Теннис в Красногорске
Теннисная жизнь в Красногорском районе Московской области




1. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Оля лена ян и коля провели кубковый турнир в камешки


Лекция - Решение задач 11—24 из учебника

Задача 11. Задача на понимание правил игры в камешки. Посоветуйте ребятам помечать позиции, получающиеся после хода Первого, синим цветом, как это сделано на листе определений. При осознанном решении ребята должны уметь отвечать на вопросы, кто из игроков сделал ход из той или иной позиции и кто выиграл в данной партии.

Задача 12. В процессе решения данной задачи все учащиеся должны освоить правила игры «камешки». Для начала можно провести одну-две партии на доске и попросить ребят написать цепочки для этих партий. Заполнять таблицу, как и во всех задачах на проведение турниров в малых группах, лучше всего в ходе игры: заносить в неё результаты по окончании каждой партии. В пустых клетках заголовка таблицы нужно написать имена или фамилии игроков, но не номера, иначе дети будут путать их с Первым и Вторым. Как видите, в условии задачи определена очерёдность хода игроков, которая позволяет членам каждой пары одинаковое число раз побыть на месте Первого и на месте Второго. На самом деле Первый в этой игре обладает выигрышной стратегией, но это ребятам ещё предстоит узнать в дальнейшем. Возможно, кто-то из сильных учащихся в ходе игры и особенно в ходе ответов на вопросы обратит внимание на то, что Первый выигрывает чаще Второго. Такому ученику можно дать задание подумать, почему так получается и как именно должен играть Первый, чтобы выиграть наверняка, как бы ни играл Второй.

Задача 13. В отличие от задачи 11 здесь нужно написать не просто цепочку партии, а цепочку, удовлетворяющую определённому условию (выигрышу конкретного игрока). Эту задачу можно решать достаточно формально — сначала написать на листочке любую цепочку партии с разрешёнными ходами и заданной начальной позицией. Далее нужно определить победителя в этой партии, а чтобы ребятам сделать это было проще, посоветуйте им помечать результаты ходов Первого определённым цветом, как это сделано на листе определений. Если кто-то из ребят нарисовал все бусины цепочки одним цветом, попросите его расставить над каждой бусиной, начиная со второй, римские цифры I и II в зависимости от того, кто из игроков привёл игру к этой позиции. Итак, мы нарисовали произвольную цепочку игры, например:

Оказалось, что в данной партии выиграл Второй, значит, эту цепочку следует записать во второе окно. Чтобы получить теперь цепочку, в которой бы выиграл Первый, достаточно немного поправить уже составленную цепочку, сделав в ней на одну бусину (на одно число) больше или на одну бусину меньше. Оказывается, для игры с данными правилами это можно сделать всегда. Действительно, в процессе игры кто-то из игроков сделает хотя бы один ход по 2 или 3 камешка либо все ходы будут по 1 камешку. В первом случае мы сможем разделить ход на два (1 и 1 или 1 и 2), во втором мы сможем сделать из двух ходов по 1 камешку один ход. Например, нашу цепочку можно переделать так:

Задача 14.Эта задача на установление соотношений между одномерными и двумерной таблицами для одного мешка. В курсе 3 класса ребятам уже приходилось встречаться с задачами, где требовалось заполнить для одного мешка и одномерные, и двумерную таблицы. Тогда мы советовали вам обратить внимание ребят на совпадение сумм по столбцам (или по строкам) двумерной таблицы с соответствующими числами одномерной таблицы и использовать полученную закономерность в ходе проверки. Впрочем, тогда без этого можно было обойтись. Здесь же для решения уже необходимо понимать характер связи чисел в разных таблицах. Например, нужно понимать, что общее число красных фруктов в двумерной таблице (сумма чисел первой строки) равняется числу, стоящему в первом столбце первой одномерной таблицы (10). Исходя из этого, можно заполнить пустую клетку в первой строке двумерной таблицы. Теперь, рассуждая аналогично, можно заполнить пустую клетку в последнем столбце двумерной таблицы, используя число слив из второй одномерной таблицы. Так продолжаем рассуждать до тех пор, пока вся двумерная таблица не будет заполнена. После этого можно будет заполнить пустую клетку в одномерной таблице.

Задача 15. Здесь можно играть за двоих, подыгрывая либо Первому, либо Второму. Однако можно попытаться объяснить ребятам и честное решение, в котором никто никому из игроков не подыгрывает. Проанализируем ситуацию, создавшуюся на поле. Учитывая очерёдность ходов, можно сделать вывод о более выгодном положении Второго игрока (его очередь делать ход). Среди всех возможных его ходов самый выгодный — поставить нолик в правый верхний угол:

Этим Второй одновременно мешает Первому получить три крестика на диагонали и создаёт позицию, приводящую к собственной победе вне зависимости от следующего хода Первого (игроки называют такую позицию «вилкой»): у Второго теперь есть возможность поставить три нолика либо на верхней горизонтали, либо на правой вертикали, а Первый при этом следующим ходом может помешать ему построить только одну из этих троек. Итак, если Второй играет «по-настоящему», то он наверняка сделает этот выигрышный ход, и мы достроим цепочку В (потому что именно партия с цепочкой В должна закончиться выигрышем Второго), например, так:

Теперь надо всё-таки построить цепочку А игры, где выигрывает Первый. Для этого Второму придётся подыграть Первому, не делать своего выигрышного хода и поставить нолик не в правую верхнюю клетку, а в другую свободную клетку. Тогда партия сразу закончится выигрышем Первого, и мы достроим цепочку А, например, так:

Задача 16. Необязательная. Эта задача совсем простая, но она даёт ребятам представление о том, что в некоторых партиях игры «камешки» у игрока просто нет выбора. Иногда это касается только одного игрока, т. е. он проигрывает в любой игре. Гораздо реже такая ситуация касается обоих игроков и партия предопределена с самого начала, как в данной задаче. Чтобы все учащиеся заметили это, в задаче приведено последнее задание, в котором ребята должны подумать, существует ли хотя бы одна другая цепочка партии по тем же правилам (конечно, такой цепочки не существует).

