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические, демографические и другие аспекты, общие с формами социальной жизни животных. Вторая, подразделяемая на "чистую" (теоретическую), "прикладную" и "эмпирическую" (социографию) изучает собственно социальную жизнь. Собственно социальное возникает, по Теннису, тогда, когда сосуществующие люди находятся в состоянии "взаимоутверждения". В основу социальной связи Теннис кладет волю (им же впервые введен термин "волюнтаризм" для обозначения соответствующих философских учений). Тип воли определяет тип связи. Возможно взаимоотталкивание, взаимоотрицание воль, но оно не должно рассматриваться в рамках "чистой" социологии, поскольку там, где вражда играет главенствующую роль, есть некая совокупность людей, но нет подлинно социальной связи.
Типология взаимоутверждающей воли подробно разработана Теннисом в его главном труде "Община и общество" (1887). Теннис различает "волю, поскольку в ней содержится мышление, и мышление, поскольку в нем содержится воля". Первый тип воли Т. называет "сущностной", второй - "избирательной" волей. Сущностная воля является "психологическим эквивалентом тела". Поэтому все эмоциональные, аффективные, полуинстинктивные влечения и побуждения, реализующиеся в деятельности, рассматриваются именно в связи с данным типом. Мышление же предполагает, что воля как организм уже вполне сформирована; в ней наличествуют бесчисленные зачатки, представления будущей деятельности. Мышление приводит их в систему, выстраивает иерархию целей. Если сущностная воля предстает в формах инстинктивных влечений, привычки и памяти, то избирательная - в формах "умышленности" (свободного поведения вообще), "произволения" (отдельных действий) и понятия (связывающего само мышление определенным словоупотреблением).
Совокупная форма избирательной воли, содержащая в себе элементы воли сущностной, представляет собой мыслительную систему целей, намерений, средств, целый "аппарат", содержащийся в людских головах и называемый "устремлением". Все типы и формы воли находят выражение в некоторой деятельности или поведении. Социальные, взаимоутверждающие отношения людей возникают из направляющей их деятельность воли. Отсюда - основная типология социальности у Тенниса: сообщество (община), где господствует первый тип воли, и об-во, где господствует второй. Субъектом сущностной воли Теннис называет "самость", т. е. органическое единство, определенное самим собой, но способное включать в себя другое, меньшие органические единства или, соотносясь с другими, равными себе, единствами, конституировать и репрезентировать целое. Так, при отношениях родства семью как целое репрезентируют ее части: мать ч дети, братья и сестры, отец (это различные виды отношений и позиций в семье), причем каждый человек-самостоятельная органическая единица; лишь в семье как целом он отец или брат, а семья как целое конституирована отношениями ее членов. Одновременно это целое есть форма, не зависящая от данных конкретных людей, которые составляют ее преходящую материю. В этом качестве она является предметом чистой социологии. Наряду с семьей к отношениям "общинного" ("сообщностного") типа относятся соседство и дружба.
Субъект избирательной воли - "лицо" (что предполагает формально-юридические понятия). Единство "самости" обеспечено ее внутренне необходимым самоопределением. "Лицо" есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, случайным образом. Это идеальная конструкция мышления, ищущего единства во множестве проявлений, и как таковая может относиться и к индивиду, и к коллективу. Естественный представитель "индивидуального лица" - отдельный человек, который в этом качестве независим от других лиц. Они равны, неограниченно свободны в целеполагании и выборе средств - отсюда и рационально-избирательные, а не эмоционально-органические отношения между ними.
Множество лиц способно составить систему и конституировать "фиктивное лицо", представленное собранием или опять-таки отдельным индивидом. Если "общинные" отношения предполагают "высшую самость", то "общественные" - "искусственное лицо". Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о "владении", "земле", "территории", "семейном праве"; во втором (обществе) - об "имуществе", "деньгах", "обязательственном" (торговом) праве. Сюда же Теннис добавляет и противоположность статуса (Статуса социального концепции) и контракта (договора). Эти оппозиции дают Теннису возможность не только построить разветвленную систему "чистых" социологических категорий, но и рассмотреть под этим углом зрения процесс и смысл исторических изменений, что стало задачей второй части его "специальной социологии" - прикладной социологии.
