Что вы знаете об истории своей семьи?
Происхождение я веду от старинных русских фамилий Дементьевых и Беляковых. Род отца обосновался в Петербурге чуть ли не с момента основания города, и его представители служили учителями, врачами, строителями, военными, архитекторами. Папину семью выкосили репрессии, война и блокада, родственников с его стороны я знаю лишь по фотографиям. Бабушка умерла после ареста деда, и отец в возрасте тринадцати лет вместе с братом оказался в детдоме, но, к счастью, с его абсолютным музыкальным слухом попал воспитанником в военно-оркестровую службу Ленинградского пехотного училища. Папа прошел всю войну, стал офицером, после Победы окончил Консерваторию. Служил он на Западной Украине, где я и родилась. Львов, Самбор, Ужгород, Стрый — красивейшие города моего детства. Затем мы жили в ГДР, а в Ленинград вернулись после демобилизации отца, который стал директором музыкальной школы и работу эту обожал. Мама всю жизнь занималась домом — всего полгода, как ее не стало.
Почему вы решили поступать на кафедру искусствоведения в Академию художеств?
Жизнь в Восточной Германии — Дрезден, Потсдам, Веймар — дала импульс к увлечению архитектурой и изобразительным искусством. Я посещала и детский клуб Эрмитажа, и его лекторий, и все выставки. Повлиял и круг общения родителей. Так все и сложилось. Получив диплом, год работала экскурсоводом в Исаакиевском соборе, а затем оказалась в только что созданном бюро по охране памятников истории и культуры. Через пару лет меня назначили уполномоченным Минкультуры СССР по контролю за вывозом культурных ценностей.
Предполагаю, что в те годы случалось множество интересных историй. Какая особенно запомнилась?
Скандальная. Связана она с Домом писателей, который располагался в особняке Шереметевых и был полон произведений искусства. Во время ревизии в начале 1980-х я обнаружила, что часть картин находилась на чердаке, у труб парового отопления, сохранность вещей была ужасающей. Решили передать наиболее ценные в музеи. Двадцать восемь произведений поступили тогда в Эрмитаж, Ораниенбаум, Русский музей, но почему-то никто не взял подписную работу Казимира Малевича «На бульваре» розово-голубого периода. Завернула картину в газету, вышла на набережную Кутузова — мороз за тридцать, метель, а я думаю, куда мне с ней идти. Решила, что до Эрмитажа далеко, Русский музей ближе. Его директора Пушкарева и попросила взять Малевича на временное хранение. Он как бы нехотя согласился, а когда через несколько дней я пришла за полотном, чтобы передать его в Эрмитаж, Василий Александрович мне сказал: «Я же музейщик. Вот тебе урок: что ко мне попало, из Русского никуда не уйдет».
Вы были заметной фигурой в команде губернатора Валентины Матвиенко, а еще в 1980-х — ее помощником в Ленгорисполкоме.
Валентина Ивановна пригласила меня в 1986-м, и то время я называла периодом «бури и натиска», еще не подозревая, что в моей жизни ему суждено будет повториться в 2003–2011 годах. Четверть века шли разговоры о переводе сторонних ведомств из памятников архитектуры, а Валентине Ивановне за три года в начале перестройки удалось передать музеям Михайловский замок, Строгановский и Шереметевский дворцы, Меншиковский дворец в Ораниенбауме, освободить от производственных цехов Троицкий собор, церкви Пантелеймона, Симеона и Анны, корпуса Александро-Невской лавры. Это наибольшее достижение тех лет. Что касается моей работы в качестве председателя КГИОПа, то начинать ее пришлось с возрождения реставрационной отрасли — в1990-е она была почти уничтожена, а дала сразу двенадцать тысяч рабочих мест. В 2004году в фазе активного разрушения на ходились 1317 объектов культурного наследия, а к 2010-му число аварийных было сокращено до 342. Цифры говорят сами за себя.
С 2011 года вы во главе музея в Павловске. Что удалось сделать?
Когда я пришла сюда, неприятно поразила запущенность парка: поврежденные павильоны и скульптура, разбитые скамьи, кострища, мусор, катание на «ватрушках» зимой. Прямо у дворца было подобие вещевого рынка, а в тронном зале стоял ларек с матрешками! Сейчас парк возвращается к историческому облику, мы провели ремонт дорог и гидротехнических сооружений, закончили реставрацию Большого каскада, Итальянской лестницы, Вольера, Пиль-башни, галереи Гонзаго, Мраморных и Театральных ворот. В планах восстановление дворцовых оранжерей и садоводства Боде. Взялись за залы первого этажа во дворце — интерьеры не реставрировались с 1970-х. В помещениях входной группы появятся достойный магазин и приличное кафе.
Уже привычный фестиваль «Павловская белка» состоится?
Да, он нравится людям. Дети раскрасят фанерных белок, экологи расскажут ребятам о важности охраны природы, в мини-зоопарке можно будет увидеть коз и павлинов. Мы устраиваем и другие праздники, но критерий посещаемости не должен применяться к такому музею, как наш. Ему противопоказаны толпы, в парке нужно создавать гармонию и покой, ведь из Павловска все уходят более энергичными, чем приходят в него.