Задача 17. В задаче надо сопоставить множество возможных инструкций с результатом выполнения — раскрашенной цепочкой. Первое, что приходит в голову, — пытаться брать все инструкции последовательно по одной и применять их. Сильные дети наверняка будут ставить лишь пометки, соответствующие цвету, под бусинами исходной цепочки. Слабым детям вы можете облегчить задачу, выдав такие нераскрашенные цепочки. Тогда ребята смогут просто раскрашивать эти цепочки по инструкциям, а затем результат сопоставлять с данной цепочкой. Обратите внимание, что данная цепочка может быть результатом выполнения не только одной инструкции. И вы, и ребята, скорее всего, сталкивались с тем, что в жизни совершенно разные действия приводят к одному и тому же результату. В условии задачи мы это подчёркиваем словом «могла». Однако из приведённых инструкций подходит только одна — третья.

Задача 18. Задача на повторение темы «Все пути дерева». Слова-пути включают внутрисловные знаки, поэтому ребятам необходимо вспомнить, что дефис и апостроф — символы, требующие помещения в отдельные бусины (вершины дерева). Во-вторых, дерево Q должно иметь определённое число вершин (23), а общее число знаков в словах мешка гораздо больше, значит, при построении дерева нужно экономить вершины. Например, все слова в мешке начинаются либо с буквы К, либо с буквы О, значит, в дереве Q можно поставить только две корневые вершины, а не семь по числу слов в мешке. Теперь рассмотрим слова, начинающиеся с буквы К. Во всех этих словах следующая после буквы К — буква О, значит, в дереве корневая вершина К будет иметь одну следующую вершину. В словах, начинающихся с буквы О, на втором месте стоит либо буква Н, либо апостроф, значит, в дереве корневая буква О будет иметь две следующие вершины. Так нужно стараться уменьшать число вершин в дереве везде, где это возможно. В конце, конечно, стоит проверить, что в дереве Q действительно получилось 23 вершины.

Ответ:

Задача 19. Первая задача в курсе 4 класса, посвящённая Робику. В ходе написания программы Р от ребят потребуется вспомнить, как стенки ограничивают перемещения Робика. Например, Робик сломается, если из начального положения мы заставим его выполнить команду «вправо» или «вверх», так как он не может проходить через стены. Первая команда по условию — команда «вниз». Вторая команда опять не может быть командой «вправо», зато подойдут все три оставшиеся команды. Аналогичным образом нужно и дальше учитывать положение стенок и границ поля при написании программы Р.

Вот позиция Робика после выполнения программы М:

Задача 20. Как и задача 10, это задача на повторение темы «Склеивание цепочек», но здесь ребятам необходимо для решения вспомнить некоторые сведения из курса русского языка: понятия основы и окончания слова.

Задача 21. Задача на повторение правил проведения кубкового турнира, которые дети обсуждали в рамках проекта «Турниры и соревнования». Для решения этой задачи нужно хорошо понимать закономерности игры «камешки» и правила построения цепочек партий этой игры. Так, по чётности числа ходов партий нетрудно понять, какая пара её провела. Например, в первой партии выиграл Первый (Оля), следовательно, число ходов в ней нечётное. Значит, длина партии Оли и Лены — 3 или 5 ходов. Исходя из тех же соображений, длина партии Яна и Коли — 4 хода. Значит, длина последней партии турнира — нечётная: выиграл Первый (Оля). Теперь в каждом из окон осталось написать цепочки партий заданной длины. Обратите внимание: длина партии и длина цепочки партии — это разные числа. В цепочке партии бусин всегда на одну больше, чем в партии ходов: добавляется начальная позиция.

Задача 22. Необязательная. Для каждого окна, конечно, возможны разные варианты. Тем не менее у кого-то из учеников могут возникнуть трудности с решением этой задачи, поскольку все слова начинаются на ША, а таких слов в русском языке сравнительно немного. Где-то помогает правило словарного порядка для случая, когда одно слово является частью другого. Например, между словами ШАБЛОН и ШАГОМ можно поставить слово ШАГ, а перед словом ШАЛИТЬ — слово ШАЛИТ. Если нужное слово ребёнку найти никак не удаётся, можно разрешить ему поискать слово в орфографическом словаре. В ответе приведены некоторые возможные варианты заполнения окон в таблице.

Ответ:

ШАБЛОН

ШАГ

ШАГОМ

ШАЖОК

ШАЙКА

ШАЛАШ / ШАЛИТ /ШАКАЛ

ШАЛИТЬ

ШАЛОВЛИВЫЙ

ШАЛУНЬЯ

ШАЛЬ

ШАЛЬНОЙ

ШАМАН / ШАМПАНСКОЕ

ШАМПУР

ШАПКА

ШАПОЧКА

ШАХМАТЫ / ШКОЛА / ЩУКА

Задача 23. Необязательная. В 3 классе ребята уже встречались с подобными задачами. Их можно решать методом проб и ошибок или методом перебора, поочерёдно «запуская» Робика из каждой закрашенной клетки. Здесь помогут анализ программы и некоторые рассуждения, позволяющие уменьшить этот перебор. Так, можно сразу отбросить все клетки, из которых нельзя выполнить даже первую команду — команду «влево» (таких клеток оказывается три), а затем из оставшихся можно исключить клетки, из которых нельзя выполнить первые две команды, — команды «влево» и «вниз» — таких клеток ещё две. Остальные пять закрашенных клеток можно проверить более внимательно. Другой вариант (для сильных учеников) — анализировать программу с конца. Так, клеток, из которых можно выполнить три раза команду «вправо», среди закрашенных всего две, значит, после выполнения первых шести команд программы Робик может находиться в одной из них. А поскольку четвёртая с конца команда — это команда «вверх», можно безошибочно указать единственную закрашенную клетку, в которой будет находиться Робик после выполнения первых пяти команд программы (первая клетка во второй закрашенной строке). Теперь осталось выполнить первые пять команд программы в обратном порядке.