Основная идея Тенниса состояла в том, что социальность преимущественно "общинная" в ходе истории все больше вытесняется социальностью преимущественно "общественной". Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, гос-ва, политики, обществ, мнения и т. д. С течением времени Теннис усложнил схему, предложенную в раннем труде, включив в нее такие характеристики, как плотность социальной связи (большую или меньшую степень единства), количество участников, товарищеский характер связи в противоположность отношениям господства и подчинения. В результате получалась очень подробная схема, в которой, например, отношения могут быть общинно-товарищескими или общинно-смешанными (т. е. основанными на смешении товарищества и господства - подчинения) и т. д. Могли добавляться и др. основания деления (например, группы могли делиться на естественные, душевные и социальные). В полном виде эта схема представлена в одной из последних работ Тенниса - "Введение в социологию" (1931). Теннис был широко известен и как социолог-эмпирик, организатор крупных статистических и социографических обследований. Но в истории социологии он остался прежде всего как автор "Общины и общества", оказавшей значительное влияние не только на немецкую, но и на всю западную социологию.
Соч.: I) Общение и общество//3омбарт В. Социология Л., б. г. С. 59-66. 2) Gemeinschaft und Gesellschaft. В., 1920. 3) Einfuhrung in die Soziologie. Stuttg., 1965. 4) Soziologische Studien und Kritiken. Jena. 1923-1929. 5) Studien zur Philosophie und Gesellschaftslehre im 17 Jahrhundert. Stuttg., 1972.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009
dic.academic.ru
“Сущностная” воля создает условия для общения и является фундаментом “общинных” социальных связей, включающих родств. отношения, отношения соседства и отношения дружбы; в общинных социальных связях значит, место занимают элементы эмоц. привязанности и спонтанности. Сфера “общинной” жизни является сферой преимущественного проявления “женственности”: это мир личного общения, домашней жизни и домашнего хозяйства, обществ. единения людей, ремесла и рукоделия, мир деятельности как самоцели, мир спонтанности и наивной красоты. К преимущественно “общинным” типам хозяйственной деятельности относятся земледелие (как сфера единения человека с землей) и ограниченное узкими семейными или цеховыми рамками ремесленное производство. “Общинные” социальные связи доминируют в сельской жизни. “Сущностная” воля является источником таких важных компонентов культуры, как религия, изящные искусства, танец, музыка, язык. Общий эмоц. тон общинного образа жизни — простосердечие, свободное самовыражение и спонтанность настроений. Мир “общины” — благоприятная почва для развития воображения и человеч. фантазии.
“Избирательная” воля создает иной тип социальных связей — “об-во”. Деятельность, ею предопределяемая, не замыкается на самой себе, а характеризуется направленностью вовне (Т. характеризует ее как преимущественно “мужскую” деятельность). Типичными формами такой деятельности является торговля, для к-рой свойственно противоборство частных индивидуальных воль, промышленность, к-рой присуще противостояние человека неподатливой, сопротивляющейся, чуждой и враждебной материи, и наука, дающая человеку интеллектуальное господство над природой. Деятельность, продиктованная “избират.” волей, не является самоцелью; она всегда бывает средством для достижения целей; характерными ее свойствами является оформленность, формальность и искусственность как отсутствие наивной непосредственности. Мир “общества”, формируемый множеством “избирательных” воль, — это мир несовпадающих интересов, противоречий, противостояния, планирования, торга и рац. выбора. В фундаменте этого мира лежит принцип индивидуализма; данный тип социальных связей является типичным для крупного города. Об-во постепенно возникает и развивается на базе общины: “непосредств. (наивная) деятельность переходит в рефлектирующую, а последняя развивается в более сознат. выбор средств и, т.о., ведет к более резкому различению целей, и, в конце концов, даже к противоположению средств целям”. Вместе с тем, “обществ.” социальные связи имеют тенденцию к вытеснению “общинных”: социальный мир исторически, по мере постепенного развития торговли и денежного обращения, промышленности, городов и науки, становится все более и более рациональным. Понятия “общины” и “об-ва” трактуются Т. в качестве идеальных типов, как два полюса континуума, в к-ром можно разместить любое из существующих социальных образований. В каждом конкр. об-ве, как полагал Т., в той или иной пропорции присутствуют оба типа социальных связей — “общинный” и “общественный”. Констатируя истор. тенденцию рационализации социальных отношений между людьми, в области практич. политики Т. выступал как сторонник обществ. прогресса. Идеи Т. (типология “община/об-во”, а также принципы социол. объективности, проект создания формальной социологии) пользовались большой популярностью в пер. пол. 20 в., широко обсуждались и оказали опр. воздействие на развитие теорет. социологии и антропологии.Соч.: Gemeinschaft und Gesellschaft. В., 1920; Sozio-logische Studien und Kritiken. Bd. 1-3. Jena, 1925-29; Geist der Neuzeit. Lpz., 1935; Einfuhrung in die Soziologie. Stutt., 1965; Общение и об-во // Зомбарт В. Социология Л., б.г.; Эволюция социального вопроса. СПб., 1908.