В 1990-м Вера Дементьева создала фирму по связям с соотечественниками за рубежом и управлению недвижимостью «Северные цветы», на счету которой спасение от сноса и реставрация дома на Невском проспекте, 80. Недавно в Павловск вернулся сервиз, принадлежавший хозяйке дворца императрице Марии Федоровне. В январе наследники посла Германии в СССР графа фон Шуленбурга возвратили в музей похищенные гитлеровцами 135 книг из библиотеки Росси. |
www.sobaka.ru
13 октября с.г. был освобожден от своей должности директора государственного музея-заповедника "Павловск" Николай Третьяков, стаж которого в музейном деле составляет несколько десятилетий .
Цитата: "...14 октября вечером в ряд петербургских СМИ, в том числе и в редакцию ИА REGNUM поступило письмо от сотрудников ГМЗ "Павловск", направленное депутату Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борису Киселеву, в котором сотрудники музея выражают недоумение в связи с отставкой директора. Сотрудники напоминают, что именно при Третьякове музей вышел на качественно новый уровень развития, проведены масштабные реставрационные и ремонтные работы, открыты новые выставочные залы, музей костюма, концертный зал и многие другие значимые объекты. В письме также указывается, что музей успешно прошел различные музейные проверки, а его проекты были неоднократно отмечены премиями правительства Санкт-Петербурга. Сам Николай Третьяков в 2010 году был награжден премией "Престиж Санкт-Петербурга", а также орденом за заслуги перед отечеством четвертой степени, Третьяков "также пользуется уважением сотрудников музея и коллег по музейному сообществу", - говорится в письме".Подробности: http://www.regnum.ru/news/1456542.html#ixzz1bLtz2oyn
19 октября с.г. покинула свой пост председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера ДементьеваМесто директора ГМЗ "Павловск" освободили для нее. Хотя, говорят, она хотела Петергоф. Но он федерального подчинения и оказался ей не по зубам, хотя и по аппетиту.
Моя соседка по кабинету очень болезненно переживает такую "ротацию кадров" (именно такое определение дал увольнению Третьякова председатель Комитета по культуре, см. http://karpovka.net/2011/10/17/28109/) и все ждет волны народного негодования. Но тихо.
У Дементьевой, конечно, и образование, и опыт работы подходящие, но не репутация. А еще ей 61 год! Так и куда?!
Вседозволенность беспредела...
Также см. http://www.echomsk.spb.ru/news/obschestvo/kto-stanet-novym-direktorom-muzeya-zapovednika-pavlovsk-stanet-izvestn.html?print=Y
o-kalnickoi.livejournal.com
Издательский дом КОММЕРСАНТЪ
"Газпром" использует последний "Ниеншанц"
Отказ петербургских властей от проекта газпромовского небоскреба "Охта-центр" и ряда сопуствовавших ему скандальных решений привел к судебному конфликту между Смольным и "Газпромом". Инвестор оспаривает действия подчиненных губернатора города Валентины Матвиенко, которые под давлением градозащитников исправили урезанные в интересах "Газпрома" границы археологического памятника "Шведская крепость Ниеншанц" на принадлежащем ему участке бывшего "Охта-центра". ...
Читайте полностью ЗДЕСЬ.
*********************************************************************************Хотелось бы еще особо отметить одно очень важное событие:16.03.11 - Верховный суд РФ отклонил кассационную жалобу Смольного на решение городского суда, который в декабре 2010 года признал незаконными все высотные параметры, установленные в охранных зонах, зонах регулирования застройки и зонах охраняемого ландшафта Петербурга. Пересмотру подлежат свыше 130 высотных доминант, строительство которых допускают Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга и городской закон о границах зон охраны культурного наследия. И теперь высотность придется понижать.
Уже появились в Прессе заголовки:Петербургские девелоперы - в культурном шоке СМИ: 115 высотных проектов придется пересмотреть в Санкт-Петербурге " Решение Верховного Суда РФ, признавшего незаконным свыше 130 доминант, изменит карту высотного строительства в Петербурге. Под раздачу попали в частности такие знаковые проекты, как «Невская ратуша» и «Балтийская жемчужина»....
Это очень важная победа градозащитников, означающая полный крах градостроительной политики губернатора Матвиенко В.И.**********************************************************************************************
Однако вернемся страданиям "Газпрома".Для Петербуржцев и для всех, кто любит наш город остаются два важных вопроса.
(*). Необходимость музеефикации уникальных исторических, археологических находок и создание ландшафтного музея на Охтинском мысу.
(*) Необходимо, чтобы новые проект офисного центра для Газпрома на Лахте был без небоскреба. Следует запомнить этим господам что есть причины, почему нельзя строить небоскреб на Лахте.Нужно чтобы соблюдался закон. нужно запретить переделывать, подстраивать законодательство под безумные проекты.
Петербургский КГИОП, по идее, это "Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга". Но порой, благодаря Вере Дементьевой - главе КГИОПа, расшифровка этой аббревиатуры должна быть иной, и вместо слова "комитет" должно быть слово "косоглазие". Простите за грубость, но по другому оценивать работу этого комитета - нельзя.
andronnik-a.livejournal.com