Ответ:

Задача 24. Необязательная. При решении задачи ребята могут столкнуться с двумя трудностями. Во-первых, в задании фигурируют два вида мешков: мешки мешков (внешние мешки) и мешки бусин (внутренние мешки), которые названы одним и тем же словом — «мешок»: кто-то может запутаться, какой мешок имеется в виду. Можно прямо в условии сделать пометки — «внешний» и «внутренний» или «большой» и «маленький». Тогда условие приобретает вид: «Найди один мешок мешков (большой), в каждом мешке (маленьком) которого есть две одинаковые бусины».

Во-вторых, сложной может оказаться логическая структура высказывания, поскольку содержит два квантора: «для каждого» и «есть». Если кому-то из детей будет трудно сразу понять структуру текста задания, порассуждайте вместе. Нужно разобраться со всеми мешками: где есть две одинаковые бусины, а где их нет. Можно те мешки, где есть пара одинаковых бусин, как-то пометить (только надо проследить, чтобы пометки отличались от галочек, которые нужно поставить в соответствии с заданием). Чтобы довести рассуждения до конца, задайте вопрос: «Сколько должно быть мешков с двумя одинаковыми бусинами в большом мешке?» Читая условие, ребята обязательно обратят внимание на слово «каждый». Это означает, что каждый из трёх (или четырёх) внутренних мешков должен содержать две одинаковые бусины. Теперь посмотрим, в каком большом мешке все маленькие мешки оказались помечены. Искомый мешок — мешок В.

Урок «Игра «ползунок»

Эта игра интересна тем, что в ней место числовой интуиции занимает геометрическая. При этом геометрия здесь не обычная, а информатическая, дискретная. Дискретной эту геометрию называют потому, что в ней действие разворачивается в пространстве из конечного числа точек и конечного числа разрешённых отрезков (только вертикальные и горизонтальные и только соединяющие соседние точки).

www.ronl.ru

Урок 30. Проект «Турниры и соревнования», 1-2 часть

Урок 30. Проект «Турниры и соревнования», 1-2 часть

Материалы к проекту: задачи 2 – 5 на с. 6 – 9 тетради проектов, заготовки для турнирной таблицы и дерева турнира на с. 10 – 13 тетради проектов.

Общее обсуждение

Как и большинство проектов курса, данный проект стоит начать с общего обсуждения, в ходе которого дети должны получить представление о двух видах турниров (круговом и кубковом), их сходствах и различиях, основных правилах их проведения.

Весь мир постоянно соревнуется. Различным соревнованиям (спортивным и не только) отводится большое место в жизни людей. Спортивные соревнования проводятся по разным правилам, но мы не будем заниматься правилами конкретных видов спорта и игр (хоккей, бег или камешки), а обсудим, как выявляется победитель.

Существует много вариантов определения победителя в состязаниях. Попросите детей вспомнить или придумать правила выявления лучшего в различных состязаниях: бег, спортивные игры, прыжки в высоту, прыжки в длину.

Затем ограничьте задачу играми, в которых два человека или две команды встречаются между собой. Для начала лучше считать, что такие встречи заканчиваются обязательно победой одной или другой стороны. В паре всегда будут выигравший и проигравший. Но людей у нас не двое, а целый класс. Как определить лучшего?

Скорее всего, дети (особенно мальчики) знают, что на соревнованиях либо каждый участник встречается с каждым (как в первенстве страны по футболу), либо проигравший сразу выбывает (так разыгрывают кубок страны, так проходят соревнования по теннису).

Круговой турнир, в котором все соперники встречаются между собой, изображается в виде таблицы. Кубковый турнир удобно наглядно представить в виде дерева:

Увлекающиеся спортивными зрелищами ребята могут сказать, что часто в соревнованиях сначала проводятся круговые турниры в группах, а затем победители или призеры групп играют кубковые матчи на выбывание. Такой вариант соревнования можно изобразить в виде дерева, листья которого содержат таблицы круговых турниров.

Выслушав все, что известно детям, обсудите, какие схемы они считают справедливыми, а какие нет. В этом обсуждении стоит отдельно рассмотреть два случая.

  1. Более реальный – победитель игры в паре заранее неизвестен. Именно так обстоит дело в огромном большинстве игр и состязаний, поскольку все они имеют элемент случайности.
  2. Менее реальный – силы соревнующихся очень разные, и мы заранее знаем, кто в какой паре победит.

Дети, скорее всего, скажут, что круговой турнир более справедливый, чем кубковый. Можно не выяснять сейчас, в чем справедливее и почему они так считают, а оставить это обсуждение до окончания проекта.

Решение задач из тетради проектов

Основным содержанием данного проекта является решение задач из тетради проектов. Именно в ходе этой работы ребята должны усвоить правила проведения турниров (кругового и кубкового) и научиться оформлять их результаты в виде турнирной таблицы или дерева.

Задача 2. В этой задаче ребята увидят две таблицы для одного кругового турнира. Действительно, таблицу кругового турнира можно составлять по-разному. Так по таблице 1 проще подсчитывать заброшенные шайбы (сумма чисел в соответствующей строке) и пропущенные шайбы (сумма чисел в соответствующем столбце). По таблице 2 проще подсчитывать набранные очки и выяснять места для каждой команды. Вот заполненные таблицы 1 и 2:

Таблица 1.