Лит.: История бурж. социологии XIX — нач. XX в. М., 1979.
В. Г. Николаев
Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
dic.academic.ru
(Tönnies), Фердинанд (26 июля 1855 – 11 апр. 1936) – нем. социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, профессор ун-та в Киле (1906–33).
По Т., социология подразделяется на три дисциплины: 1) чистая, или теоретическая, социология представляет собой логич. систему понятий и идеальных типов, необходимых для описания и понимания конкретных социальных явлений; 2) прикладная социология использует эти понятия, применяя их к историч. развитию общества; 3) эмпирич. социология, или социография, является описат. дисциплиной, опирающейся на индуктивный метод и использующей понятия чистой социологии в качестве общих установок. Важнейшая работа Т. – "Общность и общество" ("Gemeinschaft und Gesellschaft", Lpz., 1887, 8 Aufl., Lpz., 1935). Рассматривая обществ. отношения как волевые отношения, Т. подразделяет их на два типа, в зависимости от выраженного в них типа воли. С одной стороны, существует естеств. инстинктивная воля (Wesenwille), к-рая направляет поведение человека как бы сзади. С другой стороны, существует рассудочная воля, предполагающая возможность выбора и сознательно поставленную цель действия (Kurwille). Примером первой может служить материнская любовь, примером второй – торговля. Естеств. воля порождает общность (общину), рассудочная – общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органич. отношения; в обществе – расчетливый разум, абстракция, механич. отношения. По мере развития человеческого общества отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже во "Введении в социологию" ("Einführung in die Soziologie", Stuttg., 1931) Т. усложнил эту типологию, совместив ее с дифференцированным подразделением социальных сущностей на отношения, группы и объединения и заимствованной у юриста Гирке классификацией человеческих отношений на отношения "господства" и "товарищества". Несмотря на идеализм и психологизм концепции Т. (обществ. отношения классифицируются по воплощенным в них типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Т. одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологич. понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально- патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое науч. значение имели многочисл. эмпирич. исследования Т. (о социально-экономич. условиях жизни гамбургских грузчиков и моряков, преступности, самоубийстве и т.д.). Хотя взгляды Т. не свободны от элементов романтизма (идеализация отношений общности), в целом он стоял на бурж.-демократич. позициях, с ориентацией на гуманистич. традиции Просвещения. В его работах представлена сильная социально-критич. струя. Отрицательно относясь к идее революции, Т. тем не менее признавал большое науч. значение Маркса и материалистич. понимания истории, переписывался с Энгельсом. Т. был последоват. демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его "совр. варварством". После установления фашистской диктатуры демонстративно ушел с поста президента Нем. социологич. об-ва, одним из основателей к-рого он был.Соч.: Die Sitte, Fr./M., 1909; Der englische Staat und der deutsche Staat, В., 1917; Marx. Leben und Lehre, Jena, 1921; Kritik der öffentlichen Meinung, В., 1922; T. Hobbes Leben und Lehre, 3 Aufl., Stuttg., 1925; Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1–3, Jena, 1925–29; Die Entwicklung der sozialen Frage bis zum Weltkrieg, 4 Aufl., B.–Lpz., 1926; Das Eigentum, W.–Lpz., 1926; Fortschritt und soziale Entwicklung. Geschichtsphilosophische Ansichten, Karsruhe, 1926; Geist der Neuzeit, Lpz., 1935.
Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, М., 1964, с. 102–06; Heberle R., The sociological system of F. Tönnies, в кн.: An Introduction to the history of sociology, ed. H. E. Barnes, Chi., 1948; Rudolph G., F. Tönnies und der Faschismus, "Wissenschaftliche Zeitschrift der Humbolt Universität zu Berlin. Gesellschafts-sprachwissenschaftliche Reihe", 1965, Jg. 14, [H.] 3, Вellebaum Α., Das soziologische System von F. Tönnies unter besonderer Berücksichtigung seiner soziographischen Untersuchungen, Meisenheim/Glan, 1966.
И. Кон. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
dic.academic.ru