Таблица 2.

При заполнении таблицы 2 ребята столкнутся со сложным случаем распределения мест. Команды «Ураган» и «Торнадо» имеют по 4 очка. Команда «Ураган» при этом заняла более высокое (второе) место, поскольку выиграла во встрече с командой «Торнадо» (со счетом 3:1).

Задача 3. Эта задача снова посвящена круговому турниру, только команд в нем участвует гораздо больше и это затрудняет работу с турнирными таблицами. Эта задача сложнее предыдущей еще и тем, что придется использовать одновременно информацию из двух таблиц. Кроме того, для решения необходимо понимать взаимосвязь и правила построения обеих таблиц. Лучше начать с того, что в обеих таблицах заполнить первые 8 столбцов (со счетом). Например, первая строка таблицы 4 позволяет заполнить первую строку и первый столбец таблицы 3 – записать заброшенные и пропущенные шайбы командой 3 «А» класса. После этого можно заполнить все остальные пустые клетки в таблицах. Мы приводим здесь заполненные таблицы 3 и 4:

Таблица 3.

Таблица 4.

Кроме заполнения таблиц, ребята должны ответить на вопросы. Ответ на первый вопрос можно найти разными способами. Один из вариантов – вычислить при помощи рассуждений. Каждая из 8 команд играла с каждой из оставшихся 7 команд, значит, надо перемножить 7 и 8. Но при этом каждый матч был посчитан дважды, поэтому результат надо разделить на 2 и получится число игр. Другой вариант – просто сосчитать число клеток со счетом, которые располагаются выше диагонального ряда (или сосчитать все клетки со счетом, кроме диагональных, и разделить результат на 2).

Ответ на второй вопрос задачи можно найти в таблице 4, а на третий – в таблице 3.

Задача 4. Эта задача посвящена кубковому турниру. Здесь ребята смогут убедиться, насколько быстрее его проводить и легче подводить итоги. Фактически итоги подводятся автоматически, ведь итогом такого турнира является победа в самой последней игре. Результаты всех игр при решении этой задачи ребята будут брать из таблицы 4 (задачи 3). Например, в игре между командами 3 «А» и 4 «А» выиграл 3 «А», значит, команда этого класса и вышла в следующий тур, а в вершину дерева предыдущую перед парой 3 «А» и 4 «А» надо записать 3 «А».

Сравнивая результаты решения этой и предыдущей задач ребята могут убедиться, что в турнирах, проводимых по разным системам, могут быть разные победители – даже при одинаковых результатах игр. Так в кубковом турнире уже в первом круге выйдет из борьбы победитель кругового турнира – 4 «А» класс. В результате победителем кубкового турнира становится 4 «В» класс.

Задача 5. В этой задаче ребята могут увидеть, что при проведении кубкового турнира победа одного из участников в значительной степени зависит от распределения участников по парам. Так, даже при очень стабильной игре в каждой паре игроков (как в данном случае) победитель турнира меняется в зависимости от того, как игроки расставлены в пары.

Идея решения этой задачи довольно проста. Если необходимо, чтобы выиграл Володя, ни в каком туре не надо его ставить в пары с игроком, которому он проигрывает – Колей. В частности, надо позаботиться о том, чтобы Коля не вышел во второй тур и поставить его в первом туре играть с Петей. Аналогично ситуация будет складываться при выполнении второго задания. Что касается третьего задания, выполнить его невозможно, ведь Коля выигрывает только у одного игрока, а для победы ему надо сыграть две партии.

Продолжение проекта

Проведение турниров в классе

Данный проект запланирован в курсе 3 класса в рамках одного часа. Если у вас очень сильный класс, в конце урока может остаться 5 – 10 минут на проведение кругового или кубкового турнира в классе. Для это вы можете использовать турнирную таблицу на с. 10 – 11 и дерево турнира на с. 12 – 13. Если времени на это не останется – не страшно: в курсе 4 класса запланирована вторая часть проекта «Турниры и соревнования», которая как раз и будет состоять в проведении турниров в классе.

Ниже приводится описание нескольких игр, математическое содержание которых будет рассматриваться в курсе 4 класса. Можно предложить детям посоревноваться в умении играть в некоторые из этих игр или взять заведомо известные ребятам игры. Конечно, выбирать нужно такие игры, в которых не существует простого способа выигрыша или он не известен детям. Если в школе проводится какой-то спортивный турнир, можно использовать его результаты.

Кубковый турнир за 10 минут провести вполне реально. Если в классе меньше 32 учащихся (например, 25), проще всего выбрать 16 участников турнира, а остальных назначить контролерами. В этом случае последний уровень вершин дерева на странице 12 нужно аккуратно зачеркнуть.

Круговой турнир потребует значительно большего времени. Если в классе 30 человек, то по круговой системе надо будет проводить очень большое число игр – более 400. Если у вас нет возможности отвести на данный проект дополнительный урок, можно играть после уроков или на переменах, или разбиться на группы и устроить круговые турниры в группах, а среди победителей провести кубковый турнир для определения сильнейшего в классе. Можно придумать и другие варианты работы. Например, у вас в классе 23 человека. Можно 16 из них сделать участниками кубкового турнира, а остальные 7 учеников будут проводить круговой турнир в своей группе. Чтобы выяснить, кто победит в классе, два победителя турниров сыграют между собой.

Дополнение. Игра в камешки

В эту игру часто играют дети, используется она и в различных соревнованиях на смекалку. Вы можете использовать эту игру при работе с проектом «Турниры и соревнования».

Правила игры такие. Перед двумя играющими кладется кучка камешков. Из этой кучки за один ход игрок берет не меньше одного, но не больше некоторого, заранее оговоренного числа камешков. Игроки делают ходы по очереди. Пропускать ход нельзя. Тот, кто сделает последний ход, выиграл. Игрок, которому при очередном ходе брать нечего, проиграл. Обычно разрешается брать 1, 2 или 3 камешка.

Вот еще три варианта игры.

  1. Из кучи можно брать 1, 2 или 3 камешка. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры на руках оказывается четное число камешков.
  2. Камешки лежат в двух кучках. За один ход можно брать любое число камешков, но только из одной кучки. Выигрывает тот, кто делает последний ход.
  3. Камешки лежат рядами. В первом ряду 3 камешка, во втором ряду 5, а в третьем ряду 7 камешков. За один ход можно брать любое число камешков, но только из одного ряда. Выигрывает тот, кто делает последний ход.

Игре в камешки будет посвящено много времени в курсе 4 класса.

Заключение

Умение правильно организовывать деятельность группы людей для решения общей задачи и точно выполнять отведенную тебе роль – важный для общества результат обучения. Развитие этих умений – еще одна педагогическая цель проектов.

В процессе выполнения проектов учащиеся выступают и как организаторы – в момент выработки стратегии сортировки или стратегий победы в игре, и как исполнители – занимаясь сортировкой по заранее придуманному алгоритму. Попеременное исполнение учеником этих ролей – организатора и исполнителя – очень полезно.

kopilka13.blogspot.com

1. Табличное решение логических задач

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский », « немецкий », « английский », « итальянский »). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие:

 

3.png

 

В условии задачи явно указано наличие (отсутствие) связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу. Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать \(1\), а его отсутствие — \(0\).

В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:

Маша играет на рояле;Оля играет на виолончели;Лена не играет на арфе.

 

4.png

 

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части:

Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.

Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.

Виолончелистка не говорит по-итальянски.

5.png

 

Таким образом, увлечения Маши — рояль и английский, Оли — виолончель и немецкий, Лены — скрипка и французский, Вали — арфа и итальянский.

www.yaklass.ru

Помогите решить задание по информатике за 4 класс часть 3 семенов про камешки :: kingtorcaka

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь вы найдете ответы и подсказки для решения задач из Рабочей тетради по информатике, 4 класс, авторы - Рудченко, Семенов. Задача 12. В процессе решения данной задачи все учащиеся должны освоить правила игры «камешки». Во-вторых, есть три группы упорядочения двух слов, одно из которых является частью другого (например В процессе решения данной задачи все учащиеся должны освоить правила игры «камешки». Эти задачи отчасти из курса информатики и отчасти из курса русского языка. В третьей части курса ("Информатике 4") дети продолжат заниматься проблемами Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.3/ А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко. ИНФОРМАТИКА Пособие для учителя 4 класс Часть 1. Занятия в ( У чебник - тетр адь , часть 1, с. 14–17.) Семенов Алексей Львович Рудченко Татьяна Ответ: 0 F Задача 2. Данное задание считается полностью решенным, если учащийся правильно информатика 4 Проект «Информатизация системы образования» А. Л. СЕМЁНОВ Т. А Учебно-методический комплект для 4 класса состоит из учебникатетради (две части), тетради Дерево Л поможет другую задачу: решить и Найти в с е в о з м о ж н ы е п о з и ц и и после жека Ученик (92), на голосовании 2 года назад. найди выиграшные и проигрышные позиции для игры камешки, в которой можно брать 1 или 3 камешка за ход, расскрась числовую линейку до 11,пользуясь раскрашеной линейкой, ответь на вопрос. Информатика 4 класс Семенов, Рудченко, задание 21. Оля, Лена, Ян и Коля играли в. камешки 5 баллов. 1 ответ. Помогите решить ,пожалуйста.буду очень благодарна. Информатика. «Информатика 4» (А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко). Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей Компьютерный урок «Игра Камешки». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 3. Информатика: Учебное пособие для 4 класса начальной школы. В 2 частях. / ГДЗ: Спиши готовые домашние задания по Информатике за 4 класс, решебник Горячева А.А., онлайн ответы на OTBET ру. В данном решебнике собраны ответы на все задания, а также рекомендации по выполнению отдельных упражнений к учебнику по информатике за 4 класс. 4 класс Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4." Решебник по информатике 4 класс для школьников. Раньше с этим дела обстояли сложнее, приходилось упрашивать родителей, старших братьев или сестер, одноклассников помочь сделать задание.

kingtorcaka.webnode.ru

1. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Пример:

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя») «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причём между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие.

 

2.png

 

В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу.

Наличие свойства у пары объектов девочка играет на музыкальном инструменте, («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать \(1\), а его отсутствие — \(0\).

 

В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что: Маша играет на рояле; Оля играет на виолончели; Лена не играет на арфе.

 

3.png

 

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:

 

Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.

Виолончелистка не говорит по-итальянски.

 

4.png

 

Получим, что увлечения Маши — рояль и английский, Оли — виолончель и немецкий, Лены — скрипка и французский, Вали — арфа и итальянский.

www.yaklass.ru

Решение логических задач с помощью таблиц

Разделы: Математика

В книге “Занимательная логика” Э.Кольмана и О.Зиха имеется много интересных логических задач. Вот одна из них.

1. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. “Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия”, - заметил черноволосый. “Ты прав”, - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Решение. Для решения подобных логических задач полезно составить таблицу.

  Белов Чернов Рыжов
блондин      
брюнет      
рыжий      

Ответ.

  Белов Чернов Рыжов
блондин - + -
брюнет - - +
рыжий + - -

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком.

Куда налита каждая жидкость?

Ответ.

  бутылка стакан кувшин банка
Молоко - - + -
Лимонад + - - -
Квас - - - +
вода - + - -

3. В течение последних четырех лет Алексеев, Фомин, Дементьев и Иванов получали очередной отпуск в мае, июне, июле или в августе. Причем, если один из них отдыхал в мае, то другой - в июне, третий – в июле, а четвертый – в августе. Каждый их них получал отпуск в эти четыре года в разные месяцы. Так в первый год Дементьев отдыхал в июле, во второй год – в августе. Алексеев во второй год отдыхал в мае, Иванов в третий год – в июне, а Фомин в четвертый год – в июле.

Кто в каком месяце отдыхал в каждом из этих четырех лет?

Ответ.

  1 –й год 2 –й год 3 –й год 4 –й год
Алексеев июнь май июль август
Фомин май июнь август июль
Дементьев июль август май июнь
Иванов август июль июнь май

Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого и синего цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и туфель совпадали. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми, Наташа была в зеленых туфлях.

Определить цвет платья и туфель каждой из подруг.

Решение: можно решать, составляя две таблицы, а можно таблицы объединить в одно целое.

  Аня Валя Наташа     Аня Валя Наташа
Белые туфли + - - Белое платье + - -
Зеленые туфли - - + Зеленое платье - + -
Синие туфли - + - Синее платье - - +

 

  белое платье зеленое платье синее платье белые туфли зеленые туфли синее платье
Аня            
Валя            
Наташа            
белые туфли        
зеленые туфли      
синие туфли      

5. Три друга – спортсмена - Алеша, Вася и Сережа – учились в одном классе. Каждый из них увлекался двумя видами спорта из следующих шести: футбол, волейбол, баскетбол, теннис, плавание и велоспорт. Известно, что:

Надо узнать, кто каким спортом увлекается.

Ответ.

6. На школьном вечере четыре юноши: Валентин, Николай, Владимир и Алексей все из разных классов, и их одноклассницы танцевали танец, но каждый юноша танцевал не своей одноклассницей.

Лена танцевала с Валентином, Аня – с одноклассником Наташи, Николай - с одноклассницей Владимира, а Владимир танцевал с Олей.

Ответ.

Танцевали Лена с Валентином, Оля с Владимиром, Аня с Николаем, Наташа с Алексеем.

Учатся в одних классах Аня и Владимир, Оля и Валентин, Лена и Алексей, Наташа и Николай.

Кто с кем танцевал?

А вот эту задачу придумали дети после очередного занятия математического кружка в 6 классе.

7. В одном поселке живут три товарища: Саша, Коля и Петя, которые осваивают новую профессию. Один из них готовится стать дизайнером, другой - садоводом, третий - парикмахером. Кроме того, все они имеют и другую профессию: один строитель, другой – руководитель драмкружка, а третий ведет дискотеки. В разное время они сказали разные фразы:

Попробуйте по этим фразам установить, кто из друзей осваивает какую профессию и какую профессию они уже имеют?

Ответ.

8. Сокровиша.

Три пирата: Нытик, Стрелец и Барс зарыли свои сокровища на одном острове. Один из них зарыл возле дерева лимона, другой – банана, а третий – абрикоса. Ёмкость для хранения тоже у каждого была своя: один использовал сундучок, второй – большую морскую ракушку, а третий – кожаный мешочек.

Определите имя пирата, а также где и чем хранил свои сокровища каждый из них, если известно, что:

  1. Ракушку использовал не Нытик.
  2. Тот, кто закопал сокровища под абрикосом, использовал мешочек.
  3. Барс закопал сундучок, но не под лимоном.
  банан абрикос лимон сундучок ракушка мешочек
Нытик            
Стрелец            
Барс            
сундучок        
ракушка      
мешочек      

Ответ.

имя дерево тара
Нытик абрикос мешочек
Стрелец лимон ракушка
Барс банан сундучок

9. После традиционного вечера встречи с бывшими выпускниками школы в стенгазете появилась заметка о трех бывших учениках школы. В этой заметке было написано, что Иван, Борис и Андрей стали учителями. Теперь они преподают разные дисциплины: один – математику, второй – физику, третий – химию. Живут они тоже в разных городах: Минске, Витебске и Харькове. В заметке было еще написано, что первоначальные их планы осуществились не полностью: Иван работает не в Минске, Андрей – не в Витебске; житель Минска преподает не математику, Андрей преподает не физику. Повезло только жителю Витебска: он преподает любимую им химию. Кто есть кто?

Ответ.

10. Арташ, Отар, Гурам и Сурен занимаются в разных спортивных секциях. Один из них играет в баскетбол, другой – в волейбол, третий – в футбол, четвертый – в теннис. У них различные увлечения: один из них любит кино, другой – театр, третий – эстраду, а четвертый – цирк. Арташ не играет ни в волейбол, ни в баскетбол. Отар играет в футбол и любит театр. Сурен не играет в волейбол. Тот из ребят, кто играет в волейбол, любит ходить в кино, а тот, кто играет в баскетбол, не любит цирк. Какое у каждого из них увлечение, и каким видом спорта занимается каждый?

Ответ.

11. Первоклашки.

Год назад с нашего двора первый раз в первый класс пошли 5 мальчиков. Их имена: Петя, Коля, Ваня, Гена и Миша. Получилось так, что все пятеро попали в разные классы: один в класс “А”, другой – в “Б”, третий – в “В”, четвертый - в “Г”, пятый – в “Д”. Каждому из ребят досталась в качестве классного руководителя добрая учительница: Лидия Михайловна, Елена Анатольевна. Екатерина Кирилловна. Татьяна Григорьевна и Виктория Николаевна. Дети учились прекрасно, напротив их фамилий ( Анисин, Белов, Кукушкин, Степанов и Харитонов) всегда были практически одни пятерки.

Определите имя, фамилию, класс и добрую учительницу для каждого из первоклашек, если известно, что

  1. Ваня учится у Татьяны Григорьевны и его фамилия не Степанов.
  2. В классе “Д” преподает не Екатерина Кирилловна.
  3. Коля учится в классе “Б”. Он старше на 1месяц, чем Белов, и младше на 12 дней, чем тот, кто учится у Татьяны Григорьевны.
  4. Елена Анатольевна преподает в классе “Г” и у нее нет ученика по фамилии Белов.
  5. Харитонов Гена дружит с Петей и с тем, кто ходит в класс “А”.
  6. Кукушкин учится в классе “А”. Его учительница не Лидия Михайловна и не Екатерина Кирилловна.
  7. Анисин учится в классе “В” и его имя не Петя и не Миша.
Имя

Учительница

Класс
Петя Коля Ваня Гена Миша Лидия Михайловна Елена Анатольевна Екатерина Кирилловна Татьяна Григорьевна Виктория Николаевна А Б В Г Д
Фамилия Анисин                              
Белов                              
Кукушкин                              
Степанов                              
Харитонов                              
Класс А                    
Б                    
В                    
Г                    
Д                    
Учительница Лидия Михайловна          
Елена Анатольевна          
Екатерина Кирилловна          
Татьяна Григорьевна          
Виктория Николаевна          

Ответ.

фамилия имя учительница класс
Анисин Ваня Татьяна Григорьевна В
Белов Петя Лидия Михайловна Д
Кукушкин Миша Виктория Николаевна А
Степанов Коля Елена Анатольевна Б
Харитонов Гена Елена Анатольевна Г

На математическую олимпиаду в город Киров поехало четыре девятиклассника: Лева, Коля, Миша и Петя. В первый день они решили позавтракать в разных местах: один пошел в кафе, другой – в столовую, третий – в закусочную, четвертый – в буфет. После завтрака они снова собрались вместе. Разговор, естественно, зашел о том, кто как позавтракал. Выяснилось, что все они пили разные напитки, так как в каждом из этих мест, где они завтракали, оказалось в наличии только по одному напитку: в одном месте – только кофе, в другом – только молоко, в третьем – только ряженка, в четвертом – только чай. В буфете, например, было только молоко, а в столовой не было ряженки. Петя рассказал, что он был в столовой, но пил там не чай. Лева рассказал, что он пил ряженку, а Миша сказал, что он не был ни в закусочной, ни в буфете. Кто из ребят где завтракал и что пил?

Ответ.

Задачи для самостоятельного решения.

1. В начале учебного года пятиклассники избрали старосту, председателя совета отряда, звеньевых первого, второго и третьего звеньев. Их имена: Аня, Боря, Вася, Гриша и Дина. Звеньевая первого звена решила подружиться со звеньевой второго звена. Дина удивилась, узнав, что председатель совета отряда и звеньевая второго звена брат и сестра. Гриша дружит с председателем совета отряда и со старостой. У Васи нет сестер.

Назовите имена каждого из избранных.

Ответ.

2. Петя, Гена, Дима и Вова занимаются в детской спортивной школе в разных секциях: гимнастической, баскетбольной, волейбольной и легкой атлетики. Петя, Дима и волейболист занимаются в одном классе. Петя и Гена на тренировки ходят пешком вместе, а гимнаст ездит на автобусе. Легкоатлет не знаком ни с баскетболистом, ни с волейболистом.

Кто в какой секции занимается?

Ответ.

3. Пять человек живут в одном городе. Их имена: Леонид, Владимир, Николай, Олег и Петр. Их Фамилии: Степанов, Борисов, Козин, Дроздов и Истомин. Известно, что

Назовите имена и фамилии каждого.

Ответ. Борисов Владимир, Степанов Николай, Козин Леонид, Дроздов Петр. Истомин Олег.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai



Урок 62-63. Проект «Турниры и соревнования»

План

  1. Общее обсуждение.
  2. Решение задач 2–5 из тетради проектов.
  3. Проведение реальных турниров и соревнований.

Общее обсуждение

Весь мир постоянно соревнуется. Различным соревнованиям (спортивным и не только) отводится большое место в жизни людей. Спортивные соревнования проводятся по разным правилам, но мы не будем заниматься правилами конкретных видов спорта и игр (хоккей, бег или камешки), а обсудим, как выявляется победитель.

Существует много вариантов определения победителя в состязаниях. Попросите детей вспомнить или придумать правила выявления лучшего в различных состязаниях: бег, спортивные игры, прыжки в высоту, прыжки в длину.Затем ограничьте задачу играми, в которых два человека или две команды встречаются между собой. Для начала лучше считать, что такие встречи заканчиваются обязательно победой одной или другой стороны. В паре всегда будут выигравший и проигравший. Но людей у нас не двое, а целый класс. Как определить лучшего?

Скорее всего, дети (особенно мальчики) знают, что на соревнованиях либо каждый участник встречается с каждым (как в первенстве страны по футболу), либо проигравший сразу выбывает (так разыгрывают кубок страны, так проходят соревнования по теннису).

Круговой турнир, в котором все соперники встречается между собой, изображается в виде таблицы:

Кубковый турнир удобно наглядно представить в виде дерева:

Увлекающиеся спортивными зрелищами ребята могут сказать, что часто в соревнованиях сначала проводятся круговые турниры в группах, а затем победители или призеры групп играют кубковые матчи на выбывание. Такой вариант соревнования можно изобразить в виде дерева, листья которого содержат таблицы круговых турниров.

Выслушав все, что известно детям, обсудите, какие схемы они считают справедливыми, а какие нет. В этом обсуждении стоит отдельно рассмотреть два случая.

1. Более реальный – победитель игры в паре заранее неизвестен. Именно так обстоит дело в огромном большинстве игр и состязаний, поскольку все они имеют элемент случайности. 2. Менее реальный – силы соревнующихся очень разные, и мы заранее знаем, кто в какой паре победит. Дети, скорее всего, скажут, что круговой турнир более справедливый, чем кубковый. Можно не выяснять сейчас, в чем справедливее и почему они так считают, а оставить это до подведения итогов классных соревнований.

Решение задач 2–5 из Тетради проектов

Работа над проектом предполагает решение задач из Тетради проектов и проведение реальных соревнований в классе. Ниже приводится описание нескольких игр, математическое содержание которых будет рассматриваться в четвертом классе. Можно предложить детям посоревноваться в умении играть в некоторые из этих игр. В Тетради проектов есть бланки для кругового и кубкового турниров.

На страницах 6 и 7 Тетради проектов для конкретных примеров описаны правила проведения круговых и кубковых турниров. Примеры показывают, что в турнирах, проводимых по разным системам, могут быть разные победители – даже при одинаковых результатах игр. Решение задач подтвердит такую возможность.

В круговом турнире (задача 2) места команд распределятся следующим образом:

В кубковом турнире уже в первом круге выйдет из борьбы победитель кругового турнира – 4 «А» класс. В результате победителем кубкового турнира становится 4 «В» класс.

Решая задачу 5 Тетради проектов, учащиеся еще раз убеждаются в том, что результаты турниров зависят от правил их проведения и первоначальной расстановки игроков в листьях дерева турнира.

Проведение реальных турниров и соревнований

После всех обсуждений полезно провести в классе какой-нибудь игровой турнир и занести его результаты в таблицу (таблицы для кубкового и кругового турниров приведены на с. 8–11 Тетради проектов). Можно играть и в спортивные игры, и в математические. Конечно, выбирать нужно такие игры, в которых не существует простого способа выигрыша или он не известен детям.

Например, каждый урок можно начинать с короткой игры в парах. Круговой турнир потребует значительно большего времени.

Нарисовав таблицу, попросите детей подсчитать, сколько игр придется провести, если в турнире один круг (6 игр). После этого можно изобразить дерево кубкового турнира и подсчитать, сколько потребуется игр для выявления победителя в кубковом турнире.

Если в классе 30 человек, то по круговой системе надо будет проводить очень большое число игр – более 400. Можно подсчитать, сколько времени займут все игры при продолжительности каждой игры всего 4 минуты. После этого обсудите, сколько времени понадобится на турнир с учетом того, что некоторое количество игр может происходить одновременно. Если будет очевидно, что времени на круговой турнир с участием всего класса не хватает, лучше разбиться на группы и устроить круговые турниры в группах, а среди победителей провести кубковый турнир для определения сильнейшего в классе. Довольно интересно строить турнирные деревья по таблице. В таблице имеются результаты игр каждого с каждым. Можно случайным образом расставить учеников в листья таблицы турниров и выявить победителя, не проводя реальных игр, а списывая результаты игр из турнирной таблицы. Потом расставить учеников иначе и снова попробовать выявить победителя. Если победитель кругового турнира не выиграл у всех своих конкурентов, то всегда можно так расставить учеников, что победитель кругового турнира вылетит из кубкового турнира уже на первом этапе. При проведении реального турнира результат, скорее всего, будет другим. Почему?

Обсудите с детьми, в чем состоит сходство выявления первого (победителя) в кубковом турнире с определением первого элемента в множестве методом пузырькового всплытия (см. проект «Сортировка», мини-проект 5). Принцип определения первого в обоих случаях одинаков, только в множестве чисел всегда 15 больше 9, слово ВОРОТА всегда в алфавитном порядке идет раньше слова МОЛОКО, а вот в футбол сборная России выигрывает у сборной Франции не всегда. В играх, как правило, результат заранее не известен. Иначе зачем проводить соревнования?

Дополнение

Игра в камешки. В эту игру часто играют дети, используется она и в различных соревнованиях на смекалку. Вы можете использовать эту игру при работе с проектом «Турниры и соревнования».Правила игры такие. Перед двумя играющими кладется кучка камешков. Из этой кучки за один ход игрок берет не меньше одного, но не больше некоторого, заранее оговоренного числа камешков. Игроки делают ходы по очереди. Пропускать ход нельзя. Тот, кто сделает последний ход, выиграл. Игрок, которому при очередном ходе брать нечего, проиграл. Обычно разрешается брать 1, 2 или 3 камешка.

Вот еще три варианта игры.1. Из кучи можно брать 1, 2 или 3 камешка. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры на руках оказывается четное число камешков. 2. Камешки лежат в двух кучках. За один ход можно брать любое число камешков, но только из одной кучки. Выигрывает тот, кто делает последний ход. 3. Камешки лежат рядами. В первом ряду 3 камешка, во втором ряду 5, а в третьем ряду 7 камешков. За один ход можно брать любое число камешков, но только из одного ряда. Выигрывает тот, кто делает последний ход.

Заключение

Умение правильно организовывать деятельность группы людей для решения общей задачи и точно выполнять отведенную тебе роль – важный для общества результат обучения. Развитие этих умений – еще одна педагогическая цель проектов. В процессе выполнения проектов учащиеся выступают и как организаторы – в момент выработки стратегии сортировки или стратегий победы в игре, и как исполнители – занимаясь сортировкой по заранее придуманному алгоритму. Попеременное исполнение учеником этих ролей – организатора и исполнителя – очень полезно.

files.school-collection.edu.